Надо, надо умываться по утрам и вечерам
консультация (младшая группа) по теме

Сапогова Виктория Витальевна
  • Ознакомить родителей с основным принципом работы по воспитанию гигиены. Помочь родителям осознать личную ответственность за здоровье своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Надо, надо умываться по утрам и вечерам

( Личная гигиена детей)

 Цель собрания:

  • Мотивировать родителей на соблюдение гигиенических норм в семье.

Задачи собрания:

  • Ознакомить родителей с основным принципом работы по воспитанию гигиены. Помочь родителям осознать личную ответственность за здоровье своих детей.
  • Научить родителей базовым правилам профилактики и умению  приучать детей к самообслуживанию

Ход работы:

1. Вступительное слово

Ребенок чувствует себя бодрым, жизнерадостным от проведенной уборки, он видит, что всем приятно находиться в чистой, прибранной комнате. Родители отмечают качество выполненной им работы. Положительная оценка дает ребенку глубокое удовлетворение, он постарается в дальнейшем выполнить все это еще лучше.

Обязанность родителей и других старших членов семьи состоит в том, чтобы систематически, внимательно, настойчиво и терпеливо прививать детям гигиенические навыки. Правила гигиены в основном известны всем родителям, но не все из них систематически объясняют детям значение опрятности, недостаточно терпеливо упражняют своих детей в практическом осуществлении этих правил. Важно научить ребят любить чистоту, уметь постоянно ее поддерживать, сохранять и требовать от других того же.

В семье инженера Б. двое детей – Витя и Тамара. Оба учатся в четвертом классе и являются в школе неизменными членами санитарной комиссии. Витя и Тамара всегда аккуратно одеты. У них отглаженные галстуки, белоснежные воротнички, начищенные ботинки. Свои тетради и учебники Тамара и Витя содержат в образцовом порядке. Всем ребятам в классе известно, что Тамара и Витя сами стирают себе воротнички и платки, сами чистят свои ботинки, каждое утро занимаются гимнастикой, умываются до пояса, чистят зубы, ногти, причесываются и только после этого приступают к завтраку.

К такому строгому порядку родители приучали детей с ранних лет и постепенно. Не сразу дети научились самообслуживанию. Вначале часто приходилось отцу или матери отсылать Витю и Тамару еще раз оправить свою постель, снова вымыть шею, уши. Это продолжалось в течение долгого времени. Родители настойчиво добивались соблюдения детьми правил личной гигиены. В результате ежедневных упражнений и настойчивого контроля со стороны обоих родителей самообслуживание у Вити и Тамары к моменту поступления в школу превратилось в устойчивую привычку и стало их потребностью, «второй натурой».

Родители использовали разнообразные игры для того, чтобы приучить Витю и Тамару к чистоте, ежедневному умыванию утром, мытью рук перед едой. Игры детей с куклами, когда они их кормили, мыли, чистили, укрепляли представление детей о необходимости гигиенических процедур.

И в таком вопросе, как организация питания, необходима систематическая воспитательная работа родителей. Важно приучить ребенка к приему пищи через определенные промежутки времени.

Чтобы пища лучше усваивалась, нужно прежде обязательно есть первое, жидкое блюдо, а затем – второе; в противном случае нарушается пищеварение, что ведет к ухудшению здоровья. Завтрак, полдник, обед и ужин в данной семье или для данного ребенка должны происходить всегда в строго установленное время. Пища должна быть простая, но разнообразная. Недопустимо, чтобы дети сами хватали со стола любимые кушанья, сладости, фрукты.

Особенно важна опрятность ребенка во время еды. Белая скатерть приучает детей к аккуратности за столом. Л. С. Макаренко говорил по этому поводу: «Нет, только белая скатерть, только белая скатерть может научить есть аккуратно, а клеенка – развращение. Скатерть в первые дни всегда будет грязная, вся в пятнах, а через полгода она станет чистая. Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти».

В воспитании гигиенических навыков, как и других сторон культуры поведения детей, важен личный пример родителей. Но одного личного примера недостаточно. Необходимо систематическое упражнение детей в соблюдении правил гигиены, причем необходимо добиться, чтобы детьми в меру их сил были осознаны все выполняемые ими правила. С этой целью родителям полезно поддерживать постоянную связь со школой, с учителями и ученическими организациями, чтобы знать, какие гигиенические навыки учителя воспитывают у школьников, а затем, со своей стороны, в домашних условиях углублять и закреплять эти навыки систематическими упражнениями и тренировкой. В этих вопросах очень полезно опираться на активность самих детей, которая во многом зависит от того, как дети поняли значение и насколько они привыкли к выполнению гигиенических требований.

2. Доклад медицинской  сестры 

Овладение основ гигиенической культуры.

Умывание. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. Замечать грязные руки и мыть их

Поведение за столом. Умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. Своевременно пользоваться салфеткой, после еды ложку или вилку класть на тарелку. За общим столом не мешать другим детям, не пользоваться их приборами. После еды говорить «спасибо». Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы.

Одевание. Самостоятельно одеваться в правильной последовательности. Вежливо обращаться  к воспитателю за помощью. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.                      

 

Уход за вещами, игрушками. Бережно относиться к игрушкам, вещам, пользоваться ими по назначению. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами: помогать маме полоскать носовые платочки и т.п.

Игровые умения. В играх самостоятельно воспроизводить цепочку взаимосвязанных игровых действий, отражающих  процессы умывания, одевания, еды.

               Культурно-гигиенические навыки ребенка.                  Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5 - 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста. Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например, прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него "переговоры": "Ваня, ты забыл вымыть руки". - "Они у меня чистые". - "Все равно перед обедом надо вымыть". - "Я их недавно мыл"... После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в доме или на даче нет, детей с 3 - 4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо. Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю.
В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом. К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.
Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде развязался шнурок, расстегнулась пуговка - и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение? Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности — все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей.

  1. Наличие культурно-гигиенических навыков — важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.
  2. Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными.
  3. Ребенок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой — рубашка грязная).
  4. Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называет блюда, поясняет действие, указывает на основные признаки).
  5. Благодаря культурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля (это связано с тем, что детям раннего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие).
  6. Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности (что формирует положительное отношение к процессам воспитания).

3. Советы родителям

Алгоритмы деятельности родителей:

- по формированию навыков самообслуживания. 

Памятка для родителей по формированию навыков поведения за столом и приёма пищи у детей младшего дошкольного возраста.

Вопросы к детям:

  1. Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застёгивать пуговицы, причёсываться).
  1. Почему нельзя разбрасывать свои вещи? Покажи, как надо складывать вещи в шкаф.
  1. Что нужно сказать, когда тебе помогают?
  1. Расскажи, как нужно пользоваться столовыми приборами, вытирать рот салфеткой, как сидеть за столом во время еды.

Значение формирования навыков самообслуживания в том, что результат направлен на удовлетворение личных потребностей.

  1. Ребёнка надо кормить в строго установленное время.
  2. Давать только то, что полагается по возрасту.
  3. Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо прожевывать пищу.
  4. Ни в коем случае не кормить ребёнка насильно.
  5. Не отвлекать от еды чтением или игрой.
  6. Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.

Надо поощрять:

  1. желание ребёнка есть самостоятельно;
  2. стремление ребёнка участвовать в сервировке стола и уборке стола.

Надо приучать детей:

  1. перед едой тщательно мыть руки;
  2. жевать пищу с закрытым ртом;
  3. есть только за столом;
  4. правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;
  5. вставая из-за стола, проверить своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
  6. окончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.

Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго, особенно если в семье и детском саду нет единых взглядов и на этот счёт.

             

-проведения умывания.

Цель – учить правильно и самостоятельно умываться.

Воспитательная задача – воспитывать навыки личной гигиены, учить беречь труд взрослых, воспитывать вежливые взаимоотношения между детьми, чувство товарищества.

Образовательная задача – закреплять последовательность умывания, уточнить для чего умываются, рассмотреть свойства мыла (душистое, мылиться, пениться).

Организация детей – около одного умывальника находиться по 2 человека, воспитатель объясняет последовательность умывания, с чего начать и т.д., показывает сам.

Индивидуальный подход к медлительным детям и к тем, кто недавно пришёл в группу.

Методы и приёмы – показ, контроль, использование поговорок, потешек.

Умывание:

Засучить рукава

Намылить руки до образования пены

Набрать в ладоши нужное количество воды

Вымыть лицо двумя руками

Мыть руки до локтя с мылом

Мыть шею и уши

Обмыть руки

Насухо вытереть руки

Пользоваться личным полотенцем

Не стряхивать воду с рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Надо, надо умываться по утрам и вечерам..."

Задачи:Формировать умение детей правильно называть предметы туалета.Закреплять у детей уже имеющиеся навыки мытья рук.Продолжать формировать навык пользования индивидуальным полотенцем и расческ...

Информационно-творческий проект "Надо, надо умываться по утрам и вечерам" по произведению К.И. Чуковского "Мойдодыр"

Совместная и самостоятельная работа с  детьми во всех видах образовательной деятельности (коммуникация, художественное творчество, физическая культура, познания). Конспект занятия "Знакомство дет...

Конспект познавательного занятия во второй младшей группе по теме: "Надо, надо умываться по утрам и вечерам".

Программное содержание:- развивать мелкую моторику и словотворчество;- продолжать формировать навыки гигиены: умываться, чистить зубы, расчесывать волосы, вытирать лицо только своим чистым полотенцем...

Конспект НОД в подготовительной группе: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!».

Цель: Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.Задачи:Воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.Формирование потр...

Интегрированное занятие по ФЦКМ для детей с инвалидностью и ОВЗ «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»

В работе с детьми, испытывющими трудности в образовании и социализации в обществе, часто приходится использовать самые разнообразные формы, для того, что бы дети себя не чувствовали забытыми и умели с...

Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе...