Рассуждение на тему...
статья по теме

Савельева Елена Константиновна

 

- У меня есть одна штука,

почему я до ста лет доживу:

я очень люблю играть.

Петя С. 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassuzhdenie_detskie_igry_vseryoz.docx17.73 КБ
Файл unikalnaya_detskaya_logika.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рассуждение на тему

«ДЕТСКИЕ ИГРЫ ВСЕРЬЁЗ»

- У меня есть одна штука,

почему я до ста лет доживу:

я очень люблю играть.

Петя С. 5 лет

- Что у меня в руках? Пластилин. Это действительно пластилин. Но он необычный, с секретом. В нём спрятан кот. Настоящий. Вот, кажется, его уши. А вот я нашла его нос. И ноги появляются. Какой ленивый кот! Еле вытянул свои ноги. Поздоровайся-ка с ребятами. Что-то он невесёлый. Хорошо бы ему завести друзей. Посмотри-ка, кот, не спрятался ли кто-нибудь у ребят в коробках. Вот оно что! Оказывается, у каждого в коробке, в заколдованном кусочке пластилина, лежит кот.

Дети прикладывают пластилин к уху и слышат мурлыканье кота. Вслед за мной они неверными, слабыми пальчиками вытягивают мордочку, а затем прищипывают ушки. Я предупреждаю, что делать это надо аккуратно, не сильно сжимая пластилин. Желательно обращаться с котом осторожно, не причинять ему боли.

Думаю, каждый маленький ребёнок способен вовлечься в любую игру и переживать её подчас глубже и серьёзней, чем реальную жизнь. Детей не надо искусственно заводить. Стоит верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих перед тобой, уловить эту невидимую нить, определяющую будущую деятельность, - и рождается «чудо», в котором все участвуют на равных. Мы проживаем вместе каждую минуту, между нами тесная связь, только это и даёт возможность личностного подхода к каждому ребёнку. Вместе и каждый сам по себе, мы возводим свой, общий мир.

Поначалу детей больше интересует моя «затравка» - тема или предмет разыгрывания. Но постепенно их внимание переключается на задачу. Они атакуют меня бесчисленными вопросами: Как слепить шёрстку? Как сделать так, чтобы кот бежал и не падал? Как сделать колючие когти?

Некоторые взрослые смотрят на работу ребёнка и говорят, морщась: «Не похоже!» «А на что похоже?» - спрашиваю я всякий раз. «Ни на что», - обычно следует ответ. А ведь дети только лишь по одному  признаку подобия могут опознать и назвать весь предмет. Попробуйте понаблюдать, как ребёнок, разминая пластилин, всматривается в форму и силуэт и шепчет: «Белка, а это домик, а это чьё-то ухо вылезает!» Он обнаруживает предмет там, где его нет в действительности, он фантазирует.

Во взрослом мире многое застыло, начиная от угла зрения и кончая раз и навсегда заданным ритмом жизни. Отношения с миром зачастую функциональны и чётко определены набором социальных ролей.

А что же ребёнок? Каковы его «роли»? Он живёт, а не играет роли. Точнее, он играет и живёт в игре. Далеко не всегда сформулированы правила и предметы игры. Но достаточно вспомнить себя детьми! Стоит нам перестать быть серьёзными, включиться в игровое пространство детей – и мы многое заметим.

Родители постоянно спрашивают меня, талантлив ли их ребёнок. Я отвечаю односложно: «Все дети талантливы». «Но не могут же они быть талантливыми во всём? Например, мой ребёнок не любит математику, а другого не затащишь на физкультуру».

Я думаю, что здесь дело не в виде деятельности, а в человеке, который  его организует и раскрывает детям. Я не верю, что ребёнок может быть от природы невосприимчив к какой-то деятельности. Скорее всего, к нему не нашли подхода. Не поняли основного – его индивидуальности. Психологи отмечают, что у ребёнка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую он может в игровой ситуации. Именно игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным.

Взрослые находятся на одной территории с детьми, но едва ли они видят сотую часть того, что их дети. А уж детское счастье открытия по своей интенсивности несравнимо ни с одним взрослым чувством. Недаром это остаётся в памяти навсегда. Хотя бы как факт.

Ребёнок каждый день живёт заново, как впервые. У него свои представления о времени, пространстве, о добре и зле. Он как бы играет с нами в игру «горячо-холодно». Он тянется к теплу и бежит от холода равнодушия. Он мал, но его неукротимая энегрия познания тормошит нас, взрослых, будоражит от сна, он даёт нам возможность прожить новую жизнь,  и, если мы в силах это сделать, то не нанесём ему урона, не притесним его свободу.



Предварительный просмотр:

                     

                              «Уникальная детская логика»

Детское мышление  имеет свои законы. Мысль ребёнка причудлива и легка. Он свободно сочетает далёкие по смыслу предметы и идеи, с удовольствием перепутывает привычные функции и определения вещей, любит неожиданные перескоки с предмета на предмет, а то и просто ничем не мотивированные превращения одних предметов в другие.

Пятилетний Саша Г. на мою просьбу отыскать на столе среди картинок ту, на которой изображён предмет для забивания гвоздей, ответил:

- Это молоток, но искать его картинку я не буду, потому что молотком забивают гвозди. А у меня нет папы, а мама ничего не забивает.

Молоток для Саши впрямую ассоциируется с папой, а поскольку папы у него нет, то и молоток ему ненавистен. Спасибо Саше, он всё объяснил, а то подумала бы, что ребёнок слишком упрям.

Или вот такое высказывание Васи Н. во время занятия лепкой:

- Ведь у козлика есть рога. Я слеплю ему рога. Как же без рогов? Без рогов он как человек без хвоста.

Какая тут логика? Я бы подумала, что это уникальное изречение уникального ребёнка, если бы не услышала от другого мальчика следующее:

- Воробьи едят - едят и становятся голубями, как толстый человек.

Таня С., поражала меня своей находчивостью, быстрым, ловким умом, логикой мышления. Например, мы изучаем птиц, лепим их из пластилина. Таня сделала быстрее всех лепёшку и сообщила, что у неё готово.

- Что это? - спрашиваю.

- Яйцо. Птица ещё не вылупилась.

Следующие бесформенные лепёшки Таня объясняет самым разумным образом:

- Это африканский птенец. А узнайте эту птицу! - обращается она к детям.

- Таких птиц не бывает, - отвечают ей ребята.

- Ещё как бывают. У нас такие не водятся, - бормочет она.

Я предлагаю Тане поставить птицу на подставку.

- Мне не надо подставку, - отказывается Таня. Они летают, а не стоят.

С этими словами она хлопает ладошкой по поделке и влепляет птиц в доску.

- Полетели! - машет она им рукой.

По мере того как Таня росла её лепёшки стали приобретать отчётливый контур птицы, они сделались ажурными, лёгкими, как кружева. Трудно поверить, что они из пластилина.

Хорошо, когда перед тобой такие дети. Их не собьёшь. Как они мыслят, так и отображают, как ощущают, так и выражают. Когда – нибудь птенец всё равно превратится в птицу. Главное не спешить, не подгонять детей, потому что прогресс в их методах точно будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе- рассуждение на тему: "Моя профессия - воспитатель"

В  материале содержатся  рассуждения   о выборе профессии  воспитателя...

Рассуждение на тему почему я выбрала профессию воспитателя.

В этом эссе я выразила свои мысли о выборе профессионального пути....

Эссе - рассуждение на тему "Кто такой современный педагог?"

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений ...

Заметка. Мои рассуждения на тему: "Что такое современный воспитатель?"

Современному обществу- современный воспитатель!» -  эту фразу слышали не раз. Что же скрыто за этими словами? Конечно, каждый из нас,  изучил образовательный стандарт и знает, какими к...

Рассуждение на тему "Жизнь прекрасна"

Жизнь это понимание не только того, что тебя окружает, но и того что находиться внутри каждого из нас… Я знаю, жизнь всегда прекрасна, Я знаю, жизнь всегда светла, Но как найти одно, то счастье...