"Как повысить познавательную активность дошкольника"
методическая разработка по теме

Богомолова Анна Ивановна

рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivtie_lyuboznatelnosti-1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

             КАК ПОВЫСИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ              

                АКТИВНОСТЬ       ДОШКОЛЬНИКА.

      Познавательная активность дошкольников -

это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы,в проявлении элементов творчества ,в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

   Мы предлагаем  использовать следующие методы:

1.Доказано,что дети старшего дошкольного возраста способны  к таким мыслительным операциям,как анализ и синтез.Опираясь на эту способность,можно применить соответствующий метод обучения.

   Например,ребенок рассматривает картинку,на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома.Взрослый предлагает назвать признаки,по которым ребята определили профессию человека.Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного,причинного анализа,позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками,выявленными в элементарном анализе.Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные,значимые связи и отношения.

2.Задания на сравнение по контрасту и по подобию,сходству.Дети могут сравнивать человека и животное,животных и птиц между собой(чем похожи и чем отличаются),поступки,проявления чувств и т.д.Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных,ярких представлений.

  Сравнение по контрасту детям дается легче,чем сранение по подобию.

3.Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнить задания на группировку  и классификацию.Для того,чтобы группировать,классифици-    ровать предметы,явления необходимо умение анализировать,обобщать,                                   выделять существенные признаки-все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

  Начинать следует с простых заданий:        «Разложи картинки на 2 группы:в одну отбери все,что нужно для работы повару,а в другую-врачу».Далее задания усложняются:например,дошкольникам предлагаются разные предметы или изображения на картинках:зимняя шапка,панама,зубная  щетка,мяч ,лыжи,карандаши.Задание:отбери предметы,которые нужны будут девочке зимой,мальчику-летом.Объясни решение.А теперь отбери предметы,которые нужны для игры,для того,чтобы быть здоровым.

4.Проявлению самостоятельности,элементов творчества,выдумки способствуют такие виды деятельности,как моделирование и конструирование.

   Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Детей нужно учить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы,дороги в детский сад,участка детского сада.

    В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал,поделки из бумаги,игрушки .

   Метод моделирования  и конструирования    развивает мышление    и                                         воображение.

    Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения,практической реализации   и  игровой мотивации.

5.Дети задают   взрослым   массу вопросов.По ним можно   судить о направленности интересов ребенка. Hужно задавать детям продуманные вопросы,не только репродуктивного характера,но и проблемного.От ребенка требовать ответ не на только что услышанное,а  с помощью вопросов направлять его на рассуждения,раздумия.

6.Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением:«Ты хочешь еще что-нибудь узнать о Северном полюсе?Тогда спрашивай,я постараюсь тебе ответить».

7.Приучать детей к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо,особенно будущим школьникам.

8.Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов.Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и как правило,используются для ознакомления с живой и неживой природой,с различными техническими усройствами и приборами.Ценность этих приемов заключается в том,что они дают возможность ребенку самому найти решение,подтверждение или опровержение собственных представлений.

 

            Растим  любознательных.

Определите, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности (игре,в общении со взрослыми,сверстниками).

Обратите внимание на следующее:

1.Задает ли Ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?

2.Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?

3.Стремится ли Ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации: иллюстрации, телепередачи, собственные  наблюдения?

4.Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

5.Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки. лепка, конструирование и др.)?

6.Способен ли к длительному сосредоточенному  вниманию,         когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолевать различные трудности?

7.Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность,                           выразительность речи по проявлению интереса к предмету или      явлению?

8.К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?

9.Широк или узок круг интересов Вашего ребенка?Постоянны или изменчивы его интересы?

10.Что делается в семье для развития интересов ребенка?

                            Памятка  для  родителей

   

        «Как отвечать на детские вопросы».

1.Отнеситесь к вопросам детей с уважением,не отмахивайтесь от них.

2.Внимательно вслушайтесь в детский вопрос,постарайтесь понять,что заинтересовало ребенка в том предмете,явлении,о котором он спрашивает.

3.Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы,избегайте сложных слов.

4.Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями,побудить  к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

5.Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность         ребенка,отвечая на его вопросы встречными:«А ты думаешь как?»

6.В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью,посмотреть иллюстрации   в книге,послушать рассказ из книги.

7.Отвечая на вопрос ребенка,воздействуйте на его чувства.Воспитывайте в нем чуткость,тактичность к окружающим людям.

8.Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка,не бойтесь ему сказать :« Вот станешь чуть-чуть постарше,                        пойдешь в школу,научишься читать,узнаешь многое и сможешь сам  ответить на свой вопрос».Но важно помнить,что все равно ребенок  ждет от вас ответа,пусть он будет короткий,лаконичный и правдивый.

9.Дети ,задавая  вопросы взрослым,порой хотят привлечь к себе внимание,т.е. хотят,чтобы  мама и папа поговорили,     пообщались  с ними, и  в таком случае  ребенку даже не будет важен  сам ответ.Главное – на него обратили внимание!

              « Почему» В.Шапов.

                Сын  пришел к отцу с вопросом.

                Папа!Папа! Вот смешно!

                Почему ,скажи мне, просом

                Называется  зерно?

                Почему сосед новатор?

                Что такое экскаватор?

                 Почему шагает он?

                Как без спичек жили раньше?

                Почему бывает дым?

                -Да отстань же ты,отстань же

                С почемучканьем своим.

                -Папа!

                 (сын вернулся вскоре).

                 А бывал в пустыне ты?

                 А приплыть в любое море

                 Могут,думаешь,киты?

                 Почему с ушами заяц?

                 Папа,что такое грань?

                -После,некогда,отстань!

                 Снова сын пришел к папаше..

                -Где луна бывает днем?

                 Папа,папа,а когда же

                 Мы с тобой в театр пойдем?

                 А в ответ сверкнула вспышка:

                 «У меня свои дела!»

                 И ,вздохнув,побрел сынишка

                 От отцовского стола.

                 Почему?Когда же? Где же?

                 Всякий раз ответ один.

                 Постепенно стал  все реже

                 Беспокоить папу сын.

                 Но однажды в час вечерний

                 У почтенного отца

                 От волненья,огорченья

                 Изменился цвет лица.

                 Вопрошал родитель сына:

                 -Вызов в школу ?Почему?Что такое?

                 В чем причина?Совершенно не пойму!

                 У других,посмотришь.детки,

                 Только радуют сердца.

                  Почему твои отметки-

                 огорченье для отца.

                 Почему разбил стекло ты?

                 Поцарапал в школе дверь?

                 Почему одни заботы

                 Причиняешь мне теперь?

                 Почему других ты хуже?

                 В толк никак я не возьму?

                 Отчего же?Почему же?

                 В самом деле ,почему?      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Консультация для родителей "Как повысить познавательную активность детей?"

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, ...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»

Вы познакомитесь,  из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность  дошкольников....

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...