методическая разработка: «Лэпбук как эффективная форма взаимодействия взрослого и ребенка»
методическая разработка (младшая группа)

Еремина Татьяна Владимировна

Лэпбук на сегодняшний день является современной игровой инновационной технологией.   В работе раскрываются вопросы, касающиеся   эффективности методов и методических приемов, в ходе которых создаются условия для взаимодействия взрослого и ребенка, самостоятельной образовательной деятельности дошкольников, происходит развитие детской инициативы и познавательной активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx212.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Лэпбук как эффективная форма взаимодействия взрослого и ребенка»

Составила воспитатель: Еремина Т.В.

Аннотация:  

Лэпбук на сегодняшний день является современной игровой инновационной технологией.   В работе раскрываются вопросы, касающиеся   эффективности методов и методических приемов, в ходе которых создаются условия для взаимодействия взрослого и ребенка, самостоятельной образовательной деятельности дошкольников, происходит развитие детской инициативы и познавательной активности. Лэпбук «Правила дорожного движения» представляет собой картонную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, контейнеры, в которых собрана информация по теме.

Адресована педагогам ДОУ, родителям.

               


Содержание

Пояснительная записка        4

Введение        6

Инновационная технология лэпбук        8

Лэпбук «Весёлый светофор»        11

1. Кармашек д/игра «Веселый светофор».        13

2. Кармашек «Дорожная азбука».        14

3. Кармашек «Правила дорожного движения».        15

4. Кармашек «Знаки дорожного движения».        16

5. Кармашек «Дорожные заплатки».        17

6. Дидактическая игра «Домино».        17

7. Кармашек «Загадки».        19

8. Кармашек «Какой бывает транспорт».        20

9. Кармашек «Составь из геометрических фигур».        21

10. Кармашек «Раскраски».        22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        24


Пояснительная записка

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Выбор количества детей зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
  • их интереса к данному занятию;
  • сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стал «лэпбук» «Правила дорожного движения» предназначено для детей младшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Данная методическая разработка является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель методической разработки: создание мотивационных условий для формирования познавательной активности дошкольников.

 Задачи:

 1. Изучить методические пособия по теме лэпбук.

2. Создать условия для реализации технологии лэпбука и внедрения её в практику учреждения, как средства эффективного взаимодействия детей и взрослых.

3. Разработать лэпбук на тему ПДД «Весёлый светофор».

 Основная идея основана на применении современной технологии «Лэпбук» в образовательном процессе, направленной на индивидуализацию образования и, как следствие, на развитие познавательной активности и инициативы детей дошкольного возраста.

Тип разработки: методическая, практико-ориентированная.

 Обеспечение: материально-техническое; учебно-методическое; информационное


Введение

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль.

Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Приводят к этим нарушениям элементарное незнание Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. С каждым годом увеличивается поток транспорта на наших улицах. Пешеходы не всегда чувствуют себя в безопасности. В числе пешеходов и дети.

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети - это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.  Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге.

Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой что и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Важно с раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, и правилам дорожного движения. А для этого необходимо, чтобы родители, дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа принимали в этом активное участие. Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Изучение Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является одной из главных задач на сегодняшний день. Учитывая возраст детей - дошкольников, следует обучать их Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на площадках по ПДД и с помощью других форм и методов работы. Одной из таких новых форм работы является использование Лэпбука.


Инновационная технология лэпбук

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Мы начали изучать и использовать в своей работе новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Термин «Лэпбук» был впервые введён мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала её так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребёнка.

Лэпбук - сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного материала.

Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук:

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада.

Преимущество использования лэпбука в работе с детьми в следующем:

- Лэпбук для детей – ЭТО яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи).


Лэпбук «Весёлый светофор»

Цель:

  • формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения через организацию работы с лэпбуком.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить и закрепить знания детей о сигналах светофора, довести до детей важность этих сигналов.
  • Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов.
  • Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
  • Научить детей по возможности предвидеть опасное событие, уметь его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие:

  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге.
  • Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
  • Воспитывать чувство ответственности.

Речевые:

  • Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
  • Развивать связную речь.

В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

В него входит 10 развивающих заданий:

1. Кармашек д/и «Веселый светофор».

2. Кармашек «Дорожная азбука».

3. Кармашек «Правила дорожного движения».

4. Кармашек «Знаки дорожного движения».

5. Кармашек «Дорожные заплатки».

7. Кармашек «Загадки».

8. Кармашек «Транспорт».

9. Кармашек «Составь из геометрических фигур».

10. Кармашек «Раскраски».


1. Кармашек д/игра «Веселый светофор».

Цель: Формировать у детей представления об элементарных правилах дорожного движения.

Задачи:

1.Познакомить детей со светофором и сформировать представление о его назначении и сигналах, закреплять знания детей о цвете: красный свет – «Стой» - запрещает движение, зеленый свет – «Иди» - разрешает движение, желтый свет – «Жди». 2.Формировать представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине) и развивать умение правильно располагать круги на макете светофора.

3.Развивать внимание и речь детей за счет умения слушать, понимать содержание и повторять отдельные слова и словесный текст.

4. Активизировать и обогащать словарь детей за счет слов: сигнал, дорога, пешеход светофор, пешеходный переход; вверху, внизу, посередине или между.

5.Воспитывать у детей навыки культуры поведения пешехода, вызывая эмоциональный отклик от процесса игры.


Веселый светофорВеселый светофор

2. Кармашек «Дорожная азбука».

Данный раздел представляет собой кармашек с карточками – советами от светофора.

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге.


Кармашек «Дорожная азбука»

3. Кармашек «Правила дорожного движения».

В данном разделе представлены правила дорожного движения и правила поведения в различных дорожных ситуациях, подкрепленные соответствующими картинками.

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге.


Кармашек «Правила дорожного движения»

4. Кармашек «Знаки дорожного движения».

Кармашек ««Дорожные знаки» заполнен картинками с часто встречающимися знаками дорожного движения.

Цель: формировать умение детей различать дорожные знаки, прививать навыки безопасного поведения на дорогах.


Кармашек «Знаки дорожного движения».

5. Кармашек «Дорожные заплатки».

Цель: формировать умение последовательно анализировать и описывать изображение, учить находить расположение части изображения на рисунке.

Развивать умение анализировать положение предметов в пространстве и умение составлять целое из частей. Развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность.Кармашек «Дорожные заплатки»


6. Дидактическая игра «Домино».Кармашек «Дорожные заплатки»

Цель: закрепить знания детей о разных видах транспорта, правильно их называть и подбирать парные изображения. Игровое правило: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки. Игровое действие: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка.

Дидактическая игра «Домино»


7. Кармашек «Загадки».

В кармашке «Загадки» подобраны загадки по теме дорожного движения.

Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания видов транспорта, дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.


Кармашек «Загадки»

8. Кармашек «Какой бывает транспорт».

Цель: формировать элементарные представления о видах транспорта.

Познакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям: легковая машина, пожарная, скорая помощь, самосвал, грузовик, подъемный кран, хлебная, автобус. Учить различать их по внешнему виду и правильно называть. Знать их назначение и понимать значимость в жизни человека.


Кармашек «Какой бывает транспорт»

9. Кармашек «Составь из геометрических фигур».

Цель: развивать зрительное восприятие плоскостных фигур, формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры, сравнивать их по величине; закреплять знания цветов. Формировать умение находить расположение фигур на рисунке, создавать образ предмета из геометрических форм, последовательно анализировать изображение. Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мелкую моторику, активизировать словарь.

 Кармашек «Составь из геометрических фигур»


Кармашек «Составь из геометрических фигур»

10. Кармашек «Раскраски».

В этом кармашке детям предлагаются раскраски различных видов машин, светофоры, и другие иллюстрации, изображающие разные ситуации на дороге. Раскраски подбираются по возрасту, материал обновляется по мере использования.Лэпбук

Кармашек «Раскраски»


Лэпбук

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации, способствует закреплению, повторению или обобщению изученного материала у детей.  Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться Дети, работая с интерактивными папками, становятся более общительными, чаще проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность.  Для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования, надо совсем немного – заинтересованность взрослых в развитии детей. В данной методической разработке нет никаких ограничений и рисков. Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, проявление устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбуков повышает познавательную активность дошкольников. Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/[Текст] Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой, М: Мозаика-Синтез, 2015 – 368 с.

3.Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / [Текст]/ Журнал "Обруч "№ 4 2015 год

4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.

5. Козлова С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова - М: Педагогика, 2001.-168 с.

6. Педагогический словарь Т.1 Изд - во АПН, М., 1960. с. 335 (Статья «Дидактический материал»)

7. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание 2005 - № 12 - с. 6-11

8. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры // О. В. Солнцева - СПб.:  Сфера, 2010. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современная инновационная игровая технология «Лэпбук» как эффективная форма взаимодействия взрослого и ребенка»

Лэпбук» - технология личностно- ориентированного обучения, которая  направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка в  совместной деятельности со...

Методическая разработка по теме: «Эффективные формы работы с дошкольниками по ОБЖ».

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиб...

Из опыта работы "Эффективные формы взаимодействия с семьёй ребенка с задержкой психического развития в период самоизоляции"

тезисы содержат практический материал работы с семьёй ребенка с ЗПР в домашних условиях...

Методическая разработка по теме: «Современные форма взаимодействия музыкального руководителя с семьёй»

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одно...

Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»...

СЕМИНАР Тема: «Сторисек, как форма взаимодействия взрослого и ребенка» Воспитатели: Киселева И. В., Агаева Е. А. ТМБДОУ "Рябинка"

laquo;Дерево ожиданий»На стене висит заранее приготовленный плакат с условным «деревом». Педагогам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них педагоги записывают свои ожидания о...