"Роль родителей в создании благоприятного психологического климата, в формировании жизнеутверждающей позиции, в приобретении позитивного жизненного опыта детьми"
материал по теме

Касицкая Виктория Александровна

Материал подготовлен для выступления на общегородском родительском собрании "Ответственное родительство: вопросы безопасности детей и подростков". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль родителей в создании благоприятного психологического климата, в формировании жизнеутверждающей позиции, в приобретении позитивного жизненного опыта детьми».

Подготовлено педагогом-психологом

МАДОУ д/с № 5 «Морячок»

Горковенко В.А.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома (Л.Н. Толстой)

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологический смысл поддержки ребенка состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите в нем позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Овладеть навыком поддержки — это научиться видеть сильные стороны личности ребенка и говорить ему об этом. Это значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть!

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:

— принятие;

— внимание;

— признание (уважение);

— одобрение;

— теплые чувства.

Покажите своему ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы имеете в виду, но не говорите.

Используйте принцип «здесь и сейчас»: признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Примеры ошибочных высказываний: «Так почему ты раньше так не убирал в своей комнате?» или: «Я надеюсь, ты теперь всегда будешь так же убирать, как сегодня!»

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства  по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

- Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

- Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Поддерживать можно посредством:

  1. отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);
  2. высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
  3. прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
  4. совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
  5. выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить её, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

- забыть о прошлых неудачах ребенка;

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет ему учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

А в завершении мы хотели бы поделиться с Вами «рецептом счастья»: “Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное  сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!”

Принципы отношений родителей с детьми:

  1. Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки.
  1. Уважаемые родители, не кричите на детей, и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать.
  2. Воспитание – это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны.
  3. Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
  4. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  5. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
  6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  7. Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  8. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
  9. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
  10. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.
  11. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Подготовлено педагогом-психологом

МАДОУ д/с № 5 «Морячок»

Горковенко В.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного психологического климата в коллективе МДОУ

Психологический климат сильно влияет на работоспособность, креативность и инициативность раотников. В статье крако рассматривается от чего конкретно зависит формирование благоприятного психологическог...

Создание благоприятного психологического климата в группе

Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастьеВ. А. Сухомлинский...

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ

Ввести ребенка в мир человеческих отношений -одна из важных задач воспитания личности ребенкадошкольного возраста. Детей надо приучать жить средилюдей,  формируя у них определенные психологически...

Игры, упражнения для сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать сво...

Рекомендации для родителей по созданию благоприятного психологического климата в семье.

Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками....