Эссе - рассуждение на тему "Кто такой современный педагог?"
статья по логопедии по теме

Веселова Екатерина Сергеевна

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании современных инновационных образовательных технологий, методов и приемов, образовательных программ. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). А это значит, что меняется требование и к педагогу.

Какой он, современный педагог? Часто приходится задумываться над этим вопросом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_esse_2.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе – рассуждение

на тему

«Современный педагог, кто он?»

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка, а это значит, что меняется требование и к педагогу.

Какой он, современный педагог? Часто приходится задумываться над этим вопросом. Какими качествами он должен обладать, какими владеть знаниями?

Я работаю в дошкольном учреждении учителем - логопедом, с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Это дети, плохо говорящие, имеющие медицинский диагноз, связанный с органическим поражением центральной нервной системы, у которых нарушены все компоненты речевой деятельности. Словарный запас у этих детей очень мал. Когда в ходе первичного обследования речи ребенка выясняется, что у стула не четыре ножки, а четыре «лапки», я понимаю, что предстоит огромный кропотливый труд. Моя задача - шаг за шагом, пройти нелегкий путь от постановки звуков до развернутого высказывания, способствовать освоению программы детского сада и успешному обучению в школе.

Заглядывая в глаза детей, я должна ответить себе на вопрос — чем живет современное поколение, какие проблемы для него важны. А проблем у этого поколения немало. Даже в таком юном возрасте. Эти дети воспитываются в век потребительства, когда материальные ценности заменяют духовные. В этом мире очень мало места для душевной теплоты, искренней дружбы. А так хочется, чтобы дети смогли вынести из детства нетронутое чистое чувство дружбы. Этому помогает эмпатия как одно из важнейших требований педагогического мастерства. Психология определяет эмпатию как способность одного человека постичь и понять эмоции другого, почувствовать его ощущения и мысли. Но за сухим определением скрывается важнейшее человеческое качество — слышать, понимать и сочувствовать.

На сегодняшний день родители знают свои права, но не знают, или намеренно забывают о своих обязанностях.

Часто приходится наблюдать как родители, заменяют живое общение на разговоры по телефону или общение в чатах, социальных сетях.

Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени – вот основные причины упадка семейных ценностей. Ребенок хочет быть услышан, но, зачастую, родители эмпатией не обладают. Лев Тодоров в книге «Новая педагогия изящной словесности для грядущего» пишет: «Планета вступила в эру информационных цивилизаций; не выходя из дома, мы можем перемещаться во времени и пространстве... но Гражданин Космоса, повелитель невиданных вне человеческих сил, оказался чужим в семье родной, в кругу близких, в городе и поселке». Именно поэтому, на сегодняшний день возрастает роль педагога. Педагог становится теперь не только человеком, дающим знание ребенку, но и заботливой мамой, проводником по дороге детства. Проделывая ежедневный путь до кабинета и обратно с подгруппой детей, встречаю удивленные взгляды коллег: что за птичий галдеж в лице моих воспитанников? А я иду, затаив дыхание, и не смею перебить ни одного ребенка, понимая, что они хотят высказаться обо всем, что их волнует. Именно эмпатия ставит перед педагогом один из серьезнейших вопросов современности — как в таких непростых условиях воспитать личность?

Процесс овладения правильной речью – это звенья одной цепи: учитель - логопед – воспитатели – дети - родители. Если хоть одно звено выпадает, то и работа по устранению речевых дефектов значительно затягивается. Малая осведомленность родителей, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции, поэтому работе с родителями я уделяю большое внимание. Провожу консультации, беседы, открытые занятия, презентации. Наглядную информацию в родительских уголках стараюсь сделать яркой, понятной, побуждающей к действию.

Сегодня, согласно Закону об образовании, педагог должен выпускать в школьную жизнь инициативных детей, готовых не ломаться под натиском современного мира. И в этой ситуации педагог, несомненно, должен научиться применять инновации. Жить в эпоху перемен не только трудно, но и интересно. Мастерство учителя - логопеда – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый труд, не редко наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Завтра будет новый день, в котором я буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, повышать собственный образовательный уровень. Скажу точно, что принятая сегодня концепция личностно-ориентированного обучения мне очень близка, так как только она будет способствовать формированию полноценной личности.

Педагогическая деятельность сложна и многообразна. В ней неизбежны трудности, а подчас и разочарования. Только по прошествии нескольких лет ко мне пришло понимание, что плакать от собственной боли не трудно, трудней плакать от боли за других. Истинный педагог начинается тогда, когда в центре всех событий он видит ребенка, его собственную траекторию развития, а не себя. Моя философия строится на идее всестороннего уважения любой личности. Подобное рождает подобное — сложно добиться уважения от кого-либо, когда нет уважения у тебя самого.

Отдельно хочется отметить роль нравственного воспитания в моей педагогической философии. На сегодняшний день глубоко противоречивое влияние современного западного мира на другие страны в области культуры, нередко приводящее к подрыву их духовного потенциала, достигла неимоверных пределов. Исправить ситуацию можно только тогда, когда педагог будет уделять внимание патриотическому развитию, чувству гордости за родину, ее культуру и ее историю. Об этом много говорят, но как сделать так, чтобы детям дошкольного возраста было интересно и понятно, чтобы любовь к Родине не была шаблоном. Мне повезло, потому что работая по лексическим темам на речевой группе, можно полноценно включать детей в процесс патриотического воспитания с использованием ИКТ, виртуальных экскурсий, пальчикового твистера и другие приемы. Нетрадиционные методы прекрасно помогают формировать первоначальные представления у детей об истории и культуре России.

Я люблю свою профессию, верю в свои силы и возможности. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник — в картинах, скульптор — в созданных им творениях, а мой труд будет жить в мыслях и поступках моих воспитанников.

Список использованной литературы:

Журнал //Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 560-563. — URL https://moluch.ru/archive/149/42343/ (дата обращения: 07.01.2018).

Гузанова С. В. Педагогическая философия учителя [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 106-108. — URL

https://rae.ru/forum2012/pdf/1629.pdf//ЭКСПАНСИЯ КУЛЬТУРЫ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Ю.И. Ляшов

Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2000. – 352 с

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_doshkolnom_obrazovanii_v_sovremennyh_usloviyah-334359.htm

https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/triebovaniia-k-sovriemiennomu-piedaghoghu-soghlasno-fgos-novogho-pokolieniia

http://www.microanswers.ru/article/rech-cheloveka-zerkalo-ego-kyltyri.html

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/16/aktualnye_problemy_sovremennogo_doshkolnogo_vospitaniya.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе педагога Кузнецовой Ольги Владимировны. Педагогическое кредо на тему: "Кто такой современный воспитатель?"(философское размышление)

ЭссеМое педагогическое кредо(философское размышление «Кто такой современный воспитатель?»)    Сегодня много говорят: «Кто такой современный воспитатель?» «Каким требованием должна соотв...

Эссе- рассуждение на тему: "Моя профессия - воспитатель"

В  материале содержатся  рассуждения   о выборе профессии  воспитателя...

Заметка. Мои рассуждения на тему: "Что такое современный воспитатель?"

Современному обществу- современный воспитатель!» -  эту фразу слышали не раз. Что же скрыто за этими словами? Конечно, каждый из нас,  изучил образовательный стандарт и знает, какими к...

Эссе на тему "Есть такая профессия - воспитатель!"

Эссе на тему"Есть такая профессия - воспитатель!"...

Эссе на тему " Что такое счастье"

Материал содержит размышления воспитателя детского сада о счатье...