Главные вкладки

    Консультация по теме:
    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

    Агеева Людмила Владимировна

    Нетрадиционные техники рисования у детей с нарушением речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon netraditsionnye_sposoby_risovaniya.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
    У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

     
               Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их: названия, плохо дифференцируют их; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого
    красный, желтый, вместо фиолетового -  голубой, синий и т.п.), причем перенос этот является стойким.  
               Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Если дети с нормально развитой речью в шестилетнем возрасте свободно используют слова-определения «зеленоватый», «светло-желтый», «голубой» и т. п., то дети с общим недоразвитием речи такими определениями не владеют. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

               Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.  

               Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. На занятиях с применением комбинирования очень важно использовать всевозможные способы рисования, в том числе и нетрадиционные. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. При выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.



    ОСВОЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
    РИСОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



         
    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.
         
    С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
    рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; тычок жесткой полусухой кистью.
         
    Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
    оттиск поролоном; оттиск печатками из ластика; восковые мелки
    + акварель; свеча + акварель;
    отпечатки листьев;  рисунки из ладошки; волшебные веревочки.
         А
    в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить  более трудные методы и техники: кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету;
    монотипия предметная; кляксография обычная.
     
         
    Каждый из этих методов это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. 


    НЕТРАДИЦИОННЫЕ
    ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ


    1. Тычок жесткой полусухой кистью.

    Возраст: любой.
    Средства выразительности: фактурность окраски.
    Материалы: жесткая  кисть, гуашь, бумага  любого цвета и формата либо вырезанный силуэт  пушистого или колючего животного.

    Способ получения изображения:  Ребенок  опускает  в гуашь кисть  и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При  работе кисть в  воду не  опускается. Таким  образом заполняется  весь  лист,  контур   или   шаблон.   Получается  имитация   фактурности пушистой или колючей поверхности.


    2. Рисование пальчиками.


    Возраст: от двух лет.
    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
    Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
    Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    3. Оттиск печатками из картофеля. 


    Возраст: от трех лет.
    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
    Материалы: мисочка или пластиковая  коробочка, в  которую вложена  штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
    Способ  получения  изображения:  Ребенок   прижимает   поролон   к   штемпельной подушечке  с  краской  и  наносит  оттиск  на  бумагу.   Для  получения  другого цвета меняются мисочка и печатка.


    4. Оттиск поролоном.

     
    Возраст: от четырех лет.
    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
    Способ  получения  изображения:  Ребенок   прижимает   поролон   к   штемпельной подушечке  с  краской  и  наносит  оттиск  на  бумагу.  Для  изменения  цвета  берутся другие мисочки и  поролон.


    5. Оттиск печатками из ластика. 


    Возраст: от четырех лет.
    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и  размера,  печатки  из  ластика (их педагог может изготовить сам,  прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
    Способ  получения  изображения:  Ребенок    прижимает   печатку   к   штемпельной подушечке  с  краской и наносит оттиск на бумагу.  Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

    Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

    особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

    В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...

    Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

    В статье описана поэтапная система работы с родителями, взаимодействие учителя –логопеда и воспитателя по данной проблеме....

    Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.

    Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...

    «Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

    Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

    Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.

    Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....

    Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

    Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. ...