Родительское собрание «Способы взаимодействия взрослого и ребенка» в форме тренинга
план-конспект занятия по теме
1. Ознакомление родителей со стилями общения в семье.
2. Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию ребенка, владеющего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_s_roditelyami.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 45 «Ромашка» г. Волжского Волгоградской области
Родительское собрание
«Способы взаимодействия взрослого и ребенка»
в форме тренинга
Составила и провела:
Сарычева Наталья Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Волжский, сентябрь 2012 год
Родительское собрание в форме тренинга.
«Если ты хочешь остаться
в сердце человеческом –
воспитывай своих детей»
(В.А.Сухомлинский)
Цель:
- Ознакомление родителей со стилями общения в семье.
- Формирование ответственного отношения родителей к воспитанию ребенка, владеющего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
План работы.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
2. Правила работы в группе.
Цель: акцентирование внимания участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
3. Мозговой штурм
4. Информационное сообщение «Стили воспитания».
5. Упражнение «Сказки нашего детства»
Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.
6. Разминка «Компот»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
7. Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Рекомендации для родителей
Рефлексия
8. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Ход проведения.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Психолог: «Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья. (Музыкальная игра «Здравствуйте»). Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители и закончить следующее предложение: я пришел (ла) сюда...
А теперь нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации.
Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.
2. Правила работы в группе.
Цель: акцентирование внимания участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Психолог: Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.
Я зачитаю их, а вы обсудите, и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия. Если согласны – хлопайте в ладоши, нет – топайте ногами.
• Говорить долго и не по теме.
• Говорить четко и конкретно.
• Перебивать друг друга.
• Правило «поднятой руки».
• Быть пассивным и мрачным.
• Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.
• Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
3. Мозговой штурм
Психолог: Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?
Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
Что учат дома дети, то знают и соседи.
Умел дитя родить, умей и научить.
Яблоко от яблони далеко не падает…
Мальчик родился - на подмогу, а девочка – на потеху.
Свое дитя и горбато, да мило…
4. Информационное сообщение «Стили воспитания».
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
5. Упражнение «Сказки нашего детства»
Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.
Участники объединяются в три группы.
Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Крошечка-хаврошечка», «Морозко» или другие)
Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.
Обсуждение:
- Что было для вас непривычным?
- Каковы ваши ощущения от работы?
- Сложно было выполнять задание?
- Сложно было распознать стили воспитания по драматизациям?
6. Разминка «Компот»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Психолог: Вы активно работали, поэтому настало время для отдыха.
Каждый участник получает листок бумаги с названием фруктов.
Ведущий говорит: «Меняются яблоки»
Игроки, чьи фрукты названы, должны как можно быстрее поменяться местами. В это время ведущий пытается занять свободное место. Игрок, место которого заняли, становится ведущим. Если ведущий скажет: «Компот», - тогда местами должны поменяться все участники.
7. Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Психолог: Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
- Сложно было выполнить задание?
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог (воспитатель): Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Рекомендации для родителей
1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание..,»
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Рефлексия
Когда-то давно в старинном Китае жил очень умный, но очень напыщенный Мандарин. Весь день его состоял из примерок богатой одежды и разговоров с подчинёнными о собственном уме и воспоминаний о прошлой встрече с императором. Так шёл день за днём, год за годом.… Вдруг прошла по всей стране огласка, что неподалеку от границы появился монах, умнее всех на свете. Дошла эта огласка и к нашему Мандарину. Очень разозлился он: кто может называть какого-то там монаха самым умным человеком на свете!? Но вида никому о своем негодовании не подал, а пригласил монаха к себе в дворец. Сам же задумал обмануть его: «Я возьму в руки мотылька, спрячу его за спиной и спрошу, что у меня в руках — живое или мертвое? И если монах скажет, что живое, я раздавлю мотылька, а если мертвое, выпущу его…». И вот настал день встречи. В роскошном зале собрались многие люди, всем хотелось посмотреть поединок самых умных людей на свете. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной мотылька и с нетерпением ждал прихода монаха. Вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худой мужчина. Он подошел к Мандарину, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой его вопрос. И тогда, зло улыбаясь, Мандарин произнёс: «Скажи-ка мне, что я держу в руках, — живое или мертвое?». Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках!». Взволнованный Мандарин выпустил мотылька из рук, и тот полетел на волю, радостно трепеща своими яркими крылышками.
Итак, лишь от вас зависит, будет ли взаимодействие с вашими детьми ярким, плодотворным, или наоборот.
8. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительская гостиная "Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка" доклад по теме "Активный или гиперактивный. В чем разница?"
Согласитесь спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих измученных род...
проект по внедрению в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.
В данном проекте представлена работа с родителями по изодеятельности....
Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"
Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...
«Современная инновационная игровая технология «Лэпбук» как эффективная форма взаимодействия взрослого и ребенка»
Лэпбук» - технология личностно- ориентированного обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка в совместной деятельности со...
методическая разработка: «Лэпбук как эффективная форма взаимодействия взрослого и ребенка»
Лэпбук на сегодняшний день является современной игровой инновационной технологией. В работе раскрываются вопросы, касающиеся эффективности методов и методических приемов, в ход...
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...
СЕМИНАР Тема: «Сторисек, как форма взаимодействия взрослого и ребенка» Воспитатели: Киселева И. В., Агаева Е. А. ТМБДОУ "Рябинка"
laquo;Дерево ожиданий»На стене висит заранее приготовленный плакат с условным «деревом». Педагогам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них педагоги записывают свои ожидания о...