Влияние общения на развитие речи ребёнка в возрасте с рождения до трёх лет
консультация (младшая группа) по теме

Степанова Инна Викторовна

     На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребёнка и взрослого. Ребёнок реагирует на улыбку, голос, произнося что-то и улыбаясь в ответ («комплекс оживления»).Малыш не понимает ещё речи взрослого и не умеет говорить, но именно в процессе такого общения складываются условия для последующего овладения речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Влияние общения  на развитие речи

    ребёнка  в возрасте с рождения

             до трёх лет

           

            Консультация логопеда

     На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребёнка и взрослого. Ребёнок реагирует на улыбку, голос, произнося что-то и улыбаясь в ответ («комплекс оживления»).Малыш не понимает ещё речи взрослого и не умеет говорить, но именно в процессе такого общения складываются условия для последующего овладения речью. Постепенно слово для ребёнка становится обозначением предмета, определённого действия с этим предметом или действия самого предмета. (Это кукла. Кукла спит. Возьми (дай)куклу.) Ребёнок на слова взрослого отвечает мимикой, жестом, улыбкой, движением. У него развиваются понимание речи, а затем и инициативное обращение к взрослому.

     К концу первого года жизни в речи ребёнка появляются первые слова (мама, папа, дай, ав-ав), однако для речевого общения их недостаточно. Вместе с тем малыш активнее начинает реагировать на просьбы и требования взрослого в хорошо знакомых ему ситуациях.

      Для развития слухового восприятия очень важно научить ребёнка находить источник звука (погремушка, часы, пение взрослого), а в момент разговора он должен видеть лицо взрослого, следить за тем, как тот говорит. Так развиваются понимание и подражание звукам и звукосочетаниям.

     Во время одевания надо называть части тела малыша (ножки, ручки), предметы одежды (рубашка, колготки).Ориентировка в окружающем осуществляется путём воздействия на зрение, слух, осязание.

Широко используются игры «Ладушки», «Сорока-ворона», при этом сначала слова сопровождаются действиями ребёнка, а затем даются только словесные указания («Дай ручку», «Покажи, какой ты большой»). Можно показать малышу действия игрушек (зайчик прыгает, кошка спряталась).

     Появляются первые предложения. Нужно использовать это умение и учить детей обращаться к взрослому, задавать вопросы, высказывать свои мысли, желания, просьбы.

     Широко используются для развития речи произведения устного народного творчества: потешки, попевки, сказки, песенки, прибаутки. При этом ребёнок учится одновременно со словом выполнять движение.

     Особое внимание следует уделить развитию речи в совместной игре взрослого и ребёнка. В ходе игры он выполняет определённые действия (кормит куклу, укладывает её спать).

     К трём годам словарь ребёнка насчитывает более 1000 слов, в которых есть все части речи, в том числе и служебные (предлоги, союзы, частицы). Речевая активность детей третьего года жизни значительна. Они по разным поводам обращаются к взрослому с вопросами «когда», «где», «куда». Но и взрослый должен задавать ребёнку вопросы, вызывая его на разговор, диалог. Ребёнок двух-трёх лет достаточно хорошо понимает речь взрослого и, конечно, может выполнять различные задания и поручения. Когда взрослый в таких случаях что-то говорит малышу (а тот может спрашивать, что-то уточняя), то речь здесь выступает в своей обычной функции – в роли средства общения. Но детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них – повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные – когда ребёнка просят, например: «Пойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку». Подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической и т.д. правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребёнок учится сознательно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, и осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам.

     Звуковая сторона речи ребёнка третьего года жизни во многом несовершенна. Это объясняется тем, что недостаточно точна артикуляция, движение органов речи – языка, губ. Самую характерную для этого возраста черту звуковой стороны речи ребёнка называют общей смягчённостью. Он произносит, например, «лёзецька», а не «ложечка». Многие звуки, трудные для не сформировавшегося ещё речевого аппарата, пропускаются, заменяются другими. Прежде всего это свистящие (с,з,ц), шипящие (ш,ж,ч,щ) и звук «р».

     Эти несовершенства речи впоследствии (на четвёртом-шестом году), как правило, постепенно исчезают сами собой, по мере того, как ребёнок, постоянно слыша речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названии которых есть тот или иной звук, непроизносимый или неправильно произносимый ребёнком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш) и т.п.

     Чтение детям народных песенок, потешек, разучивание их детьми способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из них, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.

Чики-чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки.

С уважением учитель-логопед ДОУ «Солнышко»

          Степанова Инна Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет

Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений.Настоящее пособие посвящено актуальным вопросам развития и воспитани...

Статья "Формирование слухового восприятия и его влияние на развитие речи детей младенческого возраста"

Самый важный опыт младенца  - это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их  берут  на руки, кормят, купают, играют с ними....

Опыт работы: "Дидактическая игра и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"

Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современ...

Консультация для родителей "Влияние общения на развитие речи ребёнка в возрасте с рождения до трёх лет"

   На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребёнка и взрослого. Ребёнок реагирует на улыбку, голос, произнося что-то и улыбаясь в ответ («комплекс оживления»...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Простые движения рук помогают ...

Папка-передвижка "Крупная польза мелкой моторики и ее влияние на развитие речи детей раннего возраста"

Папка-передижка, которая даст родителям представление о пользе мелкой моторики....

Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Данная статья будет полезна воспитателям, которые интересуются методами активизации речи у детей дошкольного возраста. В статье рассказывается о классификации пальчиковых игр, раскрывается их взаимосв...