Экологическое воспитание младших дошкольников.
консультация (младшая группа) на тему

Бакуткина Маргарита Леонидовна

 Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя технологии программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания считаем, что задача воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Младший дошкольник – неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом – лепить, вырезать, рисовать. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Он уже способен перейти от манипулирования объектами к манипулированию представлениями о них во внутреннем плане. При этом его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений о мире природы: отдельных представителях животного и растительного мира, природными материалами. При этом задача «закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему» тесно связана с развитием созидательного отношения ребенка к миру природы. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Формирование экологической культуры младшего дошкольника тесно связана с развитием познавательной сферы, которая активно пополняется новой информацией при непосредственном восприятии предметов. Климатические и природные условия Норильска не позволяют организовывать полноценные наблюдения на участке детского сада и экскурсии за его территорией: в городе практически нет скверов и парков, на участке детского сада флора представлена единичными растениями, представителей фауны трудно увидеть даже в летний период. Поэтому данная проблема поставила необходимость поиска оптимальных методов и приемов экологического воспитания. При этом необходимо учитывать ведущие моменты:

  • принцип повторы: ребенок должен возвращаться к познанному объекту в процессе работы;
  • все объекты должны быть наглядными;
  • познавательная активность сопровождается реальной активностью ребенка «вижу и действую»

Как же рассказывать ребенку о природе? Сделать это очень не просто, ведь маленький ребенок живет ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыка. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают его воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать.

Экологическое воспитание неразрывно связано с познавательным развитием и проходит в системе, которая реализуется в совместной и самостоятельной деятельности.

Совместная деятельность протекает в разных формах: наблюдение, экскурсии, дидактические игры, групповые праздники, сюжетно-ролевые игры, совместный труд взрослого и детей.

Формирование экологических знаний через продуктивную деятельность является эффективным методом, так как интерес к ручному труду возникает как результат развития творческих способностей и трансформация предметно-манипулятивной игры в целенаправленное созидание. Интерес к творческому труду вытекает из потребности ребенка чувствовать себя способным сделать что-то, полезное, или приятное для других, а так же пригодное для пользования, как это делают окружающие взрослое – и тем самым заслужить одобрение.

Через создание конкретных предметов решаются следующие задачи:

  1. Способствовать осознанно – правильного отношения к объектам природы.
  2. Расширять представления детей о растениях и животных, особенностях их поведения, питания и роста.
  3. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
  4. Знакомить детей с правилами поведения в природе.
  5. Через продуктивную деятельность развивать мелкую моторику, усидчивость фантазию, пространственное мышление, глазомер.

В процессе работы со стороны детей наблюдается повышение познавательного интереса к объектам природы. Ребята стали охотно участвовать в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, рассказывают об увиденном. Дети учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их. Проявляют готовность участвовать в практических делах по содержанию хороших условий для растений. Постепенно формируется понимание того, что животные – живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться. Проявляют интерес к их жизни, желание наблюдать за ними, слушают рассказы о них, задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологическому воспитанию младших дошкольников

Перспективный план работы по экологии для детей младшего дошкольного  возраста на учебный год....

Родительское собрание во 2 младшей группе "Экологическое воспитание младших дошкольников"

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе....

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...