статья
статья на тему

 Цветкова Наталия Викторовна

Поддержать талант в ребёнке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержать  талант в «трудном» ребёнке

Я работала педагогом в ГСКУ АО «ОСРЦ для несовершеннолетних».  Цель моей  работы состояла прежде всего в установлении психического и эмоционального состояния ребенка, в принятии его, таким, какой он есть,  в помощи  адаптироваться к новым условиям проживания в Центре.  Очень тяжело установить тесную связь и контакт с подростками. Ведь они приходят  уже с имеющимся жизненным опытом (а он, как правило, не всегда приятный). Приходят как ежики, все и всех принимая в штыки. Нужно приложить много терпения, выдержки, уделить массу внимания, вложить все свое обаяние и любовь,  дать понять ему, что он нужен, что он значим для нас, прежде чем этот ребенок поверит тебе, начнет делиться с тобой самым сокровенным,  будет пользоваться  твоим советом и ждать тебя, чтобы вновь увидеть и поговорить, хотя бы ни творилось  о чем, а может о вновь наболевшем. В мои обязанности не входит тесное общение с родителями воспитанников, но часто приходится с ними сталкиваться, потому что некоторые из них посещают своих детей в Центре. Моя задача –проконтролировать эти посещения, чтобы встреча  родителей и ребёнка была максимально полезной.Хочу привести пример небольшого общения с одним папой моего воспитанника.

История первая

  Саша, так зовут мальчика, жил со своим отцом, мачехой и ее сыном в однокомнатной квартире. Неоднократные конфликты в этой семье между Саней и другими ее членами привели к тому, что он стал часто уходить из дома, не ночевать, пропускать школу и, в итоге, попал к нам в приют.

Мальчику 17 лет. Он, несомненно, технически одарённый от природы ребёнок,  но условия, в которых он рос, не позволяли проявиться ни одному из его  талантов. Большие способности к  физике и математике проявились  с первых дней нахождения в Центре. Саша отремонтировал поломанный в группе магнитофон, сверстникам ремонтирует сотовые телефоны, плейеры; что когда младшим детям хочется попеть   караоке, Санька настраивает всю необходимую аппаратуру; что физика – его любимый предмет в школе.. Я часть беседовала с Саней «по душам», из чего узнала: у ребенка нет своего угла, нет условий для уединения (ведь он уже подросток), мачеха не дает смотреть телевизор, слушать магнитофон. Но страшнее всего, что в памяти Саши остались слова мачехи, когда она предлагала своему мужу,  будучи в нетрезвом состоянии, тихонько столкнуть Саньку с балкона.

 Вы представляете, что эти слова слышал не малыш, которому дай конфетку, и он все забыл, а может даже и не понял смысл сказанного. Это слышал мальчик, который прекрасно понимал, что речь идет именно о нем.

 У меня сердце разрывалось на части, когда я представила всю эту картину. А что тогда в душе Саши?!

«Я его (отца) не люблю»,- однажды сказал мне он. «Ничего хорошего я от отца не вижу: то сходи за сигаретами, то купи бутылку -мы с матерью хотим выпить. За что мне его любить?»

С папой Саши беседовали специалисты Центра. И что я выяснила? Папа во всем обвинял своего   сына. «Ничего по дому не делает, никому не помогает, уходит из дома, всех обманывает, грубит».

Хотелось  спросить такого папочку: « А вы когда- нибудь разговаривали ласково со своим сыном как отец,  выясняли чем он интересуется, понимали ли, что сыну порой нужна просто элементарная ласка или хотя бы теплое слово.»

Зная, что роднее папы и мамы у ребенка на свете нет, я пыталась Саню настроить на позитив, на необходимость развивать  свои способности,  ведь через 3 месяца у него заканчивался срок реабилитации, и он будет передан обратно домой, к отцу и мачехе. Саша слушал меня, соглашался, но только из уважения ко мне.

Однажды мне пришлось встретиться с папой Саши. Он пришел, чтобы сходить с сыном в паспортный стол. Пока Саня одевался, я решила поговорить с папашей. Я начала рассказывать, что его сын очень добрый, отзывчивый, ответственный и технически одарённый мальчик. Что мы, воспитатели, доверяем ему как взрослому человеку, любим его и ценим, и очень сожалеем, что Санечка скоро уйдет от нас. И, если бы папа  знал и понимал Сашин интерес к технике, может быть в дальнейшем помог ему поступить в технический колледж, а затем и в институт Но, увы! На лице у папы я не увидела и тени эмоций, ни грамма интереса к моим словам. Передо мной сидел равнодушный «человек – камень». Так откуда же мы можем ждать от детей участия, милосердия, желания чему-то учиться, проявления каких-то талантов,  если многие родители совершенно не знакомы с интересами  своего ребёнка, равнодушны к проявляющимся способностям и не участвуют в дальнейшем развитии талантов своих детей.

Сашу отдали домой, так как папа не лишен родительских прав.

И очень хочется верить, что может быть, когда-нибудь,  этот  папа вспомнит мои слова о его сыне. И  может  пожалеет, что в свое время не принял должного участия и не помог разить сыну его технические способности.

История  вторая.

       - Здравствуйте, Наталия Викторовна! Как Ваши дела? Как здоровье?- слышу я в телефоне родной голос Ромки. Зная, что звонок издалека, сбрасываю номер и перезваниваю сама. Ромик родился в Архангельской области. Через две недели, после родов, мать Ромы умирает в роддоме. Четыре года Рома воспитывался у бабушки, маминой мамы. Папа мальчика женится на молодой и решает забрать Рому к себе, познакомить с новой мамой. Но воспитывать и следить за ребенком у них не получилось. Рома часто болел, почему-то стали появляться синяки на его теле. И в один «прекрасный» момент он попадает в больницу. Из больницы забирает ребенка к себе опять бабушка, проявляя огромную заботу и любовь к своему внуку. Тем временем папе предлагают работу в одном из медицинских центров в городе Астрахани. Чтобы не платить алименты на сына, он забирает Ромку с собой. Здесь, в Астрахани, папе выделяют квартиру, в которой он делает евроремонт. Но для сына опять не находится времени ни у папы, ни у мачехи. Ведь у них растет их совместный ребенок. По заявлению родителей Рома попадает в реабилитационный Центр.. Этого веселого, доброго, отзывчивого и музыкально одарённого мальчика сразу полюбил весь Центр: и дети, и взрослые. Он прекрасно  пел и играл на гитаре,  выучившись самостоятельно. Был солистом детского тетра, которым руководил один из актёров Театра Кукол. Часто устраивал импровизированные концерты для всех, знал любимую песню почти каждого воспитателя и старался ее петь, доставляя нам удовольствие. На день Победы в Центр были приглашены ветераны ВОВ. После торжественной части Рома пел песни военных лет. В зале стояла тишина, слушали все, затаив дыхание. Когда пел Ромка, у всех на глазах были  слезы. В выходные дни Рома, по личному заявлению, отпрашивался к папе. И как разрывалось сердце воспитателя, когда Ромка возвращался раньше времени чернее ночи. Мы понимали - встреча опять не состоялась: ему просто не открывали дверь. Сколько трудов и усилий специалисты нашего Центра приложили к тому, чтобы папа забрал Рому к себе, на воспитание. Но папе Рома не нужен. Мальчик согласился на лишение отца родительских прав.  Из Архангельской области была вызвана бабушка.

Когда дети засыпали, мы с Ромой допоздна беседовали о жизни: он рассказывал про свою жизнь, я про свою. Каждый раз старалась настроить его на позитивный лад, придумывая новые интересные события, которые могут с ним произойти в дальнейшем, что он обязательно будет учиться музыки или  станет знаменитым актёром. Порой смеялись вместе, боясь разбудить малышей, над нашими фантазиями.

Подросткам очень важно, чтобы их не только слушали, но и понимали, поддерживали их интересы,  а еще они любят давать советы. Иногда, подзову тихонько одного из подростков, ставлю перед ним свою задачу, «прошу» помощи разрешить ее. Выслушиваю разного рода советы и стараюсь согласиться с каким-то его решением. Благодарю за помощь. Мне приятно – ребенок был озадачен, а как ему приятно, ведь он помог решить проблему не свою, а взрослого человека – своего воспитателя.

Как -то вечером сидели мы с мальчишками во дворе Центра и мечтали. Кто хотел стать миллионером, кто мечтал о крутой машине. А Ромка, никого не стесняясь, сказал: «Я так хочу, чтобы папа меня полюбил. Я понимаю, что у него новая семья: молодая красивая жена и сын, но ведь я тоже его сын?!»

Когда бабушка приехала за Ромкой, у нас было всего несколько минут для расставания. Во дворе его ждали все ребята. Прощание было тяжелым для всех…

Я просто педагог, который , как и другие педагоги , стараюсь отогреть детей, ненужных   собственным родителям, помочь увидеть  свои способности и убедить продолжать их развитие.  Я твердо верю, что и у Саши, и у Ромы будут настоящие семьи и по своему горькому опыту они не позволят себе лишить своих детей родительского внимания и любви. Я уверена, что эти мальчики не «зароют» свои таланты в землю, найдутся  добрые люди, которые помогут им стать высокопрофессиональными специалистами. Возможно, читая мою статью,  многие усмехнутся: «Все эти дети  с девиантным поведением уже неисправимы, их ждёт такая же никчёмная жизнь как и родителей и  откуда  у них какие-то таланты?» Но я не соглашусь с таким мнением. Да, я уверена, что и дети из асоциальных  семей  порой намного одарённей  «домашних» детей. Я  это чувствовала всегда: и когда работала в Реабилитационном  центре, и сейчас, когда работаю педагогом дополнительного образования в ЦДОД №1. Потому что каждый раз, приходя на работу, я пытаюсь понять и принять ребенка таким, какой он есть, уважаю его интересы,  ненавязчиво выявляю его способности и помогаю родителям увидеть в ребёнке те особенности, на которые необходимо обратить внимание и вовремя поддержать природные  задатки особой одарённости в той или  иной области. Все дети – это чистые листы  бумаги, в каждом заложены те или иные таланты, только нужно их увидеть и направить в нужное русло.

Педагог дополнительного образования детей

«ЦДОД №1» Кулявцева Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...