ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ САД - ДОМ РАДОСТИ?
консультация по теме

Червякова Марина Васильевна

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ О НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ДЕТСКИЙ САД - ДОМ РАДОСТИ АВТОРОМ КОТОРОЙ, ЯВЛЯЕТСЯ Н.М. КРЫЛОВА. ЗДЕСЬ  ОПИСАНЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ, РЕЖИМ ДНЯ И ТЕХНОЛОГИЯ "ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад – дом радости

Программа создана Крыловой Н.М. и Ивановой В.Т. За плечами программы богатый опыт внедрения в разных регионах нашей страны и бывшего СНГ. В 1990 году программа была награждена золотой медалью ВДНХ СССР. В настоящее время программой охвачено около 163 детских садов и 20 000 детей.

Программа построена на добротном философском, физиолого-гигиеническом и психологическом фундаменте. Научной основой программы «Детский сад – дом радости» является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова. Программа отразила все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Ее задачами является:

  •  забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;
  • содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
  • содействие овладению основами духовной культуры.

Центральным ядром программы, как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности. 

Что же это такое – Дом радости?

Понятием «Дом» обозначается возможность каждого ребенка, с учетом го возраста, пола и индивидуальности, прожить каждый день жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности: физиологические и духовные. В нашем «доме» царит такая обстановка, такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он – индивидуальность.

«Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет человек, несет в себе позитивный результат.

Таким образом, жить в «Доме радости» - значит, находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности, успешность которой подтверждается возникновением эмоции радости.

Для педагога воспитывать в «Доме радости» - это значит содействовать обогащению и развитию неповторимой индивидуальности каждого ребенка. Ребенок принимается воспитателем как система, имеющая право на сохранение своей автономности, самобытности и уникальности.

Любой вид деятельности, которую будет осваивать с помощью воспитателя дошкольник, назван метафорой «Лесенка успеха». В ней четыре ступеньки: первая – узнавание, вторая – воспроизведение, третья – самостоятельность, четвертая – творчество. И только последовательно, пройдя каждую ступеньку, ребенок может перейти к творчеству, проявляя при этом высокий уровень своего развития.

Но высокий уровень выполнения деятельности не появляется сразу. С чего же начинается работа в «Доме радости»?
Для повышения активности детей в течение дня авторами программы построен новый режим организации деятельности детей и воспитателей:

  • с 7.00. до 7.30 индивидуальное обучение;
  • с 7.30 до 7.45 – подгрупповое обучение;
  • с 7.45 до 8.05 фронтальная игровая деятельность, помогающая детям ощутить радость совместного общения;
  • 8.05 – 8.15 – мотивация предстоящей фронтальной деятельности после завтрака, которую все дети уже усвоили, и задача для них – самоутвердиться в своих возможностях;
  • в 8.15 – зарядка, создающая эмоционально радостное ощущение жизни и включающая игры, танцы, имитационные движения;
  • в 8.25 – умывание, сопровождающееся играми, решением проблемных ситуаций, сообщением интересной информации. После умывания – опробование – процесс исследования продуктов с использованием органов чувств (осязание, обоняние, зрение и т.д.). Это расширяет возможности ребенка в познании и развитии восприятия, речи, математических представлений, познания, а к подготовительной группе – накоплении энциклопедических знаний и историко-географических представлений;
  • 8.40 – завтрак. После завершения еды каждый ребенок выбирает игру и занимается ею до начала фронтальной деятельности, которая начинается с хороводной игры и незаметно переводится воспитателем на тот вид деятельности, о котором говорилось утром.
  • 11.30 на смену выходит второй воспитатель. Содержанием его работы являются индивидуальное обучение детей разным видам деятельности, которое включает в себя и диагностику, и совместный анализ результатов деятельности. 

* Особенностью программы является тесное взаимодействие обоих воспитателей.

Ритуал обеда в нашей системе максимально приближен к семейной обстановке. Во время приема пищи идет спокойная беседа воспитателя с детьми о еде, о продуктах, из которых она приготовлена, о людях разных профессий. Организация приема пищи такова, что уже во втором полугодии младшей группы дети пользуются всеми столовыми приборами, включая нож.

После обеда каждый играет, а потом все вместе идут в спальню. В это время второй воспитатель продолжает индивидуально работать с детьми, а первый ведет непринужденный разговор с другими, а когда все дети лягут, читает красивое поэтическое произведение, приучая ребенка уже с трех лет слышать гармонию родного языка.

Режим предполагает специально отведенное время, названное «Минутка шалости» и «Минутка тишины». «Минутка шалости» помогает ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с помощью произвольных движений под музыку. «Минутка тишины» помогает продолжить движение мысли, в это время зарождаются и формируются поступки.
Аналогичным образом проводится и вторая половина дня, только время занятий заменяется фронтальными видами самостоятельной деятельности детей – играми, трудом, познанием.
Для повышения речевой активности детей во время всех видов деятельности в группе «живет» персонаж Мишка. Это недотепа и глупыш, который ничего не знает, говорит иногда смешные вещи и всегда все путает. А дети с большим удовольствием учат его, рассказывают о том, что сделали, узнали. Эмоциональный контакт с Мишкой дети устанавливают очень легко, т.к. они видят в нем не строгого критика, а недотепу, которому нужно помочь, о котором нужно позаботиться или чему-то научить.
Программа опирается на то, что управление любым видом деятельности может быть представлено в виде модели. Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации деятельности, а в старшей и подготовительной к школе группах модель станет средством познания самого дошкольника.
Первый вариант модели, которую использует воспитатель – это система пальцев руки: мизинец обозначает замысел (цель и мотив) – «Что я хочу сделать, о ком позаботиться». Безымянный – предмет преобразования – «Из чего буду делать». Средний палец – средства – «Чем буду делать» (какими орудиями будет осуществляться преобразование). Указательный – порядок действий – «Как буду делать» (с чего начать, чем закончить). Большой палец, поднятый вверх – результат – продукт деятельности, отношение к нему и к себе, как к создателю, т.е. рефлексия и самооценка.
В детском саду «Дом радости» дети осваивают такие продуктивные виды деятельности как аппликация, лепка, конструирование из бумаги, рисование (изображение различных предметов, построение сюжетных композиций; с натуры, по замыслу). Малыши учатся рисовать «с натуры» и по замыслу.

Особое место авторами программы уделено развитию у детей конструктивных способностей. Начиная с создания стульчиков, ворот и домиков для матрешки, дошкольники к подготовительной группе умеют сравнивать градостроительные планы и творчески подходить к выражению своего замысла, «создавая» архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга.
Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира».
Специалисты детского сада уделяют много внимания физическому, эстетическому и музыкальному развитию дошкольников. Программа предусматривает еженедельные музыкальные досуги и освоение детьми всех видов театрализованной деятельности.
Перед каждой возрастной группой «Дома радости» ставятся свои задачи и требования, которые разработаны авторами программы в рабочих планах-сценариях. Они являются учебно-методическими пособиями для воспитателей. Тем не менее, каждый воспитатель знает, что младшая группа – группа обихаживания и заботы. Каждый малыш по-разному проходит адаптационный период, и задача педагогов помочь ребенку благополучно пройти это сложное время.
До поступления в детский сад воспитатели встречаются с родителями, рассказывают о программе и дают необходимые советы, которые помогут малышу и родителям комфортно пройти адаптацию к дошкольному учреждению.
Малыш очень нуждается в ощущении защищенности. Ведь неизбежно каждый малыш остро переживает расставание с мамой. Эти трудности ребенку легче будет пережить, если ежедневно внушать мысль, что его очень ждут в детском саду, хотят с ним поиграть, поговорить. А перед первым своим посещением детского сада ребенок получит красивую пригласительную открытку. Именно ожидание чуда и становится главным мотивом собственного решения малыша прийти в детский сад. Конечно, в течение дня кто-то и соскучится по маме, но занятие интересной деятельностью возвращает малышу хорошее настроение.

Средняя группа в программе «детский сад – дом радости» - это «группа качества». Те навыки и умения, которые малыш получил в младшей группе, требуют от него уже не снисходительного, а качественного выполнения во всех видах деятельности, таким образом, поднимая его на более высокую ступень личностного и познавательного развития.
В старшей группе накопленный на предыдущих ступенях опыт подвергается обобщению, потому что дети на наглядном уровне уже открыли существенные закономерности адекватным научным понятиям. Это касается, прежде всего, знаний о предметном мире, о труде как общественном явлении, о живой и неживой природе, математических отношениях.
Таким образом, к началу подготовительной группы у детей заложен фундамент научных представлений об окружающем мире, и сформирована система способов открытия новых знаний. Поэтому подготовительная группа в системе «Детский сад – дом радости» - это группа всестороннего энциклопедического развития каждого ребенка, раскрытие в каждом из них творческих способностей в разных видах деятельности, радости от волевого усилия в преодолении преград и трудолюбия, необходимых для открытия и совершенствования в себе таланта.

Следует помнить, что одаренность и способности ребенка не являются биологически заданными явлениями, а формируются при определенных условиях в процессе деятельности ребенка, направляемой педагогом.

Дети открывают для себя более 30 имен соотечественников, прославивших нашу Родину: Ломоносов, Жуковский, Крылов, Пушкин, Толстой, Кипренский, Даль, Суворов, Нахимов, Кутузов, Глинка, Чайковский, Айвазовский, Репин, Левитан, Росси, Саврасов, Тимирязев, Павлов, Менделеев, Циолковский, Королев, Вавилов, Гагарин, Грабарь, Петров-Водкин, Маршак, Чуковский, Бианки, Бажов, Римский-Корсаков и т.д. Ребята не просто узнают имена великих граждан России, но и знакомятся с их открытиями и подвигами. Знакомство с творениями зодчих, живописцев, резчиков, кузнецов, литейщиков, ювелиров, мастеров народных промыслов позволяет перейти от искусства к истории. Тогда и история становится наглядной, конкретной, трогает сердце и слова «любовь к Родине» наполняются смыслом и содержанием.

Конечно, современных родителей волнуют вопрос, насколько их ребенок будет готов к школе. Можно с полной уверенностью сказать, что систематические знания, получаемые детьми, посещающими группы детского сада «Дом радости», дают возможность детям без натаскивания овладеть основами чтения, грамоты, математики, так необходимых для поступления в первый класс.
Успех создания «Детского сада – дома радости» определяется еще одним условием – пониманием, что семья в жизни человека – это паровоз, а детский сад, школа, ВУЗ – это лишь вагончики. Поэтому за годы дошкольного детства ребенок, его родители и другие родственники должны научиться беречь, заботиться друг о друге на основе признания за каждым права быть неповторимым, быть индивидуальностью, защищать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Что такое детская неотложка и чем она отличается от скорой помощи? "

Что такое детская неотложка и чем онаотличается от "скорой"?   ØЧто такое ОКМПД? ØЧто такое "скорая помощь", или 03? ØЧем занимается ОКМПД? ØЧем занимается ССиНМП? ØВ ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».

"Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....

Форум для родителей, будущих воспитанников ДОУ: «Что такое детский сад?»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким че...

Что такое детская одарённость

Данный материал представляет собой конспект выступления на методическом объединении и содержит  сведения по вопросу детской одарённости и работе с родителями одарённых детей....

Что такое дети? Что такое детский сад?

Что такое дети?Дети – это счастье, дети – это радость, Дети – это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.Дети, как ни странно, такж...

СТИХИ ПРО ДЕТСКИЙ САД: ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЙ САД

Стихи в помощь педагогом и родителя про детский сад...