Отклонения в развитии.
консультация по теме

Исаева Марина Александровна

Отклонения в развитии.

Известный немецкий педиатр Т.Хелльбрюгге выделил ряд признаков в развитии умений ребёнка ползать, сидеть, ходить, удерживать игрушку, говорить, общаться с окружающими людьми, которые не соответствуют возрастным параметрам и должны насторожить родителей. Возможно, ребёнку необходимо серьёзное врачебное обследование.

Отклонения от нормы в развитии двигательных умений ребёнка

Конец 1-го месяца В вертикальном положении не может на мгновение удержать голову.

Конец 2-го месяца Не может приподнять головку на 5 сантиметров от поверхности и удержать её. Совершает несимметричные движения ручками и ножками.

Конец 3-го месяца Лёжа на животе, не может удержать голову в течение одной минуты. Не может удержать голову на полминуты в вертикальном положении.

Конец 4-го месяца Лёжа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья. В тот момент, когда малыша поднимают из положения лёжа на спине, головка отклоняется назад. Когда малыша поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на пальцы ног.

Конец 5-го месяца Плохо поворачивается с живота на спинку. Неуверенно держит головку, особенно втот момент, когда его приподнимают за руки из положения лёжа на спине.

Конец 6-го месяца Лёжа на животе, не может дотянуться до игрушки. Когда придерживают в вертикальном положении под мышками, не «пританцовывает»

Конец 7-го месяца При поддержке за руку не пытается сесть

Конец 8-го месяца Не может ползти назад. Не может стоять при поддержке за руки даже непродолжительное время.

Конец 9-го месяца Лёжа на животе, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперёд. При сидении плохо удерживает равновесие и не может повернуться вокруг свое оси.

Конец 11-го месяца Не может ползать на четвереньках. Не может сидеть с вытянутыми ногами. Не может передвигаться, держась за опору.

Конец 12-го месяца Не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого

Конец 13-го месяца Не может самостоятельно стоять в течении минимум 10 секунд

Конец 15-го месяца Не может свободно пройти 20 шагов

Конец 16-го месяца Не бегает свободно

Конец 20-го месяца Не может без поддержки пнуть мяч

Конец 30-го месяца Не может без поддержки спуститься с лестницы

Конец 36-го месяца Не может без опоры удержаться на одной ноге в течение 1 секунды

Помимо развития умения сидеть, стоять и ходить, очень важным для ребёнка в процессе развития окружающего мира является развитие мелкой моторики и, прежде всего, хватательных движений. Новорожденный появляется на свет с хватательным рефлексом, который проявляется как сжимание и разжимание пальцев при нажатии на ладонь. Через некоторое время этот рефлекс угасает, и формируются осознанные хватательные движения.

Отклонения от нормы в развитии мелкой моторики

Конец 3-го месяца малыш не тянется полуоткрытой ручкой к предмету красного цвета, который держат перед ним. Не разглядывает свои ручки.

Конец 5-го месяца Не может уверенно потянуться к игрушке

Конец 6-го месяца Не может ухватить кубик

Конец 8-го месяца Не может удержать между указательным и большим пальцами «пуговицу»

Конец 9-го месяца Не пытается самостоятельно пить из чашки, сдёргивать шапочку с головы

Конец 12-го месяца Не может удержать одной рукой два маленьких кубика, подать игрушку взрослому

Конец 18-го месяца Не может построить башню из трёх кубиков

Конец 20-го месяца Не может чертить прямые линии

Конец 24-го месяца Не может отвинтить крышку банки

Конец 33-го месяца Не может аккуратно есть жидкую пищу ложкой

Конец 36-го месяца Не может самостоятельно налить воду в чашку.

 

К числу наиболее серьёзных отклонений от нормы, способных спровоцировать отставание познавательного и речевого развития малыша, относятся нарушения слуха и зрения. Поэтому при первых же возникших у вас подозрениях, необходимо обратиться к специалистам для проведения тщательного медицинского обследования.

Отклонения от нормы в развитии зрения и слуха

 

 

Зрение

Слух

Конец 1-го месяца

Не следит взглядом за движениями источника света (электрический фонарик, свечка) вправо и влево. Не смотрит в глаза наклонившегося к нему взрослого

В ответ на неожиданный и громкий звук нет реакции торможения двигательных или сосательных движений (не вздрагивает, не моргает)

Конец 2-го месяца

Не следит глазами за погремушкой. Не имитирует мимику взрослого.

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии 1,5 метра от ребёнка)

Конец 3-го месяца

Не «изучает» свои руки, не приближает их к глазам, не двигает пальцами. Не улыбается в ответ на улыбку взрослого

Не ищет взглядом и не поворачивает голову вправо и влево в направлении источника звука. Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не протягивает руки и не берёт заинтересовавшую его игрушку

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не может переложить игрушку из одной руки в другую

Не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не может стучать кубиком по столу

Не поворачивается в сторону звука или говорящего человека. Не улыбается, когда слышит речь.

Конец 8-го месяца

Не берёт двумя руками протянутые ему кубики

Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает в ответ на новый для него звук. Не проявляет интерес к музыке. Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не стучит кубиками друг о друга

Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрет. Не играет в «разговор»

Конец 10-го месяца

Не сбрасывает игрушки со стола

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

Не проявляет интерес к игрушкам. Не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах. Не имитирует действия взрослого с игрушками. Не может выложить кубики в одну линию.

Не показывает по просьбе взрослого на людей или знакомые предметы. Не имитирует простые звуки, односложные слова. Не реагирует на тихие звуки. Не поворачивает голову в сторону как тихих, так и громких звуков. Не проявляет интереса к окружающим бытовым звукам, музыке. Не пытается говорить.

 

Большинство родителей начинают беспокоиться по поводу отсутствия или неправильного формирования речи у ребёнка после двух-двух с половиной лет. В ряде случаев после проведения диагностирования (выявления причин задержки речевого развития) оказывается, что нарушения речи у ребёнка обусловлены серьёзными повреждениями центральной нервной системы или органов слуха. Педагоги и психологи, работающие с младенцами, знают о том, что по характеру предречевых (дословесных) характеристик речи ребёнка, по его поведению можно прогнозировать особенности формирования речи.

Родители должны обратиться к врачу за разъяснениями, если обнаружат у ребёнка признаки, описанные в таблице.

Нарушение развития речи.

Конец 1-го месяца Не кричит при неприятных ощущениях (например, перед кормлением, когда хочет есть).

Конец 4-го месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают

Конец 5-го месяца Не произносит отдельные звуки или слоги (типа «ба-ба-ба» или «га-га-га»). Не пытается, находясь на руках у мамы, отыскать взглядом объекты, которые она называет («Где папа?»)

Конец 7-го месяца Не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определёнными звуками

Конец 9-го месяца В речи не появились повторяющиеся одинаковые слоги, которые звучат, как одно слово, например «ма-ма», «дей-дей», «да-да»

Конец 10-го месяца Не может повторить за взрослым около восьми различных звукосочетаний и слогов. Не может покачать головой в знак отрицания, помахать рукой на прощание.

Конец 12-го месяца Не произносит ни одного осмысленного «детского слова», которым ребёнок называет одни и те же предметы, лица и ситуации. Не прислушивается к музыке. Не может выполнить простую просьбу («дай машинку»).

Конец 15-го месяца Не употребляет адекватно слова «мама» и «папа».

Конец 19-го месяца Не произносит осмысленных слов. Не показывает части тела, которые ему называет взрослый.

Конец 29-го месяца Не понимает значения слов «большой», «маленький».

 

Постепенно ребёнок овладевает необходимыми навыками общения с окружающими людьми, простейшими приёмами самообслуживания (учится самостоятельно пить, есть, одеваться), начинает осознавать свою личность. Всё это в психологии принято называть социализацией ребёнка.

Но иногда ребёнок не может овладеть этими навыками, он избегает общения с людьми (и даже с матерью), не усваивает простейших бытовых процедур, не использует речь как средство общения с окружающими людьми. У ребёнка развиваются так называемые коммуникативные нарушения (нарушения общения).

Нарушения социального развития.

Конец 1-го месяца Не прекращает крик, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе

Конец 2-го месяца Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.

Конец 3-го месяца Не улыбается, когда к нему приближается взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.

Конец 4-го месяца Не радуется, когда с ним играют.

Конец 5-го месяца Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают. Не различает доброжелательных и недовольных интонаций и мимики взрослого.

Конец 6-го месяца Не просится на руки (протягивая свои руки к взрослому).

Конец 7-го месяца Не проявляет нежность по отношению к маме, другим близким (не прижимается к телу, щеке).

Конец 9-го месяца Не различает близких и чужих людей. Не пугается и не стесняется чужих людей. Не сердится, когда у него отбирают игрушку.

Конец 10-го месяца Не повторяет и не имитирует действия, вызвавшие смех окружающих.

Конец 11-го месяца Не поддерживает чашку при питье. Не может самостоятельно есть сухарь.

Конец 12-го месяца Не может самостоятельно есть ложкой. Не гримасничает, заметив своё отражение в зеркале.

Конец 15-го месяца Не может играть с матерью в мяч. Не может самостоятельно удержать стакан и пить из него.

Конец 26-го месяца Не играет с плюшевым медведем или куклой. Не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь. Не подражает манипуляциям взрослого с предметами быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkloneniya_v_razvitii.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Отклонения в развитии.

Известный немецкий педиатр Т.Хелльбрюгге выделил ряд признаков в развитии умений ребёнка ползать, сидеть, ходить, удерживать игрушку, говорить, общаться с окружающими людьми, которые не соответствуют возрастным параметрам и должны насторожить родителей. Возможно, ребёнку необходимо серьёзное врачебное обследование.

Отклонения от нормы в развитии двигательных умений ребёнка

Конец 1-го месяца В вертикальном положении не может на мгновение удержать голову.

Конец 2-го месяца Не может приподнять головку на 5 сантиметров от поверхности и удержать её. Совершает несимметричные движения ручками и ножками.

Конец 3-го месяца Лёжа на животе, не может удержать голову в течение одной минуты. Не может удержать голову на полминуты в вертикальном положении.

Конец 4-го месяца Лёжа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья. В тот момент, когда малыша поднимают из положения лёжа на спине, головка отклоняется назад. Когда малыша поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на пальцы ног.

Конец 5-го месяца Плохо поворачивается с живота на спинку. Неуверенно держит головку, особенно втот момент, когда его приподнимают за руки из положения лёжа на спине.

Конец 6-го месяца Лёжа на животе, не может дотянуться до игрушки. Когда придерживают в вертикальном положении под мышками, не «пританцовывает»

Конец 7-го месяца При поддержке за руку не пытается сесть

Конец 8-го месяца Не может ползти назад. Не может стоять при поддержке за руки даже непродолжительное время.

Конец 9-го месяца Лёжа на животе, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперёд. При сидении плохо удерживает равновесие и не может повернуться вокруг свое оси.

Конец 11-го месяца Не может ползать на четвереньках. Не может сидеть с вытянутыми ногами. Не может передвигаться, держась за опору.

Конец 12-го месяца Не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого

Конец 13-го месяца Не может самостоятельно стоять в течении минимум 10 секунд

Конец 15-го месяца Не может свободно пройти 20 шагов

Конец 16-го месяца Не бегает свободно

Конец 20-го месяца Не может без поддержки пнуть мяч

Конец 30-го месяца Не может без поддержки спуститься с лестницы

Конец 36-го месяца Не может без опоры удержаться на одной ноге в течение 1 секунды

Помимо развития умения сидеть, стоять и ходить, очень важным для ребёнка в процессе развития окружающего мира является развитие мелкой моторики и, прежде всего, хватательных движений. Новорожденный появляется на свет с хватательным рефлексом, который проявляется как сжимание и разжимание пальцев при нажатии на ладонь. Через некоторое время этот рефлекс угасает, и формируются осознанные хватательные движения.

Отклонения от нормы в развитии мелкой моторики

Конец 3-го месяца малыш не тянется полуоткрытой ручкой к предмету красного цвета, который держат перед ним. Не разглядывает свои ручки.

Конец 5-го месяца Не может уверенно потянуться к игрушке

Конец 6-го месяца Не может ухватить кубик

Конец 8-го месяца Не может удержать между указательным и большим пальцами «пуговицу»

Конец 9-го месяца Не пытается самостоятельно пить из чашки, сдёргивать шапочку с головы

Конец 12-го месяца Не может удержать одной рукой два маленьких кубика, подать игрушку взрослому

Конец 18-го месяца Не может построить башню из трёх кубиков

Конец 20-го месяца Не может чертить прямые линии

Конец 24-го месяца Не может отвинтить крышку банки

Конец 33-го месяца Не может аккуратно есть жидкую пищу ложкой

Конец 36-го месяца Не может самостоятельно налить воду в чашку.

К числу наиболее серьёзных отклонений от нормы, способных спровоцировать отставание познавательного и речевого развития малыша, относятся нарушения слуха и зрения. Поэтому при первых же возникших у вас подозрениях, необходимо обратиться к специалистам для проведения тщательного медицинского обследования.

Отклонения от нормы в развитии зрения и слуха

Зрение

Слух

Конец 1-го месяца

Не следит взглядом за движениями источника света (электрический фонарик, свечка) вправо и влево. Не смотрит в глаза наклонившегося к нему взрослого

В ответ на неожиданный и громкий звук нет реакции торможения двигательных или сосательных движений (не вздрагивает, не моргает)

Конец 2-го месяца

Не следит глазами за погремушкой. Не имитирует мимику взрослого.

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии 1,5 метра от ребёнка)

Конец 3-го месяца

Не «изучает» свои руки, не приближает их к глазам, не двигает пальцами. Не улыбается в ответ на улыбку взрослого

Не ищет взглядом и не поворачивает голову вправо и влево в направлении источника звука. Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не протягивает руки и не берёт заинтересовавшую его игрушку

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не может переложить игрушку из одной руки в другую

Не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не может стучать кубиком по столу

Не поворачивается в сторону звука или говорящего человека. Не улыбается, когда слышит речь.

Конец 8-го месяца

Не берёт двумя руками протянутые ему кубики

Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает в ответ на новый для него звук. Не проявляет интерес к музыке. Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не стучит кубиками друг о друга

Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрет. Не играет в «разговор»

Конец 10-го месяца

Не сбрасывает игрушки со стола

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

Не проявляет интерес к игрушкам. Не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах. Не имитирует действия взрослого с игрушками. Не может выложить кубики в одну линию.

Не показывает по просьбе взрослого на людей или знакомые предметы. Не имитирует простые звуки, односложные слова. Не реагирует на тихие звуки. Не поворачивает голову в сторону как тихих, так и громких звуков. Не проявляет интереса к окружающим бытовым звукам, музыке. Не пытается говорить.

Большинство родителей начинают беспокоиться по поводу отсутствия или неправильного формирования речи у ребёнка после двух-двух с половиной лет. В ряде случаев после проведения диагностирования (выявления причин задержки речевого развития) оказывается, что нарушения речи у ребёнка обусловлены серьёзными повреждениями центральной нервной системы или органов слуха. Педагоги и психологи, работающие с младенцами, знают о том, что по характеру предречевых (дословесных) характеристик речи ребёнка, по его поведению можно прогнозировать особенности формирования речи.

Родители должны обратиться к врачу за разъяснениями, если обнаружат у ребёнка признаки, описанные в таблице.

Нарушение развития речи.

Конец 1-го месяца Не кричит при неприятных ощущениях (например, перед кормлением, когда хочет есть).

Конец 4-го месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают

Конец 5-го месяца Не произносит отдельные звуки или слоги (типа «ба-ба-ба» или «га-га-га»). Не пытается, находясь на руках у мамы, отыскать взглядом объекты, которые она называет («Где папа?»)

Конец 7-го месяца Не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определёнными звуками

Конец 9-го месяца В речи не появились повторяющиеся одинаковые слоги, которые звучат, как одно слово, например «ма-ма», «дей-дей», «да-да»

Конец 10-го месяца Не может повторить за взрослым около восьми различных звукосочетаний и слогов. Не может покачать головой в знак отрицания, помахать рукой на прощание.

Конец 12-го месяца Не произносит ни одного осмысленного «детского слова», которым ребёнок называет одни и те же предметы, лица и ситуации. Не прислушивается к музыке. Не может выполнить простую просьбу («дай машинку»).

Конец 15-го месяца Не употребляет адекватно слова «мама» и «папа».

Конец 19-го месяца Не произносит осмысленных слов. Не показывает части тела, которые ему называет взрослый.

Конец 29-го месяца Не понимает значения слов «большой», «маленький».

Постепенно ребёнок овладевает необходимыми навыками общения с окружающими людьми, простейшими приёмами самообслуживания (учится самостоятельно пить, есть, одеваться), начинает осознавать свою личность. Всё это в психологии принято называть социализацией ребёнка.

Но иногда ребёнок не может овладеть этими навыками, он избегает общения с людьми (и даже с матерью), не усваивает простейших бытовых процедур, не использует речь как средство общения с окружающими людьми. У ребёнка развиваются так называемые коммуникативные нарушения (нарушения общения).

Нарушения социального развития.

Конец 1-го месяца Не прекращает крик, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе

Конец 2-го месяца Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.

Конец 3-го месяца Не улыбается, когда к нему приближается взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.

Конец 4-го месяца Не радуется, когда с ним играют.

Конец 5-го месяца Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают. Не различает доброжелательных и недовольных интонаций и мимики взрослого.

Конец 6-го месяца Не просится на руки (протягивая свои руки к взрослому).

Конец 7-го месяца Не проявляет нежность по отношению к маме, другим близким (не прижимается к телу, щеке).

Конец 9-го месяца Не различает близких и чужих людей. Не пугается и не стесняется чужих людей. Не сердится, когда у него отбирают игрушку.

Конец 10-го месяца Не повторяет и не имитирует действия, вызвавшие смех окружающих.

Конец 11-го месяца Не поддерживает чашку при питье. Не может самостоятельно есть сухарь.

Конец 12-го месяца Не может самостоятельно есть ложкой. Не гримасничает, заметив своё отражение в зеркале.

Конец 15-го месяца Не может играть с матерью в мяч. Не может самостоятельно удержать стакан и пить из него.

Конец 26-го месяца Не играет с плюшевым медведем или куклой. Не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь. Не подражает манипуляциям взрослого с предметами быта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.

Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование  развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...

Конспект занятия по развитию речи для детей с отклонением в развитии «Зима в лесу» (1-2 лет)

В занятии; закрепляем знания детей о  сезонных явлениях природы. Расширяем знания детей об окружающем, создаем двигательную и речевую реакцию на происходящее. Побуждаем детей, с помощью художеств...

Практикум для родителей и детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития) «Домашняя игротека»

Цель практикума:Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра является осн...

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Проект: "Развитие связной речи у детей с отклонением в развитии"

Развитие связной речи у детей с отклонением в развитииРазвитие связной речи у детей с отклонением в развитии с помощью дидактических игр•Выявить способность актуализировать имеющиеся сведения;•Формиро...

Проект: "Развитие связной речи у детей с отклонением в развитии"

Развитие связной речи у детей с отклонением в развитииРазвитие связной речи у детей с отклонением в развитии с помощью дидактических игр•Выявить способность актуализировать имеющиеся сведения;•Формиро...