Взаимодействие с семьёй
методическая разработка по теме

Статья о сложности взаимодействия с сосвременными семьями, пути решения проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semey.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

        В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию с семьей.

        В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родителя являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

        Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

        Изучение опыта работы дошкольных учреждений показывает, что работу с семьей педагоги считают необходимой и трудной, в то же время не все к ней готовы. Есть положительный опыт педагогов, но чаще общение педагогов строится «на уровне взаимных претензий», на формальном общении с родителями.

        Без сотрудничества ДОУ с семьей невозможно решать никакие вопросы воспитания и развития ребенка. Если в ДОУ и семье к ребенку не предъявляют единые требования, дается разная оценка его поведения, используются разные подходы к воспитанию, то у ребенка затрудняется формирование навыков поведения, привычек, представлений, он начинает хитрить и приспосабливаться.

        Сейчас нет жесткой регламентации работы с родителями: темы собраний не определяются вышестоящими инстанциями, как это делалось в 80-е годы Программой педагогического всеобуча родителей. Каждое ДОУ может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей, освещать их в удобной для него форме.

Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон РФ «Об образовании» ст. 18), важно учитывать пожелания родителей, их интересы, устанавливать  «обратную связь» с семьей.

        В этом поможет анкета.

        Слово «анкета» в переводе с французского языка означает «список вопросов». Этот метод пришел в педагогику из социологии. Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное ясное указание способа ответа.

        При помощи анкетирования можно многое узнать о семье, о её предпочтениях, интересах, трудностях, ошибках. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребенка.

Анкетирование может показать степень удовлетворенности родителей дошкольным учреждением.

Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. А потребности родителей в знаниях можно реализовать в разнообразных формах: проведении собраний, встреч «За круглым столом», консультациях, в папках-передвижках , тематических встречах и т.д.

Потребности родителей в знаниях можно выявить и при помощи беседы, важнейший принцип которой –  двусторонняя активность беседующих. Педагог придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача – вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так ставить вопросы, чтобы родители не только отвечали на них,  но и приводили примеры из собственного опыта. В ходе беседы родители могут спросить педагога, как можно наказывать детей и нужно ли это делать, как организовать досуг в семье и многое другое. Педагог при этом должен дать компетентный ответ.  Только не злоупотреблять при ответе научными терминами.

Например, рабочие термины педагогов – «сенсорное воспитание», «дидактическая игра», «сензитивный период» – могут быть непонятны родителям, далеким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.

Планируя встречу с родителями по какой-либо теме, педагог должен серьёзно к ней подготовиться, хорошо владеть материалом. Можно заготовить «опорные конспекты», карточки, схемы или таблицы. Чтение текста «по бумажке» оттолкнет родителей, контакт между выступающим и аудиторией не будет установлен. Возникновение доверительных отношений  зависит  не только от информации, которую преподносит педагог, но и от его поведения: проявление доброжелательности, внимания, заинтересованности. Следует отметить, что такие встречи необходимо проводить в форме диалога. Установка на монолог заранее обрекает педагога на неудачу. В этом порой и кроется одна из причин отсутствия интереса родителей к собраниям, поскольку они после работы, со своими проблемами, уставшие приходят в ДОУ, а им читают доклад. Перед такими встречами с родителями следует подобрать материал, продумать стиль и форму общения.

Очень важна и форма оповещения родителей о проведении предстоящей встречи. Рекомендуется вывешивать объявление примерно за 2-5 дней . Название встречи должно быть «агитирующим», проблемным. Например, «Нужна ли игра ребенку?», «Можно ли обойтись без наказаний?», «Как воспитать у ребенка самостоятельность? и т.д.» Рекомендуется продумать методы активизации родителей. Под активизацией родителей мы понимаем формирование интереса к обсуждаемому вопросу, ассоциации с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала.

 Важно переключать внимание родителей: прослушав сообщения педагога предложить для анализа ситуации, примеры, использовать шутку, юмор, наглядный материал и т.д. Можно просмотреть видеоматериалы о жизни детей в ДОУ (особенно это рекомендуется для родителей раннего возраста, так как открытые занятия с детьми не проводятся), фотоматериалы, совместные задания.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, заведующего, старшего воспитателя,  специалистов, родителей –  их отношения к самим себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

Типы родительского отношения к воспитанию ребенка:

«Пассивный родитель» – он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а это мне ни к чему». Такие родители  перепоручают своих чад заботам профессионалов. Обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта  со своими родителями.

«Избегающий проблем» – такой родитель словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «всё в порядке», даже если специалисты (психолог, логопед, медики, воспитатели) советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники. Для таких родителей характерно в некоторых случаях утаивание очень важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны  помочь ребенку. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов, например, результатов тестирования, обследований, проведенных психологом, медработником, педагогом ДОУ. В крайнем случае родитель может ответить: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у меня нормальный ребенок».

 Родитель также может панически бояться разглашения диагноза, поэтому работнику ДОУ необходимо установить с ним особо доверительный контакт, чтобы он поверил в безопасность обращения к специалистам за помощью. Иначе ребенку невозможно вовремя помочь.

 «Агрессивно-недовольный» – родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного  общения с работниками данного ДОУ. Такое поведение родителей может негативно сказаться на отношениях их ребенка с воспитателем, который начинает бояться постоянных конфликтов

«Надменный интеллектуал» – родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если  информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему кажется, что специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода». В таких случаях «снобизм» родителей может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидна.

За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы.

К сожалению, в этих случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего ребенка.

Подобные тенденции проявляются особенно часто, если ребенок единственный, очень дорог или на него возлагаются особые надежды.

Родителям в этих случаях бывает трудно признать, что с их чадом что-то не так.

Родители, избегающие проблем ребенка, втайне надеются уйти от ответственности за своего малыша, не уделяют ему достаточно внимания, но требуют, чтобы это делали за них другие.

В группах ДОУ есть немало в целом нормальных детей со специфическими трудностями в поведении, которые требуют от воспитателя специальных навыков работы. Это дети с энурезом, плохо адаптирующиеся к условиям пребывания в группе, гиперактивные, робкие, невротичные, агрессивные и т.д. Проблемы детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями – это особый разговор и «головная боль» педагога. Но также это может быть источником конфликта воспитателя, других специалистов ДОУ с родителями, если у взрослых недостаточно сформированы навыки конструктивного общения в конфликтных ситуациях. Если конфликт все же разгорелся, то могут пострадать не только дети, но и взрослые.

Например, может возникнуть стойкая антипатия со стороны воспитателя к такому ребенку, что может подсознательно настраивать против него также и других детей группы, спровоцировать уменьшение педагогического внимания к этому ребенку из-за страха перед его скандальной мамой, что явно не будет способствовать росту профессиональной самооценки у самой воспитательницы и отразится на её эмоциональном самочувствии, а, следовательно, на всех  детях группы.

        Таким образом, несогласованность в действиях педагога и родителей может быть одной из причин дезадаптации ребенка в  саду, неэффективности педагогических воздействий воспитателя.

        Воспитатели и родители могут совершенно по-разному, а иногда ошибочно, смотреть на одну и ту же проблему ребенка. И здесь воспитателям требуются навыки конструктивного диалога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка.

        Не секрет, воспитатели могут не подходить по своему душевному складу для работы с людьми, а тем более детьми. Как и на всякой работе, где необходим профессиональный и личностный рост, недостаток профессиональной подготовки не может не сказаться на качестве работы специалиста с детьми и родителями.

        Несмотря на то, что в детских садах много прекрасных педагогов, остается довольно много негативных моментов в работе воспитателей. Это игнорирование мнения родителей, недооценка их опыта и условий семейного воспитания ребенка, превознесение собственных педагогических успехов и заслуг, раздача «ярлыков» и детям, и их родителям («яблоко от яблони..», «его уже не исправишь», «ему нужен другой сад», «у таких родителей такой ребенок, ничего удивительного» ) и т.д.

Среди воспитателей можно наблюдать следующие типы поведения:

        «Воспитатель родителей» – для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется всё объяснить, которые, по мнению воспитателя, менее компетентны. Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в их проблемах с ребенком, но все равно смотрят на них свысока.

        «Закрытые воспитатели» – не хотят внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, заведующей, старшего воспитателя. Не слишком балуют родителей информацией об их детях. Скованны, немногословны со взрослыми, но более комфортно чувствуют себя детей, сосредоточены на своей работе, исполнительны.

        «Интеллектуалы» – воспитатели, которые больше уделяют внимания развитию у детей мыслительной сферы, но не эмоций и чувств, игнорируют коммуникативную деятельность детей. В своей работе такие воспитатели уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.

        «Дисциплинщики» – требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушение дисциплины и порядка. Проявления  инициативы ребенка не приветствуются. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато гиперактивные  часто наказываются как нарушители спокойствия. Претензии к родителям у такого воспитателя касаются в основном дисциплины и послушания ребенка. Занятия с детьми у таких педагогов часто строятся как ученические, только короче, и на более доступном конкретном материале. Детям бывает скучно на таких занятиях.

        К сожалению, непонимание потребностей ребенка взрослыми, как родителями, так и воспитателями, приводит к постепенному накоплению у детей неудовлетворенности, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации.   Эта тенденция усиливается из года в год, воспитателям приходится обращать всё большее внимание в своей работе. Дети становятся всё более пассивны, с ними труднее работать,, труднее их заинтересовать, расшевелить. Причина до конца не выявлена. То ли это недостаточное внимание родителей, то ли засилье телевизионных программ и новых компьютерных игр, недостаток общения, трудная жизнь родителей, но факт остается фактом – дети становятся менее активными и подвижными, менее  эмоционально отзывчивыми и любознательными, но более болезненными, нервными.

        Кроме этих проблем со взрослыми, у ребенка возникает масса трудностей в общении со сверстниками, особенно в старших группах.

Переживания ребенка редко волнуют взрослых, они не придают им особого значения в понимании поступков и поведения ребенка, а также своей роли в них.

Чтобы обеспечить действительно комфортные, развивающие условия для ребенка в детском учреждении, необходимо более полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, а не только взрослых о том, что хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. И здесь несомненно важно работать с родителями в тесном взаимодействии.

Удачной находкой для согласования работы всех служб и родителей ДОУ могут стать «информационные корзины», в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания по работе каждой службы учреждения.                                                    

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....

Системный подход в развитии профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьёй.

 В предложенной статье описывается деятельность педагогического коллектива работы с семьей в рамках инновационного развития,идейность управленческой работы по достижению высоких результато...

Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей

Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...

взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания

Файл содержит в себе формы работы с родителями....

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй дошкольника

Данная презентация наглядно отражает мой опыт работы по нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников. Нетрадиционными формами стали проводимые мной групповые вечера-досугов с активным ...