Наглядный материал для родителей "Развитие психических процессов".
консультация по теме

представлен практический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnost_dlya_roditeley.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание.

   Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить ребенка сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание ( например, одновременно слушать и рисовать ). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение внимания с одного вида занятий на другой. Поэтому у ребенка следует развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его оббьем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Упражнения на развитие внимания.

1. «Найди различия» 

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста количество отличий может увеличиваться. Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтоб увидеть различия.

2. «Лабиринты»

Это задание направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае – не допустить «ошибочный» ход.

3. «Скажи наоборот»

  • Ребенку предлагают отдельные фразы, на которые он должен давать утвердительные ответы «Да» или «Нет» (инструкция «Если я говорю правильно, ты отвечаешь «Да», если неправильно «Нет».)

«Платье одевает девочка» - «Да»

«Зубы чистят щеткой» - «Да»

«У волка три хвоста» - «Нет»

  • На правильные суждения ребенок говорит «Нет», на неправильные «Да».

«Яблоки выросли на елке» - «Да»

«Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет»

«Перед летом бывает весна» - «Нет» и т.д.

Восприятие.

   Одно из важных предпосылок обучения является сформированное у ребнка восприятие.

   Понятия величины и формы предмета, как правило, бывает сформировано уже к школе. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особенно оттенков, пространственные отношения, временные представления.

  1. «Посмотри и узнай»

Ребенку предлагаются пунктирные изображения знакомых предметов. Ребенок должен узнать эти предметы, обвести и раскрасить.

Более сложный вариант задания – узнавание объектов в точечном изображении , наложенных один на другой.

  1. «Найди похожие»

Ребенку предлагаются изображения знакомых предметов, в начале требуется соотнести предметы по одному признаку ( например – цвет), затем по двум (цвет и форма). В этом задании формируется восприятие цвета и формы, процесс классификации.

  1. «Разрезанные картинки»

В зависимости от возраста, ребенку предлагают собрать картинку, разрезанную на 2 или 4 части. Ребенок упражняется в видении целого предмета по одной части.

4. «Слуховой диктант».

Ребенку дают лист, разделенный на 9 или12 квадратов, и с помощью фишки он должен двигаться в заданном направлении ( например, 2 шага влево, три вверх, один вправо  и т.д.). При выполнении этого упражнения формируется внимание, ориентировка в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля)

Память.

Важную роль для ориентировки человека в жизни играет память. Формировать ее необходимо с раннего детства. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи. Достаточно высокого уровня достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале школьного обучения. За счет многократных повторений дети запоминают необходимый материал. В работе по развитию памяти необходимо уделять развитию логической памяти и показывать ребенку на примерах, какие приемы можно использовать для запоминания. К таким приемам относятся: выделение смысловых опор (наглядных, словесных), смысловое соотнесение, составление плана, классификация, группировка, схематизация, установление аналогий и т.д.

  1. «Что изменилось»

Перед ребенком выкладывается от 3 до 12 картинок, просят рассмотреть их и назвать. Предлагают закрыть глаза, меняют местоположение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось.

  1. «Запомни слова по рисункам»

В зависимости от возраста детям предлагают разные по количеству наборы слов для запоминания и соответствующие по смыслу карточки.

Ребенок должен при назывании слова выбрать подходящую по смыслу картинку, которая позволить ему запомнить слово ( к слову «лето» - карточка – лодка). При выполнении этого задания формируется способность ребенка к установлению логических связей в процессе запоминания, проводится обучение приемам запоминания, развивается способность использовать эти приемы при воспроизведении.

  1. «Цепочка действий»

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например, «подойди к шкафу, возьми книгу, отнеси ее мари Ивановне, попроси через час вернуть». Эти задания направлены на развитие способности удерживать в памяти инструкции, формируется сосредоточенность, концентрация и переключение внимания, навык самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимульный материал для развития психических познавательных процессов

Представленный материал можно использовать для развития мышления-обобщения (что надо дорисовать), логического мышления(задания найди четвертое, девятое), переключение внимания(корректурные пробы),разв...

Роль наглядного материала в процессе творческого взаимодействия музыкального руководителя и детей.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. К сожалению, приходится констат...

Опыт работы "Роль занимательного математического материала в развитии психический процессов у дошкольников с ЗПР"

В опыте работы представленны авторские занимательные математические игры, разработанные в процессе работы специалиста в группе для детей с задержкой психического развития....

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Наглядность-это залог успеха в работе!!!