РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
статья по теме

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии творческого потенциала

дошкольника

С.В Кузнецова

АНО ДО ПЛАНЕТА ДЕТСТВА ЛАДА Д/С № 67 «Радость»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Жизнь в современном обществе требует от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно работать. Перемены, происходящие в дошкольном образовании, выдвигают в качестве приоритетных проблемы развития креативности личности, воспитания творческих людей, умеющих находить собственное оригинальное решение, имеющих нестандартный взгляд на проблемы.  Мы разделяем кредо тех ученых, которые считают, что каждый ребенок изначально обладает творческим потенциалом, раскрываемым в процессе воспитания. Условия развития креативности рассматриваются с таких точек зрения, как организация  воспитательного пространства, взаимодействия со взрослым, совместная деятельность детей. Дошкольный возраст предполагает высокую степень проявления креативного поведения и является сензитивным (чувствительным)  для ее развития. Почему важно развивать способности у детей? В практике дошкольного воспитания педагоги отмечают, что если ребенок талантлив, то талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способность к одному виду деятельности влияет на развитие успешной деятельности в других видах. Поэтому любое усилие педагогов по развитию творчества у малышей будет вознаграждено в будущем их востребованностью обществом.

Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависят от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Важно и необходимо обеспечить ребенка всеми необходимыми материалами и инструментами для занятий художественным изобразительным творчеством дома, не ограничивать свободу творчества ребенка набором фломастеров и только.

Занимаясь изобразительной деятельностью или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение,  приучается творчески мыслить, анализировать, обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалистам.

На наш взгляд, наиболее эффективная форма работы с родителями по развитию креативных способностей дошкольников и родителей - организация бесед – практикумов, которые предполагают совместную деятельность взрослых и детей. Цель наших бесед - отвлечь взрослых от повседневной суеты и обратить внимание на творческое развитие своего ребенка, возможность пообщаться непосредственно в творческой атмосфере изостудии во время совместного выполнения заданий, предлагаемых педагогом.

Приведем  фрагмент этой формы работы, его особенность состоит в том, что занятия проводятся со всей семьей, педагог делает для взрослых теоретическое сообщение, а затем в практическую совместную работу с родителями обязательно включаются дети.

Тема 1 занятия «Тестопластика». Цель: познакомить с новой техникой – лепкой из теста, увлечь данным творческим занятием, убедить в необходимости творческих совместных занятий дома.

Ход проведения: «Уважаемые мамы и папы, изобразительная деятельность включает в себя занятия рисованием и лепкой. По программе «Развитие» занятия лепкой идут в комплексе с рисованием. Прежде чем изображать предмет, ребенок должен прочувствовать его форму, объем, пропорции и характерные особенности. Чтобы малыш наиболее уверенно чувствовал себя на занятиях с пластическим материалом,  рекомендуется дать возможность ребенку заниматься лепкой еще и дома. Почему так важно уделять внимание занятиям лепкой? Что дают эти занятия? Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, а главное, развитию мелкой моторики (мышцы пальцев, ладони), что очень важно при подготовке руки к письму. Также занятия лепкой влияют на развитие речи ребенка.  

Сегодня мы хотим познакомить вас с лепкой из соленого теста. Лепить из теста – одно удовольствие! Соль, мука, вода и клей ПВА – вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом, душевным теплом.

 Детям особенно интересно заниматься чем-нибудь новеньким. Привычный пластилин не поддается раскрашиванию, недолговечен в отличие от высушенных фигурок из теста. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Этому занятию даже дали название – тестопластика. Как материал, тесто очень эластично, его легко формовать, изделия из него долговечны, а работа доставляет массу удовольствия и радости. Стоит только попробовать, и вам полюбится это вечно молодое ремесло.

         Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из теста, достаточно иметь простые навыки.  Технология лепки: приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином, но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, просто в месте соединения смочить водой; вылепленное изделие сушат в духовке на малом огне и при открытой дверце: законченное изделие можно раскрашивать и расписывать - как душе будет угодно; затем по желанию можно покрыть свои произведения лаком».

Инструменты и материалы: подложка для раскатывания теста, скалка, фигурные формочки для печенья, металлическое ситечко, карманная расческа, фактурные пуговицы, стеки для лепки, разноцветное тесто для лепки.

 Идея № 1   Плоские украшения  «Медали, броши, кулоны.

1.Раскатываем тесто для основы, выбираем необходимую форму и вырезаем из раскатанного пласта.

2. На вырезанную фигурную пластину наклеиваем украшения: скатываем маленькие шарики, «колбаски», выкладываем в определенном порядке, полученный узор украшаем бусинами, процарапыванием.

Можно выполнить барельеф  мордочки или фигурки зверей. Изображения цветов, фруктов, и т.д.

Идея № 2   Объемные фигурки  зверей

 Для изготовления фигурок зверей удобно использовать уже раскрашенное тесто. Чтобы фигурка не деформировалась, тесто должно быть достаточно тугим. Для придания фигурке твердости во время лепки туловища и головы, в тесто прячется шарик из фольги. Для более четкой передачи образа могут быть использованы и другие материалы: нитки, леска, мех, бусины, бисер, перец горошком, пуговицы.  

Тема второй встречи «Наши руки не для скуки». (Мастерим поделки к празднику). Цель: активизация творческого потенциала родителей: овладение несложными техниками и приемами для изготовления подарков и сюрпризов своими руками; осознание важности и необходимости совместной творческой деятельности родителей совместно с детьми.

Материалы и инструменты: бумага, различная по цвету, фактуре; гофрированный картон, папиросная бумага ярких насыщенных цветов, фольга, пленка для оформления букетов, самоклеящаяся пленка или бумага, мишура, серпантин, нитки, пряжа, мех, блестки, пайетки, пуговки, бусинки, бисер, ножницы, степлер, клей, карандаш, фломастеры, краски.

Ход проведения: «Приближается праздник, и чаще задумываешься, как украсить квартиру, как сделать сюрпризы, подарки своим близким. Действительность такова, что в  магазинах можно найти огромнейший выбор украшений и подарков на любой вкус. Но! Вспомним свое детство, когда подготовка к празднику начиналась c того, что доставались всевозможные лоскутки, нитки, мишура и блестки и…творилось нечто сказочное! Из-под руки взрослого начинали появляться сверкающие короны, маски, фантазийные очки, елочные игрушки и т.д. Находилась работа и для детских рук.

  Работа с декоративными материалами формирует эстетический вкус, умения подобрать по цвету, стилю тот или иной декоративный элемент. Подобного вида деятельность развивает конструктивные способности ребенка, умения подбирать и моделировать свою поделку в соответствии с замыслом».

Идея № 1  Карнавальный головной убор

      Необходимые материалы:  лист картона или ватман, ножницы, степлер, мишура, цветная пленка или бумага, перья, мех, нитки. Осуществление идеи:  из цветного картона вырезать полоску такой длины, чтобы, скрепив, можно было надеть ее на голову – это основание для короны, затем к основанию с одной стороны закрепить, причудливо вырезанные полоски бумаги и скрепить их между собой за противоположные концы; получится забавная шапка – корона; теперь наступает момент украшения короны, вариантов множество: чтобы корона сверкала, можно прикрепить новогоднюю мишуру, для большей сказочности закрепить снизу бахрому или серпантин – получатся кудри, из маминых бус можно придумать серьги, и т.д., из самоклеящейся бумаги можно приклеить узор из звезд, сердечек, всевозможных вырезанных фигурок; когда  короны готовы, можно устроить показ моделей.

Идея № 2 Маленький новогодний Гномик.

    Необходимые материалы:  кусочки яркого фетра, вата, бусины, иголка, нитки. Осуществление идеи:   из фетра вырезать круг  диаметром 10 см, поделить его пополам, из половинки свернуть  конус и сшить; получится туловище с головой, взять одну четвертинку  от половины кружка и поделить ее еще пополам – это будут руки; из ваты или меха прикрепить бороду и усы, а на кончик колпачка - бомбончик, глаза сделать из бисера или бусин, прикрепить руки и вот Гномик готов.

По подобной схеме проводились встречи на тему «Играем с красками» с воплощением в жизнь  идей: «Воздушные кляксоделки» - выдувание через соломинку воздуха на каплю туши (перемещая лист бумаги в определенном направлении, можно добиться точности изображения предполагаемого образа, например для создания фантастической композиции или изображения дремучего леса); «Причудливая нить»  (лист бумаги сложить пополам, нить окунуть в краску, на развернутый лист бумаги - одну половинку, произвольно выложить «красочную» нить; лист закрыть и крепко прижать, а другой рукой вытянуть нить, которая оставит отпечаток на внутренней стороне листа; найдя знакомый образ, дорисовать его фломастерами или красками). Цель: увлечь родителей игровой техникой работы с красками, научить несложным  вариантам выполнения работ, дать возможность проявить свое творчество, убедить в важности и необходимости такой деятельности совместно с ребенком дома. 

В данных играх важен сам процесс, увлекающий ребенка, мобилизующий его фантазию и желание творить.

Практика проведения подобных мероприятий показала, что у детей и родителей возникает неподдельный интерес к такому виду деятельности, а семья понимает значимость и ценность продуктивных видов деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

роль семьи в развитии творческой личности ребенка

роль семьи в развитии творческой личности ребенка...

Роль семьи в развитии творческих способностей гиперактивных детей дошкольного возраста

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпева...

Консультация для родителей: Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Консультация для родителей о том, что семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников....

Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста

Значение родительского отношения к формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста....

«Роль семьи в развитии творческого потенциала ребенка»

Консультация для родителей  о значении семейных традиций и ценностей для развития креативности ребенка....