Духовно-патриотическое воспитание дошкольников
статья по теме

Анна  Половнёва

 Актуальность патриотического воспитания в начале ХХ1 века для страны в целом обусловлено значительными коренными изменениями, происшедшими в последние десятилетия во всех сферах жизнедеятельности общества.

Патриотическое воспитание – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким, к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Патриотическое воспитание – понятие емкое Оно должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, мы, взрослые, можем влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-_patrioticheskoe_vospitanie.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

                                    пусть в сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

                                    в которых  воплощается Родина.

                                                                    В.А. Сухомлинский.

 Актуальность патриотического воспитания в начале  ХХ1 века для страны в целом обусловлено значительными коренными изменениями, происшедшими в последние десятилетия во всех сферах жизнедеятельности общества.

Патриотическое воспитание – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание  так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким, к родным местам и гордость  за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Патриотическое  воспитание – понятие емкое  Оно должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким. С умения видеть красоту родной природы  начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, мы, взрослые, можем влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные  возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Исходя из этого можно определить целый комплекс задач:

  1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. воспитание уважения к труду;
  4. развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  5. формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. расширение представлений о городах России;
  7. знакомство детей с символами государства ( герб, гимн, флаг );
  8. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. формирование толерантности, чувства  уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И  хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. патриотических чувств.

Обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Духовность, по мнению педагога Г.П.Шевченко. Это, интегрированное свойство личности, показатель уровня  человеческих отношений, нравственно – эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, благотворительности, Это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность.

Духовность – это нравственность.

Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности.

Духовность – это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это самое высокое может быть низким, но духовность всегда – предмет человеческих стремлений, направленность его души, устремленность к избранным целям.

Воспитание чувства духовности у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должно вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям на игровой основе. Духовная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, еще в большей мере сказывается на его личности. Наш детский сад уделяет большое внимание духовной сфере, в которой растет и воспитывается ребенок.

В период дошкольного детства закладываются и развиваются те черты характера, которые связывают ребенка со своим народом, его языком, песнями, музыкой, впечатлениями, получаемыми маленьким человеком от природы родного края, деталей быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Сквозь века пронес русский народ свое культурное достояние, самое ценное в фольклоре, христианских праздниках и ритуалах, сказках, былинах, песнях, изделиях народных промыслов и декоративно-прикладном искусстве. Любой народ продлевает себя в детях. Народное творчество неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ направленного эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес  к меткому выразительному слову.

Много интересного о прошлом дети узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо родителям помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России, и только потом – жителем планеты.

Наследование нравственных и эстетических ценностей в дошкольном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания и духовно-нравственного развития детей, воспитания у них чувства любви к Отечеству.

Сейчас я работаю с детьми средней группы. В группе оформлен  уголок патриотического воспитания, где размещена геральдика, альбом о Белгороде, карта Белгородской области, фотографии музеев и достопримечательностей города Белгорода, книги о подвигах народа во время войны, фотографии детского сада.

Вместе с родителями оформили уголок по духовно-нравственному воспитанию. Дети принесли фотографии с бабушками и дедушками, с большим интересом о них рассказывают. Альбом «Святые места Белогорья» помогает детям познакомиться с церквями города Белгорода, их исторической значимостью, оформили  альбом  «Мой тихий город белый», «Семейные реликвии». В детском саду оформлена «Русская горница», где дети знакомятся с бытом, жизнью, историческим прошлым русского человека,  Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной  не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических культурных традиций своего народа. С детьми провела  непосредственно-образовательную деятельность на тему; «Святые наши имена», «Зернышки».  Было проведено родительское собрание «Семейные традиции».  Сейчас все празднуют Рождество и Пасху. Познакомила детей с историей праздника Рождество. С подгруппой детей провела беседу «Святитель Николай Угодник», при этом присутствовал священник отец Владимир. Из вощины сделали с детьми свечи,

Прошлый год у меня была выпускная группа. С детьми систематически проводилась работа по духовно-патриотическому воспитанию.

С детьми подготовительной группы проводилось интервьюирование на тему «День победы». Накануне праздников, посвященных «Дню победы», «Дню освобождения Белгорода», «Дню защитника Отечества», в детском саду проводились открытые мероприятия, на которые приглашались ветераны. Дети с ветеранами заложили в детском саду «Аллею славы», выпускники посадили аллею роз, возлагали цветы к памятникам, посещали музей Диораму, музей искусств, Краеведческий музей, библиотеку им.А.А.Лиханова.

С нетерпением дети ждали  традиционного «ужина при свечах» на «Рождественские посиделки». Дети наряжаются в русские народные костюмы, щедруют по группам, поют колядки, а затем за столом при свечах едят вареники, пьют чай с печеньем и конфетами

Хотелось бы, чтобы наряду с  современными ритмами в  домах наших воспитанников звучали русские народные песни. стихи, исполнялись игровые пляски с притопами, с шутками, появились интересные творческие работы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - патриотическое воспитание дошкольников.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культ...

Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития

Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к истории и традициям русского и мордовского народов....

Статья «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития»

Мордовия – часть нашей славной России, Прекрасный, чудесный её уголок. Лесами, полями, народом красива, Красив её рек говорливый поток. Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу, Здесь жили эр...

Музыкальное развитие в духовно-патриотическом воспитании дошкольников

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, надо таким его воспитать. Одними призывами любить свой город, свою Родину – ничего н...

«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к физической культуре»

Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом....

Духовно – патриотическое воспитание дошкольников на примере жития святого благоверного князя Александра Невского.

Статья предсталявляет духовно – патриотическое воспитание дошкольников на примере жития святого благоверного князя Александра Невского....