Детский сад и семья
материал по теме

 

Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо. Детский сад и семья должны из состояния «сосуществования»   перейти к теснейшему сотрудничеству. В этом сотрудничестве дошкольное учреждение выступает ведущей организацией и руководящей силой.

  Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу, и при планировании  учитывать уровень педагогической культуры семьи  и уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов-воспитателей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детский сад и семья»

   

                                             Введение.

  Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

  В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

  На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в решение трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия. Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку.

  Итак, активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.

  Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:                            

 - преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- относиться к ребенку как к равному;

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту;

- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

  В таком случае общение с учителями как в начальной, так и в средней школе не вызовет у родителей затруднений. Они будут готовы к диалогу, сумеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его.

  Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям. В первую очередь необходима убежденность педагогов в том, что взаимодействие с родителями является важнейшим условием эффективной работы с детьми. Для педагогов должны представлять интерес результаты психолого-педагогического исследования, в котором изучался вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получить родители и воспитатели друг от друга на современном этапе. Им нужны также общие методические рекомендации по взаимодействию с родителями и практические материалы в виде анкет, памяток по решению конкретных задач, связанных с защитой прав ребенка.

1. Сотрудничество детского сада и семьи.

  Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

  Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

  В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве важнейшего показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

  Возрастные роли образования, которое наблюдается во многих странах, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

 

1.1. Необходимость сотрудничества.

  Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду – лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

  Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

  Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

  Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К.Котырло, С.А.Ладывир). Уверенность родителей в хорошем отношении  педагога к ребенку, их доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умение растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии доверия будет достаточно полной.

1.2.Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

  Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных Саше, Лизе.

  В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках собраниях, субботниках и др.).

  Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое – с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога».Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и  слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!

2.Как познакомить родителей с дошкольным образовательным учреждением.

2.1. Новое направление деятельности ДОУ: маркетинг и реклама.

  Еще десять лет тому назад перед дошкольным образовательным учреждением не возникала задача рекламирования своей деятельности.

  В настоящее время все меньше рождается детей, все большее число родителей изыскивают возможности обходиться без детского сада. Появилась конкуренция. Повысились требования, которые предъявляют родители к дошкольному образовательному учреждению.

  Иными словами, перед детским садом стоят задачи проведения маркетинга и рекламы оказываемых услуг.

  Ясно, что эти задачи новы  для ДОУ. Детские сады должны научиться проводить сбор информации о семьях, имеющих детей дошкольного возраста, учитывать социальный заказ на услуги, которые они хотели бы получить от образовательного учреждения. Только тогда оно сможет, исходя из имеющих ресурсов – наличия педагогических кадров, свободных площадей, материальной обеспеченности образовательного процесса, - определить приоритетные направления своей работы и ту группу населения, на удовлетворение потребностей которой предполагает ориентироваться.

  Параллельно учреждению следует узнать, какие организации могут стать его конкурентами, проанализировать их сильные и слабые стороны, продумать, чем можно привлечь родителей.

  Для ведения систематического маркетингового мониторинга в детских садах устанавливаются постоянные контакты с женскими консультациями и детскими поликлиниками, которые дают информацию о женщинах, ожидающих рождения ребенка, и о новорожденных. Педагоги детских садов организуют по предварительной договоренности с родителями посещения на дому, приглашают их к себе на занятия в «Школу молодой мамы», проводят консультативные приемы молодых родителей; адресно рассылают информационные письма о работе дошкольного учреждения.

  Бесспорно, значимо и сотрудничество ДОУ со службами социальной защиты. Нередко своевременная помощь молодой маме-одиночке, маме-студентке, малообеспеченной семье позволяет предотвратить отказ от ребенка, направление его в детский дом. Эти же службы информируют ДОУ о контингенте детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады и воспитывающихся в семьях группы риска.

  Плодотворно и систематическое сотрудничество с целью сбора сведений о семьях, имеющих детей дошкольного возраста, со службами эксплуатации зданий – ЖЭКами, ДЭЗами и т.п.

   В настоящее время основными типичными тенденциями являются:

- заинтересованность родителей, имеющих детей в возрасте до года и детей раннего возраста (от одного года до двух лет), в услугах дошкольных образовательных учреждений;

- повышение требований родителей к качеству и разнообразию образовательных услуг, оказываемых ДОУ;

- потребность в группах, работающих на основе кратковременного пребывания детей (различные модели).

  Реклама – часть маркетинговой деятельности предприятия. Она подразделяется на информационную и стимулирующую.

  Дошкольное образовательное учреждение может использовать все существующие виды рекламы. Наиболее распространены в наши дни следующие.

  1. Публикация информации об учреждении в адресных справочниках (эффективна и необходима в первую очередь в больших городах с разветвленной, сложной сетью учреждений).
  2. Создание сайта в системе Интернет (эффективно для платных ДОУ, рассчитывающих на привлечение контингента высокообеспеченных родителей).
  3. Установка рекламных щитов – возле детского сада, а также на оживленных трассах города в период активного выбора родителями детского сада –март-май, август (эффективно в силу новизны: дошкольные учреждения еще редко пользуются этой формой рекламы).
  4. Публикация информации о работе ДОУ, содержательных статей в местной печати.
  5. Демонстрация содержательной информации и рекламных роликов по местному или кабельному телевидению.
  6. Разработка рекламных буклетов учреждения.
  7. Создание рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в детских поликлиниках, женских консультациях, жилых домах.
  8. Подготовка адресных информационных писем для рассылки в семьи, имеющих детей дошкольного возраста
  9. Выпуск сувениров – предметов с символикой детского сада (майки, значки, конверты).

 2.2.Новые формы дошкольного образования: работа с неорганизованными детьми.

  Отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако в новы социально-экономических условиях охват детей дошкольным образованием за последние годы снизился с 70 до 50%. Это создает проблему «неравного старта» в школе.

  Для сохранения качества дошкольного образования в нашей стране необходимо остановить процесс сокращения сети дошкольных образовательных учреждений. Это требует разработки новых моделей, позволяющих снизить расходы на их содержание. Такой моделью могут стать группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей.

  Основная задача создания групп кратковременного пребывания – не экономия средств, а возможность максимального охвата детей дошкольного возраста системой общественного воспитания в разных формах. Такие группы могут стать той базой, которая позволяет родителям познакомиться с детским садом, открыть для себе его возможности.

  Работа ДОУ с так называемыми «неорганизованными» детьми может быть построена по-разному. Во-первых, они могут быть включены в состав неукомплектованных групп и принимать участие в занятиях, играх и прогулке, а перед обедом родители будут забирать их домой. Во-вторых. Для детей могут быть созданы группы кратковременного пребывания, в которых с ними будет проводиться полноценная образовательная работа. В одном помещении ДОУ хватит места для трех таких групп, например, с 9 до 11, с 11 до 13 и с 15 до 17 часов.

  Адаптационные группы отличаются от групп с гибким режимом пребывания тем, что они функционируют в летний период и предназначены для детей, которые готовятся поступать в детский сад.

  При предоставлении гувернерских услуг особое внимание уделяется личности гувернера. Гувернерские услуги оказываются малышу как в детском саду, так и на дому. Они включают индивидуальные занятия, организацию присмотра, прогулок, посещение учреждений культуры, спортивных зрелищных мероприятий, проведение семейных праздников, консультирование родителей, совместные занятия с родителями и детьми.

  В одном из детских садов создан «Клуб будущих мам». Цель его работы – наблюдение за ребенком от внутриутробного развития до поступления в детский сад. Психолог, врач-педиатр, гинеколог, социальный педагог проводят занятия с будущими родителями по вопросам воспитания и развития малыша, учат способам сохранения здорового семейного микроклимата, осуществляют диагностику психофизического развития, оказывают помощь в создании оптимальных взаимоотношений взрослого и ребенка на данном этапе.

   В группу «Особый ребенок» принимаются дети с 3 до 9 лет со сложными дефектами, дети-инвалиды, которые не подлежат приему в другие специализированные детские сады. Перед педагогом такой группы ставится задача социальной адаптации детей, оказание психолого-педагогической помощи им и их родителям.

  Детям-инвалидам, которые не могут самостоятельно передвигаться, предоставляется возможность заниматься индивидуально на дому с дефектологом специализированного детского сада; допускается посещение детьми детского сада, но вместе с родителями. И все это бесплатно.

 И так: цель функционирования групп кратковременного пребывания для дошкольников, не посещающих ДОУ, - удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей, в подготовке к школе, оказании помощи в воспитании ослабленных детей, часто болеющих, плохо адаптирующих в коллективе. Работа с неорганизованными детьми становится одним из перспективных направлений расширения деятельности и укрепления позиций дошкольных образовательных учреждений на современном этапе развития системы дошкольного воспитания в России.

2.3. Первый взгляд родителей на детский сад.

  И вот родители переступают порог детского сада. Уже в вестибюле разумно разместить краткую, но наиболее выигрышную характеризующую учреждение информацию: дипломы, грамоты и тому подобные свидетельства достижения детского сада.

  На специальном стенде обязательно должны быть указаны сведения, необходимые родителям:

 Фамилии, имена и отчества заведующего ДОУ, методиста, психолога; их звания, телефоны.

 Адрес, телефон вышестоящей организации.

 Направление деятельности ДОУ: краткая характеристика видов групп, используемых образовательных программ, перечень услуг.

 Все материалы, обращенные к родителям,  как в служебных помещениях учреждения, так и в группах должны быть выполнены в деловом, взрослом стиле.

  В коридорах детского сада хорошо бы разместить эстетично оформленные детские художественные работы.

  Желательно, чтобы было оборудовано место, где родители могли бы подождать, пока их примет заведующий, - помещение с вешалкой для верхней одежды, с телефонным аппаратом, с разложенными на столике рекламными буклетами, журналами и газетами со статьями о ДОУ, фотоальбомом, рассказывающими о жизни в детском учреждении.

  Первое посещение родителями детского сада, Если у них есть желание отдать своего ребенка в ДОУ, может начинаться с беседы с заведующим. Если же речь идет о родителях, которые пока настроены на домашнее воспитание, то им можно предложить:

- прийти на детский праздник или спектакль;

- проконсультироваться у психолога, методиста учреждения по вопросам воспитания и развития ребенка;

-  побывать на занятиях;

- пройти с экскурсией по детскому саду;

- посетить «День открытых дверей», выставки и ярмарки;

- поучаствовать в работе педагогических гостиных.

2.4. Собеседование с заведующим ДОУ.

  Родители, отдавая ребенка в детский сад. Испытывают тревогу за его судьбу. Первый человек, с которым они здесь встречаются, - это заведующий. Он должен провести разговор так, чтобы мама малыша увидела, что ему будет хорошо в стенах дошкольного учреждения, что родители – всегда желанные гости, к их мнениям и пожеланиям охотно прислушиваются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему.

  Другая задача разговора – убедить маму в том, как важно дать ребенку возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке, и посоветовать ей начать водить его в детский сад примерно за месяц до ее выхода на работу.

  Следующий этап – это знакомство мамы с воспитателями группы.

  Провести экскурсию по группе, объясняя назначения каждой комнаты и по возможности выполняя ее просьбы.

В общении с родителями нужно придерживаться следующих правил:

  1. В любое время родители и близкие родственники ребенка могут придти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным.
  2. Родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время.
  3. Воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка.
  4. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.

  Еще до того, как ребенок впервые придет к вам в группу, желательно в разговоре с родителями выяснить как можно больше об особенностях его поведения и привычках:

- в каких условиях живет ваш новый воспитанник, сколько человек в семье, есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка и т.д.;

- какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.;

- как называют ребенка дома;

- чем больше всего любит заниматься ребенок;

- какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.

  Сведения о состоянии здоровья ребенка следует уточнить у медицинской сестры дошкольного учреждения или у врача.

  В конце беседы родители заполняют анкеты.

  Если решение о приходе ребенка в группу детского сада принято, вы можете вручить родителям фотоальбом, чтобы малыш пока заочно познакомился с детским садом.

(Содержание фотоальбома прилагается.)

  Родители также получают Памятку, в которой они найдут:

- список необходимой для ребенка одежды (для мальчика и девочки соответственно),

- режим дня,

- расписание занятий в группе,

- краткие сведения о детском саде и воспитателях группы, необходимые телефоны, адрес учреждения,

- рекомендации психолога по работе в адаптационный период.

 (Текст памятки прилагается.)

3.Формы совместной работы  дошкольного учреждения с семьей.

  В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением* о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьей воспитанников является заведующий. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

  Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются  в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующего и старшего педагога.

  Хотя работа (педагогическая) с собственным ребенком должна стать первоочередной, с первых дней создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжение многих лет осуществляет поиск разнообразных форм и методов работы детского сада с семьей. В работах отечественных ученых Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Годиной, Л.В.Загик, Я.И.Ковальчук, Т.А.Марковой, Л.Ф.Островский, Е.А.Панько и др. было разработано содержание, формы и методы взаимодействия педагога с родителями. В поисках совершенствования работы с родителями появились новые исследования (Ч.М.Ермиловой, Т.Н.Дороновой, З.И.Тепловой и др.).

  Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

  В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семье разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

  Каковы же формы сотрудничества?

3.1. Посещение семьи ребенка.

  Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовывать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семь встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

3.2.День открытых дверей.

  День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно- образовательной работы, заинтересовать его и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующий и методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

3.3. Беседы.

  Беседы, как наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей проводятся во время приема и ухода детей. Они помогают педагогам и родителям ближе познакомиться, держать друг друга в курсе жизни ребенка, следить за его успехами и неудачами, за изменениями в поведении, здоровье. Хотя такие беседы кратковременны, но очень полезны, та как дают возможность глубже понять отдельные поступки и переживания детей, способствуют преодолению шалостей, своевременной поддержке зарождающихся положительных интересов к книгам, технике и др. Они также позволяют высказать незамедлительно советы родителям по организационным, педагогическим и методическим вопросам.

  Для создания атмосферы взаимопонимания необходимо во время беседы не только предъявлять родителям те или иные требования, но и внимательно прислушиваться к тому, что их беспокоит, волнует или наоборот, радует.

Тематика эпизодических бесед диктуется жизнью ребенка дома и в учреждении. Для более целенаправленного воздействия на семью педагог может наметить план проведения систематических бесед, темы которых он определяет исходя из особенностей детей и их поведения. Такие беседы ведут в дружеском тоне в форме вопросов и ответов, высказываний и замечаний. В итоге их должны быть сформулированы предложения и требования к улучшению воспитания ребенка в семье.

3.4. Консультации.

 Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

3.5. Семинары- практикумы.

 Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

 

3.6. Родительские собрания.

  Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

  Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно целесообразно посвятить обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор – друг или враг в воспитании детей?».

3.7. Родительские конференции.

  Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

  Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставки детских работ, педагогическая литература, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

 

  Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

  Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.

  Во многих учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов

  Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

4. Работа дошкольного образовательного учреждения по защите прав ребенка.

  Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

  В периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе и в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

  В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание Конвенции о правах ребенка. К ДОУ преимущественное отношение имеют следующие статьи.

      Ст. 19. «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защитить ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей…

      Ст. 31 фиксирует право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

      Ст. 37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут… «унижающим достоинство видам обращения или наказания».

  Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

  Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.

  Почему же родители прибегают к таким мерам воздействия?

  Думаем, так происходит потому, что:

  1. С ними аналогично поступали в их собственном детстве (мы не в состоянии избавить их от этого опыта, но можем помочь его переосмыслить);
  2. Родители не знают альтернативных методов воздействия;
  3. Не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

  Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания – все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Они унижают его достоинство.

  Методы субъективного отношения – доброжелательная критика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды, - именно эти формы регулирования поведения детей можно рекомендовать родителям.

  Группу риска составляют семьи, склонные к проявлению объектного отношения к ребенку. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери, исполнение ею только роли хозяйки дома.

  Частота использования наказаний обычно связана с тем, что сами родители считают агрессивное поведение нормальным, приоритетным. Воспитание ребенка в данном случае – лишь частная сфера, в которой агрессия реализуется.

 Агрессивные родители (т.е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребенок столь агрессивен, как и они сами. Фактически это качество в нем поощряется. Отсюда следует, что коррекционные усилия педагогов нужно направлять на изменение отношения родителей к агрессивному поведению в целом.

  Приведенные выше данные позволяют выделить те ситуации, в которых взрослые чувствуют свою беспомощность, и организовать работу, повышающую родительскую компетентность.

4.1 Профилактика нарушений прав ребенка в семье.

  В приведенной ниже таблице предлагается вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения в работе по защите прав ребенка в семье.

Должность, служба.

             Функции

                      Примечания

Заведующий            ДОУ

Информационная – разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребенка.

Координирующая

Знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Формы работы разные.

Методист, старший воспитатель

Координирующая

Получает запросы от психологов и педагогов, дает соответствующие поручения обеим службам, контролирует качество исполнения

 Психолог

Диагностическая по психологическим факторам и последующая коррекционная

Мониторинг психологического состояния детей группы риска

Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска;

установки и ценности родителей; их детский опыт;

родительские ожидания и их коррекцию; нарушение супружеских взаимоотношений в семье; родительскую некомпетентность

Социальный педагог

Диагностическая по социальным факторам риска

Оказание помощи через взаимодействие с социальными службами города (поселка)



При необходимости оказывает помощь в решении социальных проблем семьи

Медицинская служба

Мониторинг здоровья ребенка

Передает «сигналы неблагополучия» другим службам

Педагогический коллектив

Формирующая – формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека; повышение родительской компетентности

Мониторинг психологического состояния ребенка

 Работа с родителями предполагает осуществление двух стратегий, различных по целям и направленности воздействия. Первая – это профилактическая разъяснительная работа со всеми родителями. Вторая – выявление проблемных семей и коррекционная работа с ними.

  В работе с родителями могут быть выделены следующие этапы.

   Этап

Содержание работы

Ответственные

             Обязанности

Первичный ознакомительный

Выделение семей группы риска

Заведующий

Психолог

Социальный педагог

Собеседование; сбор анкет

Разработка и обработка анкет

Общепрофилактический

Проведение общепрофилактических мероприятий для всех родителей по каждой группе. Создание у родителей представления о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребенком данного возраста, принятом в детском саду. Утверждение ценностей гуманистической педагогики в данном педагогическо- родительском сообществе  

Воспитатели



Методист






Психолог











Библиотекарь

Оформление наглядной агитации

Составление памятки для родителей

Выступление на родительском собрании

Планирование работы на год

Контроль и отбор содержания наглядной агитации

Организация встречи с детским психотерапевтом

Подбор видео, литературы

Организация подписки родителей на педагогические издания, знакомство с новинками психолого-педагогической литературы

Работа с подгруппой риска

Коррекция родительских установок и выявление глубоких индивидуальных проблем семьи

Психолог

Социальный педагог








Воспитатели

Организация групповых дискуссий

Тренинги родительской эффективности

Встречи с сотрудниками детской комнаты милиции

Отслеживание поведения ребенка, текущее педагогическое консультирование

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа с родителями, семьями

Психолог

Проведение сеансов семейной терапии

Рефлексивный

В группе риска обсуждение изменений взаимоотношений в семьях

Психолог

Организация групповых встреч

Интегративный

Совместные собрания, праздники для всех родителей группы с акцентом на интеграцию семей группы риска в сообщество родителей

Воспитатели

Организация совместной деятельности детей и родителей

Планирование перспектив

Совместное с родителями планирование работы на будущий год

Воспитатели

Психолог

Проведение групповых  обсуждений планов с родителями

4.2.Коррекционная работа в группах риска и с семьями, в которых выявлено нарушение прав детей.

  Матерей и отцов этой группы не следует сразу выделять из общей массы родителей, которые водят своих детей в ту или иную возрастную группу. Сначала на общесадовских или общегрупповых профилактических мероприятиях необходимо познакомить всех родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого или грубого обращения с ребенком дошкольного возраста.

  Затем надо дать возможность родителям сравнить собственный опыт и взгляды с позиции других родителей, использующих в воспитании своих детей методы и приемы, не травмирующие психику ребенка. Это можно сделать в ходе работы тематических дискуссионных клубов, в которых принимают участие также все родители. Наиболее целесообразно сосредоточиться на разговоре о проблеме наказаний и отношении к агрессивному поведению вообще.

  Только после этого имеет смысл выделить группу риска для проведения повторных дискуссионных занятий. Их тематика может стать уже более конкретной. Само занятие преследует цель изменить способы воздействия родителей на своего ребенка.

  Как уже отмечалось, ключевой проблемой, отражающей низкую родительскую компетентность, является проблема поощрений и наказаний. Родителей необходимо познакомить с тем, какова связь между характером дисциплинарных воздействий и детским развитием.

 Все меры дисциплинарного воздействия можно разделить на 3 группы:

  1. Использование власти и принуждения, которое предполагает насилие. К этой группе относятся приказ, жесткий контроль, физическое наказание.
  2. Индуктивные методы, предполагающие рассуждение, похвалу, обоснование выдвигаемых требований, объяснение ребенку последствий его действий и поступков.
  3. Лишение родительской любви: игнорирование ребенка, непринятие его, выражение разочарования его поведением; дошкольника наказывают тем, что перестают с ним разговаривать, его не замечают, говорят о нем в третьем лице.

 Как показало исследование, практически все родители осознают травмируюший характер наказаний, связанных с принуждением и насилием. Вместе с тем многие все же их используют. Следовательно, необходимо установить в сознании родителей связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают.

  Методы третьей группы – лишение родительской любви – наиболее часто используются в семьях, претендующих на интеллигентность. Такие родители считают их эффективными и психологически не травмирующими. Однако у многих детей лишение родительской любви вызывает чувство собственной ненужности, одиночества, а у некоторых – ярость и агрессию. Отсюда следует, что эта группа методов, хотя и не нарушает права ребенка и не задевает его достоинство, тем не менее, все-таки является психологически травмирующей.

  Очевидно, что на следующем этапе работы родителей необходимо обучать использовать именно индуктивные методы управления поведением ребенка.

  Одновременно следует вести коррекционную работу с детьми, поскольку они привыкают к травмирующим способам общения с ними и иногда уже не воспринимают иных форм взаимодействия.

  В этом случае может помочь игровая терапия – психолог выявляет проблемы и то, как ребенок реагирует на них. Затем следует коррегирующая игровая терапия с элементами театрализации, чтобы на примере разыгрываемых сценок-ситуаций ребенок постигал новые для него способы поведения и разрешение конфликтов со взрослыми и сверстниками.

                                         Заключение.

  Повышение качества семейного воспитания дошкольников требует активизации совместных усилий дошкольного учреждения и семьи, совместного поиска наиболее эффективных путей воспитания. «детский сад и семья должны из состояния «сосуществования» (и не всегда мирного) перейти к теснейшему сотрудничеству. В этом сотрудничестве дошкольное учреждение выступает ведущей организацией и руководящей силой.

  Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу, и при планировании текущий год учитывать уровень педагогической культуры семьи, так и уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов-воспитателей.

  Причем, содержание плана должно отражать все направления деятельности дошкольного учреждения во взаимодействии с семьей, на основе которых воспитатели в начале года ставят свои перспективные планы взаимодействия с семьей ориентиром на возрастную группу детей, в которой укажут формы работы, сроки исполнения, характер подготовки и т.д.

  Педагогическое руководство семейным воспитанием предусматривает прежде всего выявление воспитательных возможностей семьи, которые обусловлены ее материальными и бытовыми условиями, нравственной атмосферой, характером между ее членами, культурно-образовательным уровнем родителей, уровнем их педагогической культуры, ответственностью за воспитание детей, характером отношения к детскому саду.

  Детский сад – сервисная служба, консультант. Помощник, распространитель педагогических идей. Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.

  Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны детского сада и воспитателей, потому что любить надо уметь и любить нужно учить. Очень часто приходиться наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.

  Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь к выполнению семей функции воспитания.

Литература.

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
  2. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой и П.Г.Саморуковой. – М. 1998.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений./  Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М., 2001.
  4. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  5. Воспитателю о работе с семьей./ Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М., 1989.
  6. Детский сад и семья./ Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1989.
  7. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1991.
  8. Концепция дошкольного воспитания.// Дошкольное воспитание. 1989. № 5,9.
  9. Котырло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. – Киев, 1987.
  10. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1992.
  11. Мельничук Л.А. Коррекция семейного воспитания./ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Минск, 1997.
  12. Немов Р.С. Психология. Кн. 3 (Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей). – М., 1999.
  13.  «Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей». Т.Данилина.// Дошкольное воспитание. 2000. №1,2.
  14. «Формы современной работы дошкольного учреждения с семьей».//Детство. 2002. №2.
  15. Воспитатели и родители./ Под ред. Л.В.Загик, В.М.Иванова. – М., 1995.
  16. Никитина Л.А. мама или детский сад. – М., 1990.
  17. Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1993.
  18. Семейное воспитание./ Краткий словарь. – М., 1990.
  19. «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия». Т.Доронова.// Обруч. 2003. №2.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

  Мы рады, что ваш ребенок будет ходить в нашу группу. Для знакомства с вашим ребенком и более успешной работы воспитателей просим вас ответить на следующие вопросы:

1. Фамилия, имя ребенка __________________________________________

2.  Дата рождения________________________________________________

3.  Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы и рабочий телефон

Мама __________________________________________________________

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________

Папа __________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

Домашний адрес и телефон ________________________________________

4. Кто участвует в воспитании ребенка ____________________________

Живете ли вы вместе с бабушкой, дедушкой ребенка или нет ___________

Есть ли у ребенка братии или сестричка _____________________________

5. Что, по вашему мнению, должны знать воспитатели о здоровье вашего ребенка _________________________________________________________

6. Чем любит заниматься ваш ребенок _______________________________

7. Как вы называете своего ребенка дома ____________________________

8. О чем бы вы хотели узнать, поговорить при следующих встречах______

_______________________________________________________________

9. Какую помощь вы можете оказать группе: сшить, связать одежду для кукол, отремонтировать игрушки, нарисовать что-либо, отпечатать на компьютере __________________________________________________

10. Чем больше всего вы любите заниматься в свободное время: рукоделием, чтением, коллекционированием, рисованием, садоводством, кулинарией, спортом, игрой на музыкальных инструментах __________


 

                                                  Спасибо!

Текст памятки.

Уважаемые родители!

 

Для того, чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.

В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

  1. к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
  2. к новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
  3. обществу своих сверстников;
  4. новой пище и условиям еды;
  5. новой обстановки для сна.

  Вашему ребенку будет проще привыкать ко всему постепенно. Поэтому мы просим вас в первый раз прийти с ребенком в то время, когда в группе не будет других детей и воспитатель сможет познакомиться с вашим малышом, а он – изучит нового для него взрослого человека. Ребенок будет чувствовать себя уверенно, если вы будете на первых порах рядом с ним.

  Первую неделю мы просим вас приходить в период с 9.00 до 12.00, накормив ребенка дома завтраком, и остаться с ним в группе до обеда.

  Вторую неделю мы предложим ребенку попробовать обедать в группе и , возможно, к концу недели – спать.

  Третью и четвертую неделю просим забирать ребенка вскоре после дневного сна.

  Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения. Просим вас рассказать психологу и воспитателям о ребенке как можно больше, все, что вы считаете особенно важным. Мы готовы прислушаться ко всем вашим пожеланиям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании «образа семьи» у старших дошкольников.

 Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...