Конфликтные дети
консультация на тему

Шакирова Гульшат Шайхулисламовна

В группе детей постоянно возникают конфликты. Причин очень много. Сами дети не всегда  умеют разрешать конфликты, в этом им помогают и учать дружно играть - воспитатели, педагоги. Иногда некоторые дети сами создают конфликты, их называют конфликтными детьми. Кто же они - конфликтные дети? Предлагаю консультацию для воспитателей, родителей "Конфликтные дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktnye_deti.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

           Особенности работы с конфликтными детьми.

Пожалуй, самое главное в жизни каждого человека – это его отношения с другими людьми. Именно эти отношения рождают самые радостные и самые драматические, но всегда острые и значимые переживания. Отношения с другими во многом определяют нравственную ценность личности. В нашем сознании хороший человек – это обязательно человек, способный к определенным отношениям, т. е. добрый, отзывчивый, готовый помочь.Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношения к сверстнику, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних проблем взрослого человека.

Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Далеко не всегда этот опыт бывает благоприятным. Множество конфликтов человека с другими людьми и с самим собой имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе. Не решенные в детстве проблемы в отношениях с другими людьми остаются тяжким грузом в душе человека и прорастают не только личностными, но и социальными болезнями. Большинство негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (повышенная жестокость, агрессивность, эмоциональная отчужденность и пр.), берут свое начало в детстве.

                                             Агрессивные дети

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе.  Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Среди  факторов, спровацирующих агрессивность  обычно выделяются

  1. особенности семейного воспитания,
  2. образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников,
  3. уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр.

 Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Проявления агрессивности в группе дошкольников

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.

Вербальная агрессия

1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:

• жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал» и пр.);

• демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);

• агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадят в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются:

• дразнилки («ябеда-корябеда», «поросенок», «жора-обжора»);

• оскорбления («жиртрест», «урод», «дебил»).

Физическая агрессия

1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

• разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);

• уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).

2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:

• символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (например, один ребенок показывает кулак другому или пугает его);

• прямая агрессия – непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и свяжут») до прямых оскорблений («толстуха», «дурак», «ябеда и нытик»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются и т. п.).

Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

. Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

• привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

• ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

• защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

• стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строю, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

• стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, – после чего агрессивные действия прекращаются.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

Психологические особенности детей, склонных к агрессии

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников.

Попытаемся выяснить, чем определяется повышенная агрессивность дошкольников. Почему в одинаковых ситуациях одни дети причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят миролюбивые и конструктивные решения?

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют

недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков,

сниженный уровень произвольности,

неразвитость игровой деятельности,

сниженную самооценку,

нарушения в отношениях со сверстниками.

однако остается неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей.

Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые сверстниками, и даже популярные дети. Следовательно, эти тяжелые переживания вызваны не действительным положением ребенка в детской группе, а его субъективным восприятием отношения к себе. Такому ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств.

Эти данные дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:

• в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников;

• в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;

• в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или подвоха со стороны партнера.

Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако эти проблемы неоднородны в группе агрессивных дошкольников. При обследовании агрессивных детей выявлены существенные индивидуальные различия как в характере поведения, так и в психологических характеристиках. Рассмотрим индивидуальные варианты агрессивности в дошкольном возрасте.

Индивидуальные варианты детской агрессивности

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы, которые различаются:

• по внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий);

• по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности);

• по уровню развития игровой деятельности;

• по своему социальному статусу в группе сверстников.

Остановимся на описании этих типов.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников.

Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивность может быть мимолетной, ситуативной и не отличается особой жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их поведение носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников – их просто не принимают всерьез либо избегают. По словам сверстников, такие дети «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают, что такие дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:

• низким уровнем интеллекта – как общего, так и социального;

• неразвитой произвольностью;

• низким уровнем игровой деятельности – они не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.

Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Все эти данные позволяют предположить, что в этом случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребенка. Его обостренная потребность во внимании и в признании сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыражения он использует агрессивные действия.

Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров.

Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. В любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение лидеров. Среди всех форм агрессивного поведения у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования эти дети(нормативно-инструментальный) обладают следующими особенностями:

- высокий уровень интеллекта (как общего, так и социального);
- развитая произвольность;
- хорошие организаторские способности;
- умение организовать игру, ее достаточно высокий уровень развития; 
- высокий социальный статус в группе сверстников. 

3. Целенаправленно-враждебный тип

Сюда относятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. 

Обычно для агрессивных поступков выбирается одна-две постоянные жертвы - дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: "Ну и что!", "И пусть ему больно". Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Особенно характерны для таких детей мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Даже нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

Результаты психологического обследования детей целенаправленно-враждебного типа, показывают:

- средние показатели интеллекта;
- произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
- низкий социальный статус в группе сверстников (обычно таких детей боятся и избегают);
- уровень развития игры также средний, содержание их игр часто носит носит агрессивный характер - все дерутся, мучают или убивают друг друга. В детских садах больше создают конфликтные ситуации дети группы риска, а именно трудные, конфликтные дети.

    Рекомендации по работе с конфликтными  и трудными  детьми

(жалобщики, молчуны, сверхпокладистые, всезнайки, нерешительные,максималисты, скрытые, невинные лгуны)

 -воспитателям стараться предотвратить конфликтную ситуацию;

-в решении проблемы( если возник конфликт) учитывать нужды каждого;

-использовать творческий подход в решении проблемы;

Основные подходы в разрешении конфликтов:

  1. развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;
  2. оценить совершенный поступок, а  не личность ребенка;
  3. высказать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
  4. нейтрализовать борьбу за власть;
  5. учить детей управлять своими эмоциями;
  6. формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликтов;
  7. выработать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Упражнения, направленные на обучение способам разрядки гнева:

-комкать и рвать бумагу;

-бить подушку или боксерскую грушу;

-топать ногами;

-громко кричать, использовать стаканчики  для  крика;

-рисовать и скомкать после бумагу;

-втирать пластилин в бумагу;

- мишени;

-коробочки добрых дел;

-мешочки настроений.

Для снятия напряжения необходимы уголки уединения(шатер, палатка), фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями; мягкие игрушки.

Для обучения бесконфликтному общению нужны эмоционально-развивающие игры:

-коврик дружбы, подушка  примирения;

-игра «Что такое хорошо, что такое плохо», «Азбука настроений»

-шкатулка с маленькими человечками;

-доска настроений.

Для повышения самооценки - подиум, медали, а для снятия напряжения рекомендуют сонные игрушки.

                   

                 

 

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...

Конфликтные дети

В группе детей постоянно возникают конфликты. Причин очень много. Сами дети не всегда  умеют разрешать конфликты, в этом им помогают и учать дружно играть - воспитатели, педагоги. Иногда некоторы...

Конфликтные дети

В группе детей постоянно возникают конфликты. Причин очень много. Сами дети не всегда  умеют разрешать конфликты, в этом им помогают и учать дружно играть - воспитатели, педагоги. Иногда некоторы...

Коррекция эмоционального развития конфликтных детей

В работе с конфликтными детьми важно: научить их конкретным способам накопления опыта практических действий и преодоления своего эмоционального неблагополучия, побуждать их к действиям, заключающих в ...

Семинар для педагогов ДОО "Конфликтные дети в группе детского сада"

В материале представлена презентация и план-конспект семинара для педагогов ДОО "Конфликтные дети в группе детского сада".  Предложенная информация поможет педагогам разобраться в понятии "конфли...

Буклет "Рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии. Конфликтные дети"

В данном материале представлены рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии (конфликтные дети). Материал может быть использован при работе с родите...


 

Комментарии

Арсланова Гульнара Галимзяновна

Очень полезный и нужный материал.Получила огромное удовольствие от прочтения статьи.Вы профессионал своего дела. Спасибо.