Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития
презентация к уроку на тему

Саламаткина Елена Викторовна

Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к истории и традициям русского и мордовского народов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Духовно- патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития » Выполнила воспитатель: Саламаткина Е.В.

Слайд 2

А ктуальность Потеря истинных ценностей Отсутствие чувства патриотизма и человеколюбия Отсутствие семейных традиций, обычаев Отсутствие уважения и почитания старших

Слайд 3

Цели Расширение представлений о народном быте, искусстве, культуре, о традициях и обычаях русского и мордовского народов Формирование нравственно-патриотических чувств Накопление сенсорно - эмоциональных представлений о произведениях народно - прикладного искусства Обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально - театральную деятельность Приобщение детей к народным играм

Слайд 4

Задачи Знакомить детей с историей, традициями, бытом и фольклором русского и мордовского народов Способствовать развитию познавательной активности, любознательности Способствовать развитию у детей лучших черт национального характера Формировать чувство национального достоинства Воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей

Слайд 5

Приоритеты работы

Слайд 6

Методическое обеспечение Валдоня : Программа и методические рекомендации: для ДОУ РМ/ М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красный октябрь», 2001 Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – М., Просвещение. 1990 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина , О.А.Маханёва , О.Н.Корепанова и др. – СПб.: «Детство-пресс». 2004 Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург. 1999 Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина…// Управление ДОУ /2003, №6 Мы в Мордовии живём: пример. регион. модуль программы дошк . образования/ О.В.Бурляева и др. - Саранск: Мордов . кн. изд-во, 2011 Максименко Н.З. Патриотическое воспитание учащихся – важнейший аспект энтопедагогической подготовки будущих учителей. //Начальная школа №7, 2000 Об актуальных аспектах работы МДОУ по национально-региональному компоненту. Материалы работ городских методических центров. Саранск 2007 Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [ Т.И. Гризик , Т.Н. Доронова , Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч . рук. Е.В. Соловьёва ] . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Слайд 7

Формы работы Непосредственно организованная образовательная деятельность Совместная деятельность Праздники и развлечения Наблюдения в быту и природе Экскурсии в музей и детскую библиотеку Организация конкурсов рисунков и поделок Посещение тематических выставок Просмотр видеофильмов, слушание музыки Встреча с интересными людьми

Слайд 8

Создание атмосферы национального быта

Слайд 12

Кончил дело – гуляй смело!

Слайд 16

У нашего молодца нет забавам конца!

Слайд 18

Живи не скупись, с друзьями веселись!

Слайд 20

Играй, играй, да дело знай!

Слайд 26

Семья – опора счастья!

Слайд 27

Результаты Дети принимают активное, осмысленное участие в народных праздниках, с удовольствием исполняют русские и мордовские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах Дети знают и называют предметы русского и мордовского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними Дети знают произведения устного народного творчества, используют в активной речи считалки, загадки, пословицы, поговорки, и т.д. Играют в русские и мордовские народные игры, знают и выполняют правила игры Самостоятельно и творчески отражают в разных видах деятельности знания о русской и мордовской народной культуре

Слайд 28

Заключение Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников доступные представления о родном крае, о русской и мордовской народной культуре в целом.

Слайд 29

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Выступление

Тема: «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития»

                                                                                        Подготовила:
                                                                                                 воспитатель МДОУ
                                                                                             «Детский сад №5»
                                                                                            Саламаткина Е.В.

Саранск 2014

Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития.

     Наше общество находится в состоянии глубокого нравственного кризиса. Старые ценности и традиции разрушены, а новые  - не сформированы. Сегодня в сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и государству.

     Поэтому назрела необходимость возвращения к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. Ведь, как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

    Цель нашей работы – формирование у детей нравственно-патриотических чувств и качеств посредством этнокультурного развития.

    Задача, которую мы ставим перед собой – научить детей любить землю, где родился и вырос, любить свой народ, его обычаи и традиции, уважать культуру других        народов.
Мы знакомим детей с историей, бытом и фольклором русского и мордовского народов. Невозможно вырастить настоящего человека (гражданина и патриота) без знания своей истории. Любовь к большому надо прививать с малого - с любви к своей семье, к своему детскому саду, к родному городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  
  В своей работе  мы  выделили  следующие        приоритеты:
1.   Создание атмосферы   национального        быта.
2. Широкое использование фольклора (сказки, загадки, поговорки и т.д.).
3. Знакомство с   русскими  и   мордовскими        народными        играми.
4.   Знакомство с    народным        искусством.
5.   Знакомство   с   календарно-обрядовыми        праздниками.
  Работу по данному направлению мы   строим  на  основе  регионального  модуля  программы дошкольного образования
 «Мы в Мордовии живём», программы  по  ознакомлению  детей  с  мордовской  культурой  «Валдоня», используем  учебно-методическое  пособие  О.Л. Князевой  и  М.Д. Маханёвой  «Приобщение  детей  к  истокам  русской  народной культуры».  
  Для  реализации  программ  используем  такие  формы  работы, как  экскурсии, НООД, беседы, игры, развлечения, продуктивные  виды  деятельности,        фольклор.
 
   В нашем детском саду функционирует мини - музей  «Светёлка». Это деревянная изба, где есть печь, лавки, стол, полки, постелены самотканые половики. Здесь собраны предметы старинного народного быта (мордовского и русского) – самовар, чугунки, деревянные вёдра с коромыслом, ухват, кочерга, сундук, прялка, лоскутное одеяло и многое другое. То есть воссоздана обстановка   далёкого        прошлого.  
  Многие занятия по ознакомлению с народным творчеством мы, естественно,  проводим в избе (рассказывание сказок, заучивание потешек, стишков, пословиц, поговорок, именины детей и т. д.). Ставим на стол самовар с угощениями, в гости обязательно приходят любимые сказочные герои (бабушка Арина, бабушка Алдуня и др.), проводятся игры, пляски, хороводы. Дети узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари, усваивают правила        гостеприимства.
  Мы знакомим детей с народными праздниками. Народные традиции, как русские, так и мордовские,  успешно способствуют решению разнообразных воспитательных  задач своей        красочностью, выразительностью, массовостью и наглядностью. Праздники вызывают у детей положительные эмоции, дают много новых впечатлений, стимулируют самовоспитание. Календарно-обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением животных, птиц, насекомых, растений. Это народная мудрость, сохранённая в веках, и это мы стараемся передать детям.      Вместе с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре мы проводим такие праздники и развлечения, как  «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица», Например, на «Рождество» старшие дошкольники ходят со «звездой»  - славят Христа, поздравляют младших детей, сверстников, персонал детского сада колядкой (разучиваем колядки, как на русском, так и на мордовском языке); на «Святки» - гадаем; встречаем и провожаем Масленицу; на «Пасху»  - красим  и катаем яйца; зазываем Весну и т.д.        
  Народный фольклор мы стараемся использовать не только на обрядовых праздниках, но и на утренниках («Новый год» - на праздник приходят скоморохи, Царевна-лягушка, Баба-Яга, Снегурочку встречают
 её подружки с прялками; «День защитника Отечества» - богатыри, «8 марта» - матрёшки и т.д.).
  Но самым любимым видом деятельности у детей остаётся игра. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов. В своей работе мы стараемся чаще обращаться к народным играм, как русским, так и мордовским: «Ворон», «Раю-раю», «Платки», «Горелки», «Горшки» и т.д. Народную игру, с педагогической точки зрения, отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляется память и внимание, отрабатываются речевые, ритмические, интонационно-слуховые, двигательные навыки). Все игры развивают фантазию и воображение ребёнка. А это является главным двигателем развития творческих проявлений         детей.
  Конечно же, знакомим  детей  и с народным искусством. Ведь народ, создавая предметы, необходимые для труда и быта, отражал в них свою духовную жизнь, понимание окружающего мира. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно-прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, вышивке, причудливые  игрушки.        
   Игра с русскими и мордовскими игрушками приносит детям всех возрастов большую радость. Знакомим  детей  с  мордовскими  игрушками – забавами  из  Подлесной  Тавлы, с  русской  (Сергиево-Посадской, Семёновской, Полхов - Майданской) и  мордовской         матрёшками.
  Малышам  рассказываем  о  красоте, яркости, особенностях  игрушки. Матрёшка – частый  гость  на  музыкальных  занятиях, где  у  каждой  матрёшки  свой  голосок, своя  песенка, (т.е.  развиваем  у  детей  звуковысотный  слух), слушаем  русские  и  мордовские  народные  песни. Дети  пляшут, поют  для  матрёшек. Проводим   сюжетную  утреннюю  гимнастику  «Матрёшки». Матрёшка  часто  приходит  к  малышам  на  праздники и        развлечения.
  Старшие  дети  сравнивают  матрёшек  по  форме, росписи. Знакомим  ребят  с  историей   возникновения  матрёшки, мастерами. Дети  вырезают  из  бумаги  и  раскрашивают  плоскостные  фигурки  матрёшек, лепят  их  из  глины, расписывают. На  занятиях  по  развитию  речи, в  свободной  деятельности  дети  описывают  матрёшек, пробуют  составлять  небольшие  рассказы, сказки  с  персонажем – матрёшкой. Любимы  дидактические  и  хороводные  игры  с  участием  матрёшки  («Прятки», «Что  изменилось», «Галя         по садочку ходила», «Весёлая девочка        Алёна» и        т.д.).
   Знакомим  детей с Филимоновской, Торжокской, Дымковской игрушками. На занятия по изодеятельности и в повседневной жизни знакомим ребят с Городецкой,  Хохломской,   Гжельской        росписью.
   Декоративно – прикладное  искусство, в  том  числе  резьба  по  дереву – неотъемлемая  часть  культуры  любого  народа. В  детском  саду  мы  рассматриваем  с  детьми  фотографии, слайды  с  видами  Саранска, Темникова  и  других  городов  и  сёл  республики. Знакомим  детей  со  способами  украшения  деревянных  домов  затейливой  резьбой.
В  старшей  и  подготовительной  группах  проводим  экскурсии, целевые  прогулки  на  тему  «Саранск  деревянный», рассматриваем  с  детьми  украшения  окон, ворот, фронтонов, делаем  снимки  наиболее  интересных  и  красивых  домов, элементов  украшения. Потом  на  основе  этих  фотографий  дети  делают  рисунки, в  которых  что-то  копируют, а  что-то  придумывают        сами.
  Также  учим  детей  делать  из  картона, бумаги, бросового  материала  дома, теремки, украшать  их  самодельными  наличниками, воротами, башенками. Затем  вместе  с  детьми  придумываем  и  разыгрываем  разные  сюжеты, сказки, используя  знания  детей, их  представления  и  игровой опыт.
   Вышивка  всегда  была  и  остаётся  одним  из  любимых  видов  народного  искусства. У  каждого  народа  своя  вышивка, не  похожая  на  другую. Она  отличается  и  узором, и  способами  вышивания, и  определёнными  сочетаниями  цветов. Детей  старшего  дошкольного  возраста  мы  знакомим    с  русской  и  мордовской  национальной  вышивкой. Для  этого  проводим  занятия, беседы,  экскурсии  в детскую библиотеку, Краеведческий  музей, где  знакомим  детей  не  только  с  вышивкой, но  и  с  историей  и  традициями  национального  костюма, учим  сравнивать  праздничную  и  повседневную  одежду  прошлого, сообщаем  сведения о том, как  и        из чего  раньше    делали      нитки,        ткань.
  На  музыкальных  занятиях  дети  слушают  записи  народных  песен  («Красный  сарафан», «Со  вьюном  я  хожу», «Куда  наряжают  девчат?»  и  др.), разучиваем  песни, танцы, хороводы  («Прялица», «А  мы  просо  сеяли», «Во  саду  ли, в  огороде», «Топотушки»  и  др.). Полученные  представления  закрепляем  с  детьми  на  занятиях  по  ручному  труду: учим  детей  плести  коврики, закладки  из  бумаги, проволоки, ниток, пришивать  пуговицы, шить  швом  «вперёд  иголку», вышивать  «косичкой»; на  занятиях  по  аппликации  и  рисованию  учим  детей  правильному  сочетанию  цветов и  определённым  узорам, свойственным  русской  и  мордовской  национальной  вышивке («Составь мордовский узор», «Наряди Татюню и Алдуню» и др.); на  физкультурных  занятиях, в  свободной  деятельности   играем  с  детьми  в  русские  и  мордовские  подвижные  игры: «Челнок», «Узелок», « В холсты», «В котёл»,        «Ленок».
   Не менее важным условием воспитания детей в национальных традициях является тесная взаимосвязь с родителями. Роль семьи –  передача от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином   ансамбле общечеловеческого        развития.

    Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к своим историческим корням. Поэтому изучение своей родословной поможет детям начать  осмысление  очень    важных и глубоких        понятий:
-  корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края    и        страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
-   счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития детей в процессе изучения музыкального фольклора....

«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...

Выступление на педсовете по теме самообразования " Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурных компонентов"

Выступление на педсовете по теме:Отчет по самообразовательной работе «Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурного развития»...

Статья «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития»

Мордовия – часть нашей славной России, Прекрасный, чудесный её уголок. Лесами, полями, народом красива, Красив её рек говорливый поток. Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу, Здесь жили эр...

"Этнокультурное воспитание дошкольников посредством ознакомления с русскими народными сказками"

Закладывать основы нравственности, патриотизма, морали необходимо с самого раннего возраста ребенка, когда формируется характер,отношение к миру, окружающим людям. В этом нам, воспитателям ДОУ и родит...

Опыт работы по теме «Этнокультурное воспитание дошкольников посредством художественно – творческой деятельности».

Ведущая педагогическая идея опыта  - создание образовательной системы по этнокультурному воспитанию дошкольников, ориентированной на развитие духовно-нравственной личности  посредством вовле...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...