Уроки сказки в детском саду
консультация (старшая группа) на тему

Тимофеева Елена Леонидовна

Сказкотерапия   в детском саду 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_skazki_v_detskom_sadu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки сказки в детском саду

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, судя по страницам психолого-педагогической периодики, в детских садах недостаточно используемый. В нашем детском саду взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно.

Требование излечить душу ребенка наиболее удачно подходит именно к сказочному материалу: сказкам народным как огромному пласту зашифрованной социально-исторической и генетически-национальной информации, литературным – как мощному морально-нравственному моменту. Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока.

Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка возможно успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения. Конечно, можно целенаправленно учить ребенка, как поступать и что предпринимать в тех или иных жизненных ситуациях, но, как правило, это оказывается малоэффективным. Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие, когда он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций, изыскивая эти ресурсы из столь близкого его душе сказочного лицедейства.

Я не случайно называю здесь свои сказкотерапевтические тренинги сказочным лицедейством. Основной формой работы по сказкотерапии в нашей группе признана деятельность, организованная по типу программы Н.Погосовой “Погружение в сказку”.

Такое занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты - дети, а воспитатель, ведущий сказочного действа, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнять определенные действия. Эта замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала воспитателем, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и другими средствами -логопедическими и физическими упражнениями, элементами медитации, релаксации.

Конечно, эти занятия требуют тщательной подготовки, включающей организацию определенной предметной среды, запись фонограммы, возможность использования средств цвето- и ароматерапии. Естественно, что подобные занятия, предполагают наличие у педагога режиссерского и актерского таланта. Дети же, как правило, все изумительно талантливые актеры и отвечают на усилия взрослого открытием своей маленькой прекрасной души.

Занятия других циклов строятся по классической схеме сказкотерапетического занятия, включающей в себя: повторение (вспомнить о том, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились), расширение (познакомиться с новой сказкой или драматизировать знакомую, активизировать восприятие действий персонажей сказки, вызвать эмоциональный отклик), закрепление (приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности через различные игры, упражнения, символические действия: путешествия, превращения и т.п., практической деятельности), интеграцию (связать новый опыт с реальной жизнью), резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся). Такими циклами проводятся, например, занятия по темам: “Волшебная страна чувств”, “Плохие привычки”, “Школа – это трудный и радостный путь к знаниям”, “Кто я?”, “Что такое счастье?” и т.д.

Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу. Дети знают, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Заканчивается каждое занятие релаксационной паузой или медитацией, когда дети представляют себе что-то заданное воспитателем, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. По окончании отдыха дети выполняют символические действия, забирая с собой все важное, что было сегодня с ними, и чему они научились у сказочных героев. Занятие заканчивается обязательным построением башенки из кулачков и произнесением слов: “Всем-всем – до-свиданья и спасибо за вниманье!” Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что дети вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая воспитателю, какое действие перенесет их в сказку на этот раз. Очень удачной оказалась предложенная детям в этом году идея передачи красивой стеклянной лампы- свечи. Они смотрят при этом друг другу в глаза с доброй улыбкой, согревают лампу своими ладошками. Передают ее очень бережно, зная какой хрупкий этот проводник в сказку, его невозможно уронить. Лампу из рук последнего в кругу ребенка принимает воспитатель и ставит ее на специальную подставку, зажигает ее. Лампа-свеча загорается, путь в сказку открыт, ведь дети были предупреждены, что лампа загорится, если их мысли были добрыми и улыбки искренними. Выключается лампа незаметно, пока дети расслабляются на ковре. Конечно, старшие дети знают, что свеча загорается от спички, но усомниться в ее волшебных качествах они не смеют. А малыши воспринимают манипуляцию с лампой, как настоящее чудо. Порой от воспитателя требуется мастерство фокусника, чтобы создать атмосферу сказки, безопасно включив в сказочное оформление - огоньки, цветовые переливы и другие возможности современной техники. Путь в сказку должен быть волшебным и легким для детей, но никто не утверждал, что он должен быть легким для того, кто сказку организует.

В нашем детском саду не имеется отдельного помещение для проведения занятий по сказкотерапии, но в групповом помещении, зонированном по назначению индивидуально-групповой работы, есть все необходимое оборудование для создания сказочной атмосферы. В группе оформлен мини- музей «Театральные куклы», разработаны экскурсии по этому музею. Полога, занавеси, дорожки и т.п., куклы, сказочная атрибутика (картины, таблички, наряды, короны, парики, маски, мечи и др.) так же хранится в групповом помещении. Имеется музыкальный центр, магнитофон, телевизор с видеомагнитофоном, разработано несколько презентаций по данной теме.

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии. Используются психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические и медитативные сказки, написанные ими специально для сказкотерапии. Дифференцированный подход к детям определяет содержание наших занятий, они модифицируются в зависимости от направления и преследуемых целей. Таким образом, не бывает похожих занятий, каждое подготовлено и сориентировано по-своему. Детям нравятся эти занятия – беседы; рассуждения ребятишек о смысле жизни и смерти, проблемах человека на его жизненном пути, духовности, о любви, радости и печали, самоценности человека и значимости его для окружающих порой поражают своей эмоциональной прочувствованностью, зрелостью и логической завершенностью. Дети с удовольствием занимаются переписыванием знакомых сказок и сочинением новых. Альбом детского творчества “Наши сказки” постоянно пополняется новыми шедеврами.. Детское сочинительство, к тому же, позволяет развивать все интеллектуальные качества личности ребенка, его чувство юмора. Детские сказки не бывают неинтересными и всегда достаточно диагностичны. Диагностика эмоционального фона ребенка, особенностей его мироощущения, проблемных моментов занимает особое место в работе психолога ДОУ. Диагностика при помощи сказки обязательно проводится в начале и конце учебного года. Сочиняя сказку, ребенок в герое всегда подразумевает себя, а его рисунки на заданную сказочную тему дополняют диагностическую картину. Это дает возможность правильно планировать индивидуальную работу и выделить проблемные группы, определив направления развития, коррекции и профилактики в сказкотерапевтическом взаимодействии с детьми.

Любовь детей к сказочным занятиям, отзывы родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гнездилов А.В.Дым старинного камина. – СПб., 1998. – 236с.
  2. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб., 2002. – 135 с.
  3. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб., 2001. – 152 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб., 2003. – 144 с.
  7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.
  8. ЛютоваЕ.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001. – 190 с.
  9. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб., 2003. – 152 с.
  10. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М., 2003. – 79 с.
  11. Смид Р.Групповая работа с детьми и подростками. – М.,2000. – 272 с.
  12. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
  13. Страунинг А.М. “Росток” Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.
  14. Тренинг по сказкотерапии. П/р Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.– СПб., 2000. – 254 с.
  15. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков, 2000. – 464 с.
  16. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М., 2001. – 224 с.
  17. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990. – 143 с.
  18. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М., 1996. – 216 с.
  19. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку: для младшего и среднего школьного возраста. – М., 1995, – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки доброты в детском саду

Уроки Доброты в   детском саду     Главное, что должен вложить педагог дошкольного образования  в своих  воспитанников - это чуткое отношение к окружающим...

Видео урок с группой детского сада.

Занятие с детьми старшей группы детского сада "Елена -Сервис ". Цель занятия : -развитие коммуникативных навыков; -развитие благоприятно эмоциональной атмосферы среди воспитанников; -развитие об...

ИКТ на уроке английского в детском саду

ИКТ на уроке английского...

Урок здоровья в детском саду.

Урок здоровья в детском саду. Актуальность:Для формирования мотивации к здоровому образу жизни, необходимо эмоционально положительное отношение, интерес к правилам здоровье сберегающего и безопас...

Сценарий. "Урок доброты" в детском саду для детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами

Развитие логического мышления, воображения и внимания.Формирование представления о доброте, воспитание добрых чувств к окружающим людям. Помочь детям понять, что все нуждаются в любви и доброжелательн...

Приёмы воспитания детей на уроках музыки в детском саду.

На протяжении всей своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую знач...

Эссе "В школе уроки, а в детском саду..."

Размышления о целесообразности проведения образователной деятельности с дошкольниками  в форме игры....