Вор или не вор - вот в чем вопрос!
статья (подготовительная группа) на тему

Калачикова Екатерина Юрьевна

Ко мне обращались за помощью родители детей 6-7 лет с деликатной проблемой - их ребенок что-то украл у них или у друзей и знакомых. Думаю, что это было не навязчивое воровство, ставшее "вредной привычкой", а испытание социальных границ. Мне кажется важным, чтобы все родители, сталкивавшиеся с этой проблемой в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, знали, что делать, если такое произошло в их семье!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalachikova-statya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Ю.Калачикова

Магистр психологии

Государственное бюджетное детское

 образовательное учреждение В.О. района №51

Санкт-Петербург

ВОР ИЛИ НЕ ВОР – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!

        

Совершенно точно знаю, что все родители, сталкивающиеся с феноменом детского воровства, напуганы и обескуражены. Им кажется, что их ребенок совершил ужасный и необъяснимый проступок. А богатое воображение рисует им животрепещущие картины на тему – «Мой ребенок – ВОР!»

        Да что там родители! Признаюсь честно: будучи детским психологом уже лет 5, и столкнувшись с тем, что знакомый мне с младенчества шестилетний ребенок из благополучной семьи стянул со стола дорогое украшение, принадлежавшее гостье, я была напугана и расстроена. К тому времени дети, у которых воровство можно было считать «вредной привычкой», мне в моей работе встречались уже не раз. Но в этих случаях воровство – лишь один из симптомов большего неблагополучия – проблем в семье, дисгармоничного и патологичного развития личности ребенка и др. Но тот случай разительно отличался. Хорошая семья, никаких серьезных перемен за время, предшествовавшее «семейному позору», открытые, доверительные отношения. И вдруг ТАКОЕ!

        Но за этой историей стали попадаться еще и еще. Ребята в возрасте 6-7 лет, с интеллектом выше среднего, с высоким уровнем самоконтроля и абсолютно четким представлением о том, что воровать, мягко говоря, нехорошо, и безусловно способные во всех красках представить себе последствия этой рискованной истории, и - все же, все же, все же!

        В чем же дело? Информация о детском воровстве, которую удалось добыть мне, и до которой скорее всего доберутся родители, действительно заставляет волноваться. Думаю, что попустительствовать в таких случаях, конечно, нельзя, но и ставить на своем ребенке клеймо, да еще и, не дай бог, прилюдно – последнее дело! Давайте же попробуем разобраться!

Года в 4 ребята скорее будут все еще открыто брать понравившуюся им вещь. Они могут настаивать, что это им очень надо, что это их, плакать и сердиться. Подростки, даже младшие, будут движимы уже совсем другими мотивами: им важно мнение группы, важно, чтобы их считали своими, важен протест против взрослых и всего мира. А в 6-7 лет ребята решаются на этот шаг самостоятельно, ни у кого не спрашивая, ни на чье мнение не ориентируясь. Мне представляется этот феномен болезнью роста, такой же,  как истерики и упрямство «ужасного двухлетия» - без сомнения нужные и помогающие ребенку понять, где «кончается он и начинается другой человек» (например, мама) и помогающие стать впоследствии ребенку целеустремленным и независимым. Можно ли обойтись без истерик в этот кризисный период? Да, можно, если чувствовать и знать, как малышу прожить эту психическую границу со взрослыми, выстроить ее, понять про нее все, что нужно знать на этом этапе. Можно ли в 6-7 лет ни разу не покуситься на чужое? Да! Но для этого нужно знать, что на самом деле происходит с ребенком в этом возрасте и как сопроводить его на этом пути. Но, что делать, если все-таки ребенок был пойман с поличным?  

Важно знать, что в районе 7 — 9 лет с этой проблемой сталкиваются очень многие родители! Если раньше этого не происходило, если у ребенка — стянуть чужую вещь — это не навязчивая идея, то такое его поведение в этом возрасте — это не ужас-ужас-ужас и совсем не криминал. Ни в коем случае нельзя ставить на своем чаде клеймо — ВОР. Это не тот случай! Большинство младших школьников это просто перерастают! Скорее всего, вы столкнетесь с этим единожды и, после правильного прояснения ситуации, больше не вернетесь к этой неприятной истории.

Помните, что в здоровой семье, в нормальных жизненных обстоятельствах, у психически здорового ребенка, желание что-то стянуть проходит само! Во-вторых, очень важно создать для ребенка такие условия, чтобы ему было выгоднее сказать правду, самому покаяться, быть искренним с близкими людьми. Это бывает очень непросто, ведь страх и манипуляции здесь не годятся. Ребенок тут же почувствует подвох, и станет еще хитрее и изворотливее. Важно, чтобы когда вы обнаружили, что он украл, вы обсудили бы спокойно и обстоятельно, как такое могло случиться. Проговорили бы вместе с ним: «Да, я понимаю, тебе ТАК сильно захотелось, чтобы это было твое! Ты бы хотел такое же? Тебе не хотелось, чтобы кто-то про это узнал? Ты думал, это останется твоей тайной?» (первый этап — присоединение). Затем, коротко и четко предложить способы-дорожки, по которым можно было бы пойти так, чтобы все кончилось хорошо, чтобы не было потом стыдно, чтобы не было нужды обманывать, скрывать и бояться. «Правда же здорово, что мы с тобой можем поговорить обо всем на свете?» Здесь вам, конечно, потребуется вся ваша фантазия, но поверьте, ваши усилия окупятся! Эта игра стоит свеч! Чем больше дорожек-способов благоприятного выхода из ситуации - «очень хочется такую же игрушку» - вы сможете предложить, тем больше шансов, что в следующий раз ребенок воспользуется вашей подсказкой.

Конечно, стоит продумать вместе с ребенком, как он может исправить сложившуюся ситуацию. Нет смысла устраивать прилюдную казнь. Достаточно, чтобы все разрешилось благополучно для всех участников этого события.

Важно, чтобы вы поддерживали его в тех случаях, когда ему очень хотелось взять чужое, но он справился, удержался. Этот ход часто работает даже лучше, чем предыдущий. Наблюдайте за ребенком, помните о том, как важно отследить тот момент, когда ребенку, например, в гостях, что-то очень понравилось. Выйдя из гостей, обязательно озвучьте: «Ты знаешь, я видел, как сильно тебе понравилась эта игра, но ты ее не взял. Я тобой по-настоящему горжусь! Ты справился и нашел способ гораздо лучше — попросил эту игру на пару дней! Молодчина!»

Ну, а в качестве подспорья и профилактики, вам поможет детская литература о добре, чести, достойных поступках. Если вы будете заботиться о воспитании морали и нравственности у ребенка с ранних лет, вы, скорее всего, быстро и безболезненно проскочите этот скользкий период. Разговаривайте с ребенком о таких темах как: «зачем говорить правду», «когда важно помогать другим», «что в жизни на Земле может зависеть от нас». И такие разговоры  создадут у него нравственный иммунитет не только в случае, если ему захотелось взять что-то чужое, но даже если сверстники будут его провоцировать!

        Но, самое главное, то, в чем я каждый раз убеждалась на протяжении более чем 10-летнего опыта работы с самыми разными семьями, - просто говорите друг с другом! Замечайте друг друга! Даже в наше сумасшедшее время, в бесконечной суете, будьте внимательны к своим чувствам и чувствам окружающих вас людей  до того, как выносить свою оценку! И тогда, без всякого особого опыта, без специальных знаний вы разглядите, что малыш сердится и упрямится не потому, что он капризный и неблагодарный, а потому, что учится отстаивать себя; что ребенок постарше взял чужое не потому, что он решил выбрать себе воровскую стезю, а потому, что пробует и исследует социальные границы этого мира, нормы и правила. В нашем мире многое видится не тем, чем на самом деле является! И мне очень хочется, чтобы об этом всегда помнили родители, ведь дети – самое дорогое, что у них есть!

Литература:

  1. Л.М.Шипицына «Маленькие воришки. Как их распознать и что с ними делать», «Речь», 2010 г.
  2. Л.М.Шипицына «Психология детского воровства», «Речь», 2007 г.
  3. «Детское воровство: причины и коррекция» http://ladyelena.ru/detskoe-vorovstvo-prichiny-i-korrekciya/
  4. «Организация работы по профилактике и коррекции девиантного поведения воспитанников приемных семей», г.Курган, 2008 г. http://rudocs.exdat.com/docs/index-86731.html?page=4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки [Л], [Л\'], и буква Л. Пересказ русских сказок с опорой на серию сюжетных картин. Закрепление навыка формулирования вопросов детьми и навыка полного ответа на вопросы по сюжетной картинке.

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения со смешанными речевыми диагнозами. "Звуки [Л], [Л\'], буква Л. Пересказ русс...

Вопрос - ответ (часто задаваемые вопросы родителей логопеду)

Самые актуальные вопросы родителей по развитию речи детей дошкольного возраста логопеду. Советы логопеда по разным вопросам речевого развития....

Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.

Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...

Картотека вопросов для детей и родителей по экологии. «Вопросы детям, а также их родителям»

Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением, а проблемные вопросы или ситуации могут поспособствовать этому.  Они позволяют уточнять и расширять представления дете...

Консультация для родителей «Неудобные вопросы» «Пап, а ты умрешь?» или, Как отвечать ребенку на неудобные вопросы.

Консультация для родителей  «Неудобные вопросы»«Пап, а ты умрешь?» или, Как отвечать ребенку на неудобные вопросы....