авторская программа детско-родительских отношений ( из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Гайнутдинова Лейсан Рафиковна

программа рассматривает наиболее часто встречаемые проблемы и пути их разрешения в детско-родительских отношениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Центр развития «Детский сад №98

 «Планета детства»

Авторская программа для дошкольных образовательных учреждений:  

Детско-родительские отношения

(из опыта работы психолога ДОУ)

Подготовила:

Педагог-психолог МАДОУ ЦРР №98 «Планета детства»

Гайнутдинова Лейсан Рафиковна

г. Набережные Челны

Республика Татарстан

2013г.

Пояснительная записка.

Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей.  

                                                   Я. Корчак

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. 

Ведущее значение в системе отношений ребёнка дошкольного возраста с окружающими людьми имеют отношения с взрослыми, в процессе общения с которыми происходит усвоение опыта накопленного предшествующими поколениями.

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого.

Л.И. Божович отмечала, что понятие «гармонично развитой» личности часто употребляется как синоним понятию «всесторонне развитая» личность. Между тем, будучи очень близкими, они всё же нетождественны.

Гармоничность личности с психологической стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Обеспечивается такая гармония нравственной направленностью, а её доминирующие силы подчинены единому мотиву, доминирующему как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Цель программы: способствование гармоничному развитию ребёнка в условиях психолого-педагогического сопровождения системы «ребенок-родитель-педагог».

Задачи программы:

  • создание обстановки психологического комфорта и знание индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка, педагогов, родителей, а также особенностей внутрисемейных отношений;
  • формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в образовательный процесс;
  • реализация системы мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка.  

Сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из потенциальных возможностей детей. В центре находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги.

Благоприятное взаимодействие детей, родителей и педагогов способствует гармоничному развитию личности, сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ.

 К наиболее ценным качествам личности относятся  следующие качества гармоничного развития личности ребенка:

  • умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, хорошо развитая рефлексия;
  • принятие  себя, своих достоинств и недостатков, осознание своих возможностей;
  • принятие других людей, осознание ценности каждого;
  • стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации.

Среди традиционных форм организации общения с педагогами и родителями выделены следующие: наглядно-информационные, познавательные,  информационно-аналитические, досуговые (т.е. ознакомительные, просветительские, семинары-практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, «почтовый ящик», выпуск газет).

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие системы «ребенок-родитель-педагог», которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.  

Данная программа имеет следующую структуру: планирование психологической работы, интерактивные формы работы с детьми, родителями, педагогами, рекомендации для реализации основных направлений развития.

Несомненно, то, что если в дошкольном учреждении осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и семьи неотъемлемыми участниками медико-психолого-педагогического консилиума являются родители.

Формы работы педагога-психолога, через которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие:

  • диагностика психического развития детей,
  • профилактика отклонений психического развития,
  • разработка рекомендаций,
  • определение оптимальной индивидуальной нагрузки на ребенка с учетом психофизических особенностей.

Таким образом, необходимо выстроить диалог ДОУ и семьи, диалог на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и ДОУ по созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Взаимодействие системы в ДОУ.

 

Психологическая неделя

«Основы гармоничного развития личности»

Одним из основных практико-ориентированных мероприятий в нашем дошкольном образовательном учреждении мы считаем, что это организация психологической недели.

В связи с этим взаимодействие с участниками воспитательно-образовательного процесса строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:

  • высокий профессионализм;
  • доброжелательность и уважение к педагогам, родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность психолога;
  • мотивирование участников воспитательно-образовательного процесса к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, в их сотрудничестве на всех ступенях дошкольного воспитания детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арттерапии, сказкотерапии и т.п.).

В течение этой недели идет целостная работа с детьми, родителями, педагогами для реализации поставленной цели. Например, психологическая неделя, целью которой является расширение знаний о влиянии психических состояний человека на его эмоциональную сферу.

Организация психологической недели направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении.

В течение этого времени с каждой категорией проводится целый комплекс мероприятий, направленных на осуществление поставленных задач:

  • консультации с родителями и педагогами;
  • беседы с детьми;
  • семинары-практикумы для родителей;
  • занятия с элементами тренинга; релаксационные упражнения;
  • практические занятия с родителями;
  • конкурс рисунков;
  • деловые игры для педагогов;
  • опрос детей, родителей и педагогов.

Каждый день посвящен определенной тематике.  

План работы психологической недели.

Организация психологической недели.

Понедельник – «День семьи»:

  1. Конкурс рисунков «Я и моя семья»

Цель: развитие у детей  творческих способностей.  

Детям предлагается нарисовать свою семью.

  1. «Я и мой ребенок»

Цель: оптимизация детско-родительских отношений; развитие коммуникативных навыков.

  • «Мы стоим рука в руке».

Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки. Затем приветствуем друг друга нетрадиционным способом, проговаривая следующие слова:

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента (большой круг),

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх),

Можем маленькими стать (приседают),

Но никто один не будет (возвращаются в и.п.).

  • «Клубочек».

Цель: развивает коммуникативные навыки, способствует общению друг с другом.

Ведущий держит в руках клубочек, обматывает кончик нитки вокруг пальца и задает вопрос кому-то из участников, бросив ему клубок.

Инструкция: Каждый из вас должен обмотать ниточку вокруг пальца и передать клубочек другому, ответив на мой вопрос.  

  Вопросы для родителей:                       Вопросы для детей:

- Какой ваш любимый цвет?                 - Какой твой любимый мультфильм?

- Что Вы любите готовить?                   - Какая твоя любимая сказка?

- Какое у вас любимое животное?        - Где любишь отдыхать?

  • Прощание «Я желаю отличного настроения».

Вторник – «День радуги»:

  1. Опрос детей, родителей и педагогов: «С каким настроением Вы пришли в д/с?»
  2. Организация сюжетно-ролевых игр «Радужная игра – это мой мир».
  • Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.
  • Игра «Назови ласково».

Цель: развивать позитивное самовосприятие.

Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

  • Рисование. Автопортрет.
  • Прощание «Я желаю отличного настроения».

Среда – «Общение между взрослыми и детьми»:

  1. Тренинговое занятие «Общение между взрослыми и детьми»

Цель: развитие коммуникативных навыков; формирование умения слушать себя и друг друга.  

  • «Дошкольник в эпитетах».

Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться.

  • «Радость общения с ребенком».

Мне нравится общаться с детьми, потому что…

Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

 

  1. «Гармоничное развитие личности педагога»

Цель: накопление эмоционально-положительного опыта; снижение негативных переживаний.  

  • Графическая методика «Четыре персонажа».

Инструкция: «Изобразите себя в образах четырех персонажей – растения, животного, неодушевленного предмета и человека» (см. Приложение 1).

  • Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».

См. Приложение 1.

Четверг – «День эмоций»:

  1. «Тропинка к своему Я»

Цель: овладение элементами самопознания»; «Я»-ценность, как условие для лучшего понимание окружающего мира.

  1. «Саморегуляция эмоционального состояния»  

Цель: развитие способности разбираться в своих чувствах; ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.  

- Телесно-ориентированное упражнение «Погода».

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

- «Передача энергии».

  1. Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
  2. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
  3. Поместите энергию справа. Ощутите ее воздействие на левую половину тела.
  4. Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
  5. Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.

Вопросы к участникам: удалось вам представить источник вашей энергии? В каком виде вы ее представили? Чувствовали вы ее воздействие на ваше тело? Какие ощущение это вызвало у вас?

Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.

3. Подведение итогов работы.

Пятница – «День радости»:

  1. Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения;

      повышения тонуса.

  • Упражнение «Карусель общения».

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

- “Я люблю…”;

- “Меня радует…”;

- “Мне грустно когда…”;

- “Я сержусь, когда… ”;

- “Я горжусь собой, когда…”.

  • Упражнение «Наши ожидания».

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)

Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

  • Упражнение «Дождик».

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Клуб «Гармония»

(работа с педагогами)

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                   В. А. Сухомлинский

Несомненно, то, что если в дошкольном учреждении осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и родителей, ведущими участниками являются педагоги. Формы работы педагога-психолога, через которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие: диагностика личностных особенностей, консультирование, психопрофилактика и т.д.

С целью повышения психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, включающей ориентировку в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов: семинар-практикум, тренинг, метод «мозгового штурма», деловая игра, круглый стол, беседа.

Необходимо также включать и такие виды работы, которые способствовали  бы улучшению эмоционального самочувствия педагогов, снятию напряжения и чувства дискомфорта. Наиболее эффективными являются релаксационные паузы.

Одним из эффективных форм работы с педагогами я считаю – это организация клуба «Гармония».  

Цель клуба: осознание педагогами своей индивидуальности.

Задачи:

1. накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе;

2. осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей;

3. снятие негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния;

4. создание в группе атмосферы психологического комфорта.  

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.  

Таким образом, психологическая наука предлагает практическим психологам достаточно широкий спектр методов и форм активной групповой работы с педагогами. Важно выбрать из них адекватные целям и потребностям конкретной группы людей – педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения. Психологу необходимо выявить потенциальные возможности педагогов, а также определить круг проблем, существующих у них, и уже на основе их анализа выстраивать дальнейшую работу.  

План работы клуба «Гармония»

Этапы взаимодействия системы

«ребенок-родитель-педагог»

Психологические особенности работы с родителями.

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

                                      Феликс Адлер

В процессе взаимодействия системы «ребенок-родитель-педагог» семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность коллектива ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества.

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы психолога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

Взаимодействие с родителями строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:

  • высокий профессионализм;
  • доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность психолога;
  • мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, элементов арт-терапии, сказкотерапии).

Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения проводится работа по следующим направлениям:

1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в младших группах, особенностей их поведения дома; мониторинг удовлетворенности родителей качеством работы дошкольного образовательного учреждения, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

2. Консультирование семей по актуальным вопросам воспитания и личностного развития детей.

3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:

  • проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
  • психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.

При взаимодействии с родителями психологом используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных  ситуаций, тематические родительские собрания. Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи». Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы работы, как  СПТ - социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психологические знания, развивать креативные способности.

Организация работы с родителями предусматривает задачи:

  • создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;
  • активизировать и обогащать психологические знания и умения родителей;
  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  • развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Планирование мероприятий в практической деятельности с родителями включает:

- формирование здорового образа жизни у детей и их родителей, что позволяет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их;

- внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по совместному творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Организация взаимодействия системы в форме круглого стола представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга; Т.В. Архиреева; Н.Н.Авдеева; А.И. Захаров; А.И. Спиваковская; А.Е.Личко; Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений.

Формы организации  взаимодействия с родителями:

  1. Обеспечение психологической безопасности детей в процессе взаимодействия системы «ребенок-родитель-педагог»

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Цель данного направления - не допускать возникновения у детей разного рода психоэмоционального напряжения, каких-либо стрессовых ситуаций, которые могут вызвать психологический дискомфорт у ребёнка.

Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики. В нашем детском саду эта проблема решается в комплексе всеми специалистами дошкольного учреждения. В результате психологической диагностики на ребёнка составляется индивидуально-ориентированный маршрут развития, где учитывается актуальный уровень психофизического развития ребёнка и зона его ближайшего развития. Данный маршрут полностью отражает особенности ребёнка, его возможности в обучении и не позволяет завышать ожидания к ребёнку со стороны взрослых, следствием чего, как правило, бывает неудовлетворённость результатами и отрицательная оценка деятельности ребёнка.

А комплексная работа с семьями, включающая ознакомление родителей с особенностями развития малыша, повышение уровня их педагогической и психологической компетенции, целенаправленное обучение продуктивным способам взаимодействия со своим ребёнком, формирует адекватное восприятие ребёнка таким, какой он есть, гармонизирует отношения с ним, что в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие малыша не только в стенах дошкольного учреждения, но и в семье.

Большое значение в профилактике психоэмоциональных расстройств имеет обучение детей психосаморегуляции своего состояния. Традиционно проводятся релаксационные паузы с использованием светильника «Аквариум», специальных аудиозаписей и набора упражнений. Дети учатся правильному реагированию в различных стрессовых ситуациях. Для обеспечения психологического комфорта в  дошкольном учреждении созданы уголки уединения, эмоциональные уголки, с помощью которых можно сбросить эмоциональное напряжение без угрозы своему здоровью и окружающим.

В свою очередь сотрудники ДОУ пристально следят за состоянием каждого ребёнка, на элементарном уровне диагностируют признаки психоэмоционального напряжения (по изменениям настроения, эмоциональным и соматическим проявлениям) и своевременно устраняют причины стрессовых ситуаций и их последствия.

Таким образом, дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно-образовательную работу, создает условия для сохранения  психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению.

Оптимизация системы взаимодействия «ребенок-родитель-педагог», путем развития основных компонентов эмоциональной сферы детей.

Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Наименование

тем

Всего

часов

Форма контроля

1.

Диагностика уровня развития эмоцио-нальной сферы

4 часа

Выявление уровня развития эмоциональной сферы

2.

Тема: «Обида»

1 ч.

Метод наблюдения

Тема: «Радость»

1 ч.

Метод наблюдения

Тема: «Страх»

1 ч.

Метод наблюдения

Тема: «Злость»

30 мин.

Метод наблюдения

Тема: «Сопереживание, сочувствие»

1 час.

Метод наблюдения

Тема: «Удивление»

30 мин.

Метод наблюдения

Тема: «Опасность»

1 час.

Метод наблюдения

Тема: «Любовь»

30 мин.

Метод наблюдения

Тема: «Доброта»

1 час.

Метод наблюдения

Тема: «Фантазия»

30 мин.

Метод наблюдения

3.

Контрольная диагностика

4 часа

Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики

Используемая литература:

  1. Воробьева Е.Н., Колесников В.Н., Мерк В.Т. Программа родительских тренингов «Невероятные годы» // Психолог в детском саду. 2008. № 3. С. 42-63.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «МАСС МЕДИА», 1995. – 240 с.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  4. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова.- Изд. 2-е.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. - 568.
  5. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – Спб.: Речь, 2006. – 128 с.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
  7. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
  8. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 176 с.

Приложение 1.

Упражнение «Воздушный шарик»

Психолог: «Сейчас попробуем сделать упражнение. Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая – на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются».

Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Оно  способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС.

Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунную системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, развивает внимание, мышление.

                                                                                                                      Приложение 2.

Тест «Оценка психологической атмосферы и

 межличностных отношений в коллективе.


Характеристика

атмосферы в коллективе

Баллы


Характеристика атмосферы в коллективе

1

2

3

4

5

6

7

8

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Продуктивность

Непродуктивность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Рассогласован-ность

Взаимоподдержка

Недоброжелате-льность

Увлеченность

Равнодушие

Занимательность

Скука

Успешность

Безуспешность

Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 (положительная) до 80 баллов (отрицательная оценка). Психологическая атмосфера неблагоприятная – 60-80 баллов. Если ситуация не критичная, то можно провести тренинг.

№ п/п

Мероприятия

Примечание

1. Работа с детьми.

Конкурс рисунков «Я и моя семья».

Все дошкольные группы

Опрос детей: «С каким настроением Вы пришли в д/с?».

Все дошкольные группы

Организация сюжетно-ролевых игр «Радужная игра – это мой мир».

Старшие

группы

«Тропинка к своему Я».

Подготовительные группы

2. Работа с родителями.

Тренинговое занятие

«Я и мой ребенок».

Совместное занятие родителей и детей

Опрос родителей: «С каким настроением Вы пришли в д/с?».

Тренинговое занятие «Общение между взрослыми и детьми».

Семинар-практикум «Основы родительской мудрости».

3. Работа с педагогами.

Опрос педагогов: «С каким настроением Вы пришли в д/с?».

Педагоги

«Гармоничное развитие личности педагога»

«Саморегуляция эмоционального состояния»

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения; повышения тонуса.

 

№ п/п

Тематика

Мероприятия

1

«Перспективы нашего коллектива»

Тест «Оценка психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе.

Упражнения для сплочения коллектива.

2

«Эмоции и чувства».

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?»

Деловая игра «Эмоции и чувства»

3

«Как сохранить психическое здоровье?»

Консультация с практическими элементами «Как сохранить психическое здоровье женщины?»

«Здоровый ребенок – здоровый педагог: психологический аспект».

4

«Стресс надо победить!»

Стресс и его особенности.

Упражнения для снятия стресса.

 

Действия взрослого подхватываются ребенком

Активное слушание-резонанс, где слушающий сопереживает говорящему и выражает ему свои чувства, помогая лучше выразить и понять себя

Взрослые и дети действуют вместе, активно слушают себя и друг друга

Действия ребенка получают одобрения взрослого, вызывая желание действовать еще и еще

«Ребенок -

родитель -

педагог»

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Психопрофилактические 

(представление информации

для повышения психолого-педагогической культуры родителей)

Консультация

«Значение игры в жизни ребенка»

Консультация

«Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Практико-ориентированные

 (повышение заинтересованности родителей

 в проявлении творческих способностей, полноценном

эмоциональном общении)

Семинар-практикум

 «Растим здорового,

 крепкого и   жизнерадостного ребенка!»

Деловая игра

«Развитие творческих способностей»



Предварительный просмотр:

МАДОУ Центр развития «Детский сад №98

 «Планета детства»

Авторская программа для дошкольных образовательных учреждений:  

Детско-родительские отношения

(из опыта работы психолога ДОУ)

Подготовила:

Педагог-психолог МАДОУ ЦРР №98 «Планета детства»

Гайнутдинова Лейсан Рафиковна

г. Набережные Челны

Республика Татарстан

2013г.

Пояснительная записка.

Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей.  

                                                   Я. Корчак

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. 

Ведущее значение в системе отношений ребёнка дошкольного возраста с окружающими людьми имеют отношения с взрослыми, в процессе общения с которыми происходит усвоение опыта накопленного предшествующими поколениями.

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого.

Л.И. Божович отмечала, что понятие «гармонично развитой» личности часто употребляется как синоним понятию «всесторонне развитая» личность. Между тем, будучи очень близкими, они всё же нетождественны.

Гармоничность личности с психологической стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Обеспечивается такая гармония нравственной направленностью, а её доминирующие силы подчинены единому мотиву, доминирующему как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Цель программы: способствование гармоничному развитию ребёнка в условиях психолого-педагогического сопровождения системы «ребенок-родитель-педагог».

Задачи программы:

  • создание обстановки психологического комфорта и знание индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка, педагогов, родителей, а также особенностей внутрисемейных отношений;
  • формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в образовательный процесс;
  • реализация системы мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка.  

Сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из потенциальных возможностей детей. В центре находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги.

Благоприятное взаимодействие детей, родителей и педагогов способствует гармоничному развитию личности, сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ.

 К наиболее ценным качествам личности относятся  следующие качества гармоничного развития личности ребенка:

  • умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, хорошо развитая рефлексия;
  • принятие  себя, своих достоинств и недостатков, осознание своих возможностей;
  • принятие других людей, осознание ценности каждого;
  • стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации.

Среди традиционных форм организации общения с педагогами и родителями выделены следующие: наглядно-информационные, познавательные,  информационно-аналитические, досуговые (т.е. ознакомительные, просветительские, семинары-практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, «почтовый ящик», выпуск газет).

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие системы «ребенок-родитель-педагог», которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.  

Данная программа имеет следующую структуру: планирование психологической работы, интерактивные формы работы с детьми, родителями, педагогами, рекомендации для реализации основных направлений развития.

Несомненно, то, что если в дошкольном учреждении осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и семьи неотъемлемыми участниками медико-психолого-педагогического консилиума являются родители.

Формы работы педагога-психолога, через которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие:

  • диагностика психического развития детей,
  • профилактика отклонений психического развития,
  • разработка рекомендаций,
  • определение оптимальной индивидуальной нагрузки на ребенка с учетом психофизических особенностей.

Таким образом, необходимо выстроить диалог ДОУ и семьи, диалог на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и ДОУ по созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Взаимодействие системы в ДОУ.

 

Психологическая неделя

«Основы гармоничного развития личности»

Одним из основных практико-ориентированных мероприятий в нашем дошкольном образовательном учреждении мы считаем, что это организация психологической недели.

В связи с этим взаимодействие с участниками воспитательно-образовательного процесса строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:

  • высокий профессионализм;
  • доброжелательность и уважение к педагогам, родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность психолога;
  • мотивирование участников воспитательно-образовательного процесса к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, в их сотрудничестве на всех ступенях дошкольного воспитания детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арттерапии, сказкотерапии и т.п.).

В течение этой недели идет целостная работа с детьми, родителями, педагогами для реализации поставленной цели. Например, психологическая неделя, целью которой является расширение знаний о влиянии психических состояний человека на его эмоциональную сферу.

Организация психологической недели направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении.

В течение этого времени с каждой категорией проводится целый комплекс мероприятий, направленных на осуществление поставленных задач:

  • консультации с родителями и педагогами;
  • беседы с детьми;
  • семинары-практикумы для родителей;
  • занятия с элементами тренинга; релаксационные упражнения;
  • практические занятия с родителями;
  • конкурс рисунков;
  • деловые игры для педагогов;
  • опрос детей, родителей и педагогов.

Каждый день посвящен определенной тематике.  

План работы психологической недели.

Организация психологической недели.

Понедельник – «День семьи»:

  1. Конкурс рисунков «Я и моя семья»

Цель: развитие у детей  творческих способностей.  

Детям предлагается нарисовать свою семью.

  1. «Я и мой ребенок»

Цель: оптимизация детско-родительских отношений; развитие коммуникативных навыков.

  • «Мы стоим рука в руке».

Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки. Затем приветствуем друг друга нетрадиционным способом, проговаривая следующие слова:

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента (большой круг),

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх),

Можем маленькими стать (приседают),

Но никто один не будет (возвращаются в и.п.).

  • «Клубочек».

Цель: развивает коммуникативные навыки, способствует общению друг с другом.

Ведущий держит в руках клубочек, обматывает кончик нитки вокруг пальца и задает вопрос кому-то из участников, бросив ему клубок.

Инструкция: Каждый из вас должен обмотать ниточку вокруг пальца и передать клубочек другому, ответив на мой вопрос.  

  Вопросы для родителей:                       Вопросы для детей:

- Какой ваш любимый цвет?                 - Какой твой любимый мультфильм?

- Что Вы любите готовить?                   - Какая твоя любимая сказка?

- Какое у вас любимое животное?        - Где любишь отдыхать?

  • Прощание «Я желаю отличного настроения».

Вторник – «День радуги»:

  1. Опрос детей, родителей и педагогов: «С каким настроением Вы пришли в д/с?»
  2. Организация сюжетно-ролевых игр «Радужная игра – это мой мир».
  • Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.
  • Игра «Назови ласково».

Цель: развивать позитивное самовосприятие.

Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

  • Рисование. Автопортрет.
  • Прощание «Я желаю отличного настроения».

Среда – «Общение между взрослыми и детьми»:

  1. Тренинговое занятие «Общение между взрослыми и детьми»

Цель: развитие коммуникативных навыков; формирование умения слушать себя и друг друга.  

  • «Дошкольник в эпитетах».

Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться.

  • «Радость общения с ребенком».

Мне нравится общаться с детьми, потому что…

Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

 

  1. «Гармоничное развитие личности педагога»

Цель: накопление эмоционально-положительного опыта; снижение негативных переживаний.  

  • Графическая методика «Четыре персонажа».

Инструкция: «Изобразите себя в образах четырех персонажей – растения, животного, неодушевленного предмета и человека» (см. Приложение 1).

  • Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».

См. Приложение 1.

Четверг – «День эмоций»:

  1. «Тропинка к своему Я»

Цель: овладение элементами самопознания»; «Я»-ценность, как условие для лучшего понимание окружающего мира.

  1. «Саморегуляция эмоционального состояния»  

Цель: развитие способности разбираться в своих чувствах; ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.  

- Телесно-ориентированное упражнение «Погода».

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

- «Передача энергии».

  1. Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
  2. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
  3. Поместите энергию справа. Ощутите ее воздействие на левую половину тела.
  4. Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
  5. Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.

Вопросы к участникам: удалось вам представить источник вашей энергии? В каком виде вы ее представили? Чувствовали вы ее воздействие на ваше тело? Какие ощущение это вызвало у вас?

Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.

3. Подведение итогов работы.

Пятница – «День радости»:

  1. Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения;

      повышения тонуса.

  • Упражнение «Карусель общения».

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

- “Я люблю…”;

- “Меня радует…”;

- “Мне грустно когда…”;

- “Я сержусь, когда… ”;

- “Я горжусь собой, когда…”.

  • Упражнение «Наши ожидания».

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)

Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

  • Упражнение «Дождик».

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Клуб «Гармония»

(работа с педагогами)

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                   В. А. Сухомлинский

Несомненно, то, что если в дошкольном учреждении осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и родителей, ведущими участниками являются педагоги. Формы работы педагога-психолога, через которые осуществляется одна из сторон данного взаимодействия, являются следующие: диагностика личностных особенностей, консультирование, психопрофилактика и т.д.

С целью повышения психологической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, включающей ориентировку в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов: семинар-практикум, тренинг, метод «мозгового штурма», деловая игра, круглый стол, беседа.

Необходимо также включать и такие виды работы, которые способствовали  бы улучшению эмоционального самочувствия педагогов, снятию напряжения и чувства дискомфорта. Наиболее эффективными являются релаксационные паузы.

Одним из эффективных форм работы с педагогами я считаю – это организация клуба «Гармония».  

Цель клуба: осознание педагогами своей индивидуальности.

Задачи:

1. накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе;

2. осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей;

3. снятие негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния;

4. создание в группе атмосферы психологического комфорта.  

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.  

Таким образом, психологическая наука предлагает практическим психологам достаточно широкий спектр методов и форм активной групповой работы с педагогами. Важно выбрать из них адекватные целям и потребностям конкретной группы людей – педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения. Психологу необходимо выявить потенциальные возможности педагогов, а также определить круг проблем, существующих у них, и уже на основе их анализа выстраивать дальнейшую работу.  

План работы клуба «Гармония»

Этапы взаимодействия системы

«ребенок-родитель-педагог»

Психологические особенности работы с родителями.

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

                                      Феликс Адлер

В процессе взаимодействия системы «ребенок-родитель-педагог» семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность коллектива ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества.

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы психолога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.

Взаимодействие с родителями строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:

  • высокий профессионализм;
  • доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность психолога;
  • мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, элементов арт-терапии, сказкотерапии).

Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения проводится работа по следующим направлениям:

1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в младших группах, особенностей их поведения дома; мониторинг удовлетворенности родителей качеством работы дошкольного образовательного учреждения, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

2. Консультирование семей по актуальным вопросам воспитания и личностного развития детей.

3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:

  • проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
  • психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.

При взаимодействии с родителями психологом используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных  ситуаций, тематические родительские собрания. Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи». Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы работы, как  СПТ - социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психологические знания, развивать креативные способности.

Организация работы с родителями предусматривает задачи:

  • создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;
  • активизировать и обогащать психологические знания и умения родителей;
  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  • развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Планирование мероприятий в практической деятельности с родителями включает:

- формирование здорового образа жизни у детей и их родителей, что позволяет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их;

- внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по совместному творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Организация взаимодействия системы в форме круглого стола представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга; Т.В. Архиреева; Н.Н.Авдеева; А.И. Захаров; А.И. Спиваковская; А.Е.Личко; Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений.

Формы организации  взаимодействия с родителями:

  1. Обеспечение психологической безопасности детей в процессе взаимодействия системы «ребенок-родитель-педагог»

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Цель данного направления - не допускать возникновения у детей разного рода психоэмоционального напряжения, каких-либо стрессовых ситуаций, которые могут вызвать психологический дискомфорт у ребёнка.

Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики. В нашем детском саду эта проблема решается в комплексе всеми специалистами дошкольного учреждения. В результате психологической диагностики на ребёнка составляется индивидуально-ориентированный маршрут развития, где учитывается актуальный уровень психофизического развития ребёнка и зона его ближайшего развития. Данный маршрут полностью отражает особенности ребёнка, его возможности в обучении и не позволяет завышать ожидания к ребёнку со стороны взрослых, следствием чего, как правило, бывает неудовлетворённость результатами и отрицательная оценка деятельности ребёнка.

А комплексная работа с семьями, включающая ознакомление родителей с особенностями развития малыша, повышение уровня их педагогической и психологической компетенции, целенаправленное обучение продуктивным способам взаимодействия со своим ребёнком, формирует адекватное восприятие ребёнка таким, какой он есть, гармонизирует отношения с ним, что в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие малыша не только в стенах дошкольного учреждения, но и в семье.

Большое значение в профилактике психоэмоциональных расстройств имеет обучение детей психосаморегуляции своего состояния. Традиционно проводятся релаксационные паузы с использованием светильника «Аквариум», специальных аудиозаписей и набора упражнений. Дети учатся правильному реагированию в различных стрессовых ситуациях. Для обеспечения психологического комфорта в  дошкольном учреждении созданы уголки уединения, эмоциональные уголки, с помощью которых можно сбросить эмоциональное напряжение без угрозы своему здоровью и окружающим.

В свою очередь сотрудники ДОУ пристально следят за состоянием каждого ребёнка, на элементарном уровне диагностируют признаки психоэмоционального напряжения (по изменениям настроения, эмоциональным и соматическим проявлениям) и своевременно устраняют причины стрессовых ситуаций и их последствия.

Таким образом, дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно-образовательную работу, создает условия для сохранения  психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению.

Оптимизация системы взаимодействия «ребенок-родитель-педагог», путем развития основных компонентов эмоциональной сферы детей.

Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Наименование

тем

Всего

часов

Форма контроля

1.

Диагностика уровня развития эмоцио-нальной сферы

4 часа

Выявление уровня развития эмоциональной сферы

2.

Тема: «Обида»

1 ч.

Метод наблюдения

Тема: «Радость»

1 ч.

Метод наблюдения

Тема: «Страх»

1 ч.

Метод наблюдения

Тема: «Злость»

30 мин.

Метод наблюдения

Тема: «Сопереживание, сочувствие»

1 час.

Метод наблюдения

Тема: «Удивление»

30 мин.

Метод наблюдения

Тема: «Опасность»

1 час.

Метод наблюдения

Тема: «Любовь»

30 мин.

Метод наблюдения

Тема: «Доброта»

1 час.

Метод наблюдения

Тема: «Фантазия»

30 мин.

Метод наблюдения

3.

Контрольная диагностика

4 часа

Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики

Используемая литература:

  1. Воробьева Е.Н., Колесников В.Н., Мерк В.Т. Программа родительских тренингов «Невероятные годы» // Психолог в детском саду. 2008. № 3. С. 42-63.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «МАСС МЕДИА», 1995. – 240 с.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  4. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова.- Изд. 2-е.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. - 568.
  5. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – Спб.: Речь, 2006. – 128 с.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
  7. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
  8. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 176 с.

Приложение 1.

Упражнение «Воздушный шарик»

Психолог: «Сейчас попробуем сделать упражнение. Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая – на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются».

Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Оно  способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС.

Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунную системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, развивает внимание, мышление.

                                                                                                                      Приложение 2.

Тест «Оценка психологической атмосферы и

 межличностных отношений в коллективе.


Характеристика

атмосферы в коллективе

Баллы


Характеристика атмосферы в коллективе

1

2

3

4

5

6

7

8

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Продуктивность

Непродуктивность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Рассогласован-ность

Взаимоподдержка

Недоброжелате-льность

Увлеченность

Равнодушие

Занимательность

Скука

Успешность

Безуспешность

Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 (положительная) до 80 баллов (отрицательная оценка). Психологическая атмосфера неблагоприятная – 60-80 баллов. Если ситуация не критичная, то можно провести тренинг.

№ п/п

Мероприятия

Примечание

1. Работа с детьми.

Конкурс рисунков «Я и моя семья».

Все дошкольные группы

Опрос детей: «С каким настроением Вы пришли в д/с?».

Все дошкольные группы

Организация сюжетно-ролевых игр «Радужная игра – это мой мир».

Старшие

группы

«Тропинка к своему Я».

Подготовительные группы

2. Работа с родителями.

Тренинговое занятие

«Я и мой ребенок».

Совместное занятие родителей и детей

Опрос родителей: «С каким настроением Вы пришли в д/с?».

Тренинговое занятие «Общение между взрослыми и детьми».

Семинар-практикум «Основы родительской мудрости».

3. Работа с педагогами.

Опрос педагогов: «С каким настроением Вы пришли в д/с?».

Педагоги

«Гармоничное развитие личности педагога»

«Саморегуляция эмоционального состояния»

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения; повышения тонуса.

 

№ п/п

Тематика

Мероприятия

1

«Перспективы нашего коллектива»

Тест «Оценка психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе.

Упражнения для сплочения коллектива.

2

«Эмоции и чувства».

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?»

Деловая игра «Эмоции и чувства»

3

«Как сохранить психическое здоровье?»

Консультация с практическими элементами «Как сохранить психическое здоровье женщины?»

«Здоровый ребенок – здоровый педагог: психологический аспект».

4

«Стресс надо победить!»

Стресс и его особенности.

Упражнения для снятия стресса.

 

Действия взрослого подхватываются ребенком

Активное слушание-резонанс, где слушающий сопереживает говорящему и выражает ему свои чувства, помогая лучше выразить и понять себя

Взрослые и дети действуют вместе, активно слушают себя и друг друга

Действия ребенка получают одобрения взрослого, вызывая желание действовать еще и еще

«Ребенок -

родитель -

педагог»

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Психопрофилактические 

(представление информации

для повышения психолого-педагогической культуры родителей)

Консультация

«Значение игры в жизни ребенка»

Консультация

«Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Практико-ориентированные

 (повышение заинтересованности родителей

 в проявлении творческих способностей, полноценном

эмоциональном общении)

Семинар-практикум

 «Растим здорового,

 крепкого и   жизнерадостного ребенка!»

Деловая игра

«Развитие творческих способностей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Авторская программа "Детско-родительские отношения (из опыта работы психолога ДОУ)"

В программе предосоставлены материалы способствующие гармоничному развитию ребенка в условиях психолого-педагогического сопровождения системы "ребенок - родитель - педагог"...

Детско-родительский исследовательский проект: "Первые опыты"

Формировать первоначальное представление о явлениях неживой природы: о воде (прозрачная,течёт,льётся,нужна всем(животным.людям,растениям,воду пьют,ей умываются,в ней купаются)....

Программа детско - родительских отношений "Мы - одна семья"

Цель программы развития:- устранение нарушений в детско-родительских отношениях, возникающих в семьях воспитывающих старших дошкольников;-    подготовка детей и родителей в условиях детского...