Главные вкладки

    Организация бодрствования детей 1-го года жизни.
    статья на тему

    Гусева Лариса Александровна

    В этой статье вы найдёте ответы на эти вопросы: Зачем заниматься с грудным малышом? Как подобрать полезные игрушки? Организация окружающей, развивающей среды. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                       

                   

                        «Организация  бодрствования

                            детей 1-го года жизни».

                                                   

                                                 

                                                               План

    1. Введение. Зачем заниматься с грудным малышом?
    2. Особенности развития и организации окружающей развивающей среды для детей 1-го полугодия жизни.
    3. Особенности развития и организации окружающей развивающей среды для детей 2-го полугодия жизни.
    4. Игры – развлечения для детей 1-го года жизни.
    5. Рекомендуемая литература для родителей и воспитателей.

                                                   Введение

       На протяжении нескольких десятилетий многие ученые, педагоги, психологи и просто родители спорят над одним вопросом: « зачем заниматься  с грудным малышом?»… Действительно, можно не заниматься – все равно рано или поздно ребенок всему научится: ползать, ходить, говорить, общаться… Только надо понимать, что без специальных занятий ребенок развивается значительно медленнее своих потенциальных возможностей. Более того, именно в период от рождения до года многие способности человека навсегда угасают, так как не  получают должной поддержки и развития. Первый год жизни ребенка – это время запуска потенциальных возможностей, и от правильного поведения взрослого в этот период во многом зависит будущее малыша.

        Можно выделить три основополагающих составляющих правильного воспитания младенца: здоровье, развивающая среда и развивающее общение. Но при этом следует помнить, что самое главное все-таки здоровье. Ребенок, который хорошо развивается физически, успешно развивается и умственно.

        Возможности человеческого мозга в период младенчества изучают и отечественные и зарубежные ученые, но ясно одно, что они практически безграничны. Маленький ребенок, как губка впитывает информацию из окружающего мира. Частичкой этого мира являемся и мы – окружающие его взрослые, и главная наша задача – помочь ребенку в его познании, донести до него, привить ему навыки и умения жизненно необходимые.

        А  наш скоростной век нана-технологий предъявляет повышенные критерии к подрастающему поколению, такие, как быстрота и неординарность мыслей, индивидуальное мышление, требует интеллектуальных побед и достижений.

        Многолетние исследования профессора Н.М. Щелованова доказывают:

    « Для того, чтобы организовались сложные функции мозга, в частности функции коры больших полушарий мозга или высшая нервная деятельность, недостаточно одной лишь анатомической готовности мозга. Сложные функции коры полушарий мозга организуются во время индивидуальной жизни, в результате взаимодействия организма с окружающей средой, в результате действий сложнейших внешних раздражений на воспринимающие органы и ответного на них реагирования. Если внешних раздражений нет или они недостаточны, то организация работы коры полушарий мозга, важнейшего для человека во всех отношениях органа, задерживается или идет неправильно даже в том случае, если кора мозга по своей анатомической конструкции уже подготовлена к функционированию. Следовательно, воспитание надо начинать своевременно, так как его «дефицит» может возникнуть с первых месяцев жизни ребенка».

        Человеческое дитя – самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире. Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувства, которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции. Именно первый год жизни особенно важен для становления ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок – к 7 месяцам масса мозга удваивается, а к 1.5 годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится.

        Еще один важнейший момент, который следует учитывать: именно в процессе  общения со взрослым ребенок «присваивает» их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой, т. е. социализируется. Для этого взрослые, окружающие детей должны создавать соответствующие условия: установить положительные эмоциональные отношения «взрослый – ребенок», организовать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразие этого периода детства, которое называется младенчеством.

                   Особенности развития и организации окружающей

                  развивающей среды для детей 1-го полугодия жизни.

        Ученые и исследователи  в области психологии и педагогике сделали свое дело – доказали, что период младенчества самоценен не только сам по себе, он очень важен для дальнейшего развития ребенка и имеет ряд особенностей.

        Одна из особенностей первого года жизни ребенка заключается в быстром темпе формирования основных  «блоков»  развития, ведущих умений, которые важны не только в данный период, но и в дальнейшем – в «зоне ближайшего развития».

       Несмотря на морфологическую зрелость центров и проводящих путей головного мозга, младенец осваивает основные умения почти исключительно благодаря педагогическим воздействиям взрослых. Основной, ведущей деятельностью ребенка 1-го полугодия жизни является эмоциональное общение, установление связи «взрослый – ребенок». На основе развития у ребенка положительных эмоций и выработки потребности в общении строится его дальнейшее всестороннее развитие.

       С первого месяца жизни важно выработать у ребенка режим, удовлетворяющий его физиологические потребности. Рациональное кормление, последовательное чередование сна и бодрствования позволяют ребенку правильно развиваться физически и умственно, дают возможность воспринимать и накапливать информацию об окружающем. Эти задачи должны решить мы – взрослые в соответствии с микропериодами младенчества и их особенностями.

    Период новорожденности (от рождения до 1 месяца).

    Особенности развития:

    - ребенок спит ~ 22 ч. в сутки;

    - короткое бодрствование от2-5 до 10 мин.;

    - в период бодрствования совершает хаотичные движения ручками и ножками –    первые двигательные проявления;

    - поворачивает голову в сторону источника света и звука;

    - делает попытки слежения за движущимся предметом;

    - прислушивается к голосу взрослого, реагирует на разговор с ним.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

    Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в...

    Организация бодрствования детей первого года жизни

    Как организовать бодрствование детей...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ...

    Организация познавательно - исследовательской деятельности детей 6-7 года жизни

    Данная призентация содержит файлы:- программных задач ;- этапов усложнения ;- сравнительного анализа ....

    "Поиски клада" конструкт организации непосредственно образовательной деятельности детей 7-го года жизни.

    Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: "Поиски клада"....

    Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

    Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....