Экологическое воспитание младших дошкольников.
консультация (младшая группа) на тему
Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Берегите эти воды, эти земли. |
Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя технологии программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания считаем, что задача воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Младший дошкольник – неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом – лепить, вырезать, рисовать. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Он уже способен перейти от манипулирования объектами к манипулированию представлениями о них во внутреннем плане. При этом его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений о мире природы: отдельных представителях животного и растительного мира, природными материалами. При этом задача «закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему» тесно связана с развитием созидательного отношения ребенка к миру природы. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Формирование экологической культуры младшего дошкольника тесно связана с развитием познавательной сферы, которая активно пополняется новой информацией при непосредственном восприятии предметов. Климатические и природные условия Норильска не позволяют организовывать полноценные наблюдения на участке детского сада и экскурсии за его территорией: в городе практически нет скверов и парков, на участке детского сада флора представлена единичными растениями, представителей фауны трудно увидеть даже в летний период. Поэтому данная проблема поставила необходимость поиска оптимальных методов и приемов экологического воспитания. При этом необходимо учитывать ведущие моменты:
- принцип повторы: ребенок должен возвращаться к познанному объекту в процессе работы;
- все объекты должны быть наглядными;
- познавательная активность сопровождается реальной активностью ребенка «вижу и действую»
Как же рассказывать ребенку о природе? Сделать это очень не просто, ведь маленький ребенок живет ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыка. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают его воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать.
Экологическое воспитание неразрывно связано с познавательным развитием и проходит в системе, которая реализуется в совместной и самостоятельной деятельности.
Совместная деятельность протекает в разных формах: наблюдение, экскурсии, дидактические игры, групповые праздники, сюжетно-ролевые игры, совместный труд взрослого и детей.
Формирование экологических знаний через продуктивную деятельность является эффективным методом, так как интерес к ручному труду возникает как результат развития творческих способностей и трансформация предметно-манипулятивной игры в целенаправленное созидание. Интерес к творческому труду вытекает из потребности ребенка чувствовать себя способным сделать что-то, полезное, или приятное для других, а так же пригодное для пользования, как это делают окружающие взрослое – и тем самым заслужить одобрение.
Через создание конкретных предметов решаются следующие задачи:
- Способствовать осознанно – правильного отношения к объектам природы.
- Расширять представления детей о растениях и животных, особенностях их поведения, питания и роста.
- Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
- Знакомить детей с правилами поведения в природе.
- Через продуктивную деятельность развивать мелкую моторику, усидчивость фантазию, пространственное мышление, глазомер.
В процессе работы со стороны детей наблюдается повышение познавательного интереса к объектам природы. Ребята стали охотно участвовать в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, рассказывают об увиденном. Дети учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их. Проявляют готовность участвовать в практических делах по содержанию хороших условий для растений. Постепенно формируется понимание того, что животные – живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться. Проявляют интерес к их жизни, желание наблюдать за ними, слушают рассказы о них, задают вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по экологическому воспитанию младших дошкольников
Перспективный план работы по экологии для детей младшего дошкольного возраста на учебный год....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
методический доклад...
Консультация для воспитателей " Дошкольник и экология" ( экологическое воспитание младших дошкольников)
консультация...
Родительское собрание во 2 младшей группе "Экологическое воспитание младших дошкольников"
Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе....
Конспект НОД по экологическому воспитанию младших дошкольников детей 3-4 лет .Занятие по окружающему миру в младшей группе №2. "Знакомство с фикусом"
Цель: Знакомство с комнатным растением – фикусом. Задачи: ...
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...