"Фонематическое восприятие"
консультация по теме

Шульга Анастасия Вадимовна

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskoe_vospriyatie.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематическое восприятие: как его развивать

     Ребёнок сможет научиться правильно, произносить звуки и слова лишь в том случае, если он их слышит, различает. С нарушением речевого развития он испытывает специфические трудности при овладении фонетической системой родного языка:

     - неверно произносят 10 – 20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по артикуляционным и акустическим признакам фонемы (с – ш, з – ж, ч – ть, щ – сь,  л – р и т.п.);

     - искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография – агафи, магнитофон – митафон, воспитатель – ипитати и др.);

      - не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот – кит – ток, бык – бак – бок, па – ба – па и т.д.).

     При овладении фонетикой родного языка важную роль играет не только развитие артикуляционного аппарата, но и фонематические процессы – специальные умственные действия по дифференциации (выделении и различении) фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух – способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой и слоговой структуры слова. Без сформированного фонематического восприятия неизбежны затруднения в овладении письменной речью. Зачастую фонематическое недоразвитие делает очень трудным, а порой невозможным овладение грамотой, навыками чтения.

     Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, просты в использовании и очень нравятся детям, они не требуют специальных условий – в них можно играть во время прогулки с ребёнком по улице, в общественном транспорте и даже на кухне во время приготовления пищи. Вот некоторые из них:

     - выделение обусловленного звука среди других звуков (в ряду слогов, слов). Например, «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «С»;

     - определение наличия или отсутствия звука в слове: «Засели домик буквой М, назови картинки, скажи, слышится ли в их названии звук «М»;

     - подбор слов с обусловленным звуком («Вот домик для буквы К, назови слова, в которых слышится звук (к)»);

     - определение положения звука в слове (в начале, середине, конце). Подбор слов с определённым положением звука, например: «Назови слова, которые начинаются на звук (ж)»;

     - деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Слова на слоги можно делить, ритмично шагая, затем назвать количество шагов – слогов МА – ШИ – НА);

     - слоговой синтез слов. Игра «Весёлая математика» («Что получится, если прибавить ЛУ и ЖА?);

     - звуковой синтез слов. «Сидели в стручке – слове горошины – звуки, стручок лопнул и звуки рассыпались. Собери их Что получилось? М А М А»;

     - различение фонем, близких по артикуляционным и акустическим качествам. «Покажи, где КРЫША? А где КРЫСА?»; «Подскажи словечко КАЛИНА или ГАЛИНА: зреет красная …, соберёт её …».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Статья "Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия".

Статья посвящена вопросу по развитию фонематического слуха и формирования фонематического  восприятия. Важность этой темы сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной реч...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....