Образовательная область Труд
статья (средняя группа) по теме

Куликова Елена Анатольевна

Образовательная область «Труд»
 

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания ,он интегрируется во всех образовательных областях. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость, вот  необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. 

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд .  Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.

Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональное отношение к хозяйственно  бытовому труду.   Задача эта успешно решается, если, мы, включая детей в хозяйственно – бытовой труд,   даем им почувствовать, что их труд нужен всем.


Труд в природе

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Помогая взрослым ухаживать за растениями у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, В процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, с помощью взрослого учатся поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

 

Труд - это могучий воспитатель .  . Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательная область " Труд"20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Труд»

«
Содержание образовательной области „Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:


  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека»*.


Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания ,он интегрируется во всех образовательных областях. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость, вот  необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности. Это проявляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, а самостоятельная деятельность детей в разных режимных моментах.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения.

В программе младшей группы говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей.

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд .  Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.

. Хозяйственно бытовой труд включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам. Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок, протирают листья растений, детям  воспитатель дает поручения раскладывать на столы материал для занятия, убирать их после занятий. При подготовке к еде детям поручают раскладывать ложки, расставлять , тарелки, бокалы, помогать няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в трудовой деятельности на прогулке. При этом

Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональное отношение к хозяйственно  бытовому труду.   Задача эта успешно решается, если, мы, включая детей в хозяйственно – бытовой труд,   даем им почувствовать, что их труд нужен всем.


Труд в природе

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Помогая взрослым ухаживать за растениями у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, В процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, с помощью взрослого учатся поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Поэтому работу по формированию у детей второй младшей группы навыков самообслуживания мы начали с первых дней учебного года.
Начали с выяснения умений воспитанников. Дети, пришедшие из яслей, сами надевали колготы, рубашку, футболку ,платье.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Попросили родителей сделать в шкафах для одежды по два металлических крючка вместо одного, надежнее закрепить полочки для обуви. Шкафы стали удобнее. По нашей просьбе родители пришили вешалки к кофтам, брюкам, сделали мешочек для физкультурной формы с двумя карманами для чешек.

Создали условия, обеспечивающие формирование у детей умений самостоятельно и аккуратно есть. Старались красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды.

Учили производить все действия правильно и в определенной последовательности.
С первых же дней пребывания детей в детском саду мы начали работать с родителями, старались понять отношение родителей к трудовому воспитанию малышей. Результаты этой работы нас очень встревожили. Выяснилось, что семьдесят процентов родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в пяти семьях молодые родители, которые живут одни, работают и к тому же учатся, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию.

Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы в первые же дни организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.
В конце сентября провели родительское собрание на тему «Я сам», на котором рассказали, какими умениями и навыками должны овладеть дети четвертого года жизни, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.

И, закончить свое выступление хочу словами замечательного педагога А.С.Макаренко

Труд - это могучий воспитатель .  . Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная область ,, Труд". Художественный труд. Тема ,, Осенние листья" ( техника квиллинг). Подготовительная группа.

Бумагокручение или квиллинг -- очень простой  и красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и доступны детям для понимания. Развивает мелкую мот...

Авторская разработка непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с интеграцией образовательной области «Труд» по теме «Профессии»

Данный материал поможет воспитателям легко организовать хозяйственно-бытовой трудв группе с детьми старшего дошкольного возраста. Здесь воспитатели найдут готовые загадки о швейных принадлежностях, ра...

Зачетная работа по блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема: Интеграция образовательной области «ТРУД» с другими образовательными областями

Зачетная работапо блоку: «Модернизация региональной системы образования»      ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Тема: Интеграция образовательной ...

Образовательная область «Труд» Воспитание положительного отношения к труду

   Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности...

Примерное содержание воспитательно - образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Труд» в старшей группе

Примерное содержание воспитательно - образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Труд» в старшей группе...