Мой любимый непоседа
консультация (подготовительная группа) по теме

Попова Павлина  Григорьевна

 Характерные черты гиперактивного ребёнка. Рекомендации логопеда родителям, имеющим гипервозбудимых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_lyubimyy_neposeda.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой любимый непоседа!»

Педагоги МДОУ «Детский сад

 комбинированного вида №19

                                                                                       п.Разумное, Белгородского   района

Белгородской области»:

 Учитель – логопед Попова П.Г.

                                                                                        Воспитатель Попова О.Н.

«Мой любимый непоседа!»

                                                                             

Малышей – интересует все в этой жизни, им хочется попрыгать, везде побегать,  все потрогать, они неутомимы и подвижны. Подвижность для детей – норма, однако бывает и патология. Сегодня все чаще приходится слышать о гиперактивных и гипервозбудимых малышах. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда  возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного  поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря   научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой  дисфункцией.

 Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.

Гиперактивные дети испытывают определенные проблемы при обучении в детском саду и школе. Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения  в  настоящее время особенно актуальны.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к  приобретению интеллектуальных навыков, продуктивных, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям.

Такие дети часто поступают в логопедические группы с различными  логопедическими  заключениями.

Эти дети постоянно находятся в движении, они не могут спокойно ходить, постоянно куда-то бегут, прыгают, очень любопытны, но их любопытство сиюминутно, они не стараются увидеть больше, поэтому редко улавливают суть.

 Любознательность  этим  детям не свойственна, они совсем не задает вопросов «почему», «зачем». Но если вдруг задают, то забывают выслушать ответ на него. Несмотря на постоянное движение, в котором находятся  дети, все же у них  существуют некоторые нарушения координации: неловки,  неуклюжи, в движении часто роняют предметы, ломают игрушки, часто падают. Тело гиперактивного ребенка постоянно в синяках, царапинах и шишках, но вывода из этого он не делает, и снова набивает шишки на том - же самом месте.

Характерными чертами поведения такого ребенка являются рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность. Такой ребенок часто оказывается в центре событий, поскольку он самый шумный. Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена. Он не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время  ночного сна, хотя он тоже характеризуется беспокойностью. Гиперактивным  детям часто свойственна импульсивность, которая проявляется в том, что ребенок часто что-то делает не подумав, на занятиях он не может дождаться своей очереди, постоянно перебивает других, часто отвечает невпопад на задаваемый вопрос, поскольку не выслушивает его до конца. Особенно непослушными являются руки гиперактивного ребенка, поскольку они все время что-то трогают, ломают, бросают.  Во время игр со сверстниками часто не следует правилам, из-за чего возни кают конфликтные ситуации с участниками игры

Количество таких  детей поступающих в логопедическую группу с каждым годом возрастает. Естественно трудно работать с этими детьми - логопатами, однако приобретённый  определённый опыт   работы даёт положительную динамику в их развитии.

В первую очередь, нужно относиться к проявлениям поведения такого ребенка с пониманием, зная о том, что малыш не ставит перед собой задачи расстроить или обидеть сверстников. На вопрос: «Зачем ты это делаешь?» такие дети искренне отвечают: «Не знаю». Ведь причиной такого поведения ребенка не является его желание «плохо» себя вести. Чаще всего такие малыши очень хотят быть «послушными», «не обижать», но в силу своей особенности им это, к сожалению, не удается.

Рекомендации по работе с гиперактивными  детьми: 

• Организация  жизни должна действовать на ребенка успокаивающе.

• Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным

   наблюдением и контролем, но не слишком жестко.

• Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного

  поведения, какими бы незначительными они ни были.

Как  можно меньше делать замечаний.

В некоторых ситуации  стараться ребёнка его лучше отвлечь.

Количество запретов должно быть адекватным возрасту.

• Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

  Но хвалить следует не слишком эмоционально, чтобы не вызвать перевозбуждения  

   ребенка.
Просьбы не должны  нести   сразу несколько указаний.

Разговаривая с ребенком, необходимо смотреть ему прямо в глаза.

Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, планировать игру.

Постепенно формировать у ребенка послушание, аккуратность, самоорганизацию,

  развить у него чувство ответственности за свои поступки, способность планировать и

  доводить до конца начатое.

•Тесное сотрудничество с семьёй на основе взаимопонимания и единства  требований к  

  ребёнку, уважения к его личности.

Эти  рекомендации  выполнять  в течение всех режимных моментов в дошкольном учреждении и дома.

Игра - это неизбежный спутник дошкольного детства,  основное и любимое  занятие детей.  Играя, малыши отдыхают, учатся, развиваются, адаптируются, социализируются и т. д.  В игре часто сложное,   становиться доступным.

Наличие  игрового пространства в детском саду, позволяет организовать с детьми различные  игры, а также игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов  эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения, так необходимых для этих детей.

Однако из-за сложностей с концентрацией внимания такие  дети редко доводят начатую игру до конца. Они могут перескакивать от одного действия к другому, им сложно дождаться своей очереди при совместной групповой игре, трудно придерживаться всех правил, особенно, если игра достаточно сложная.

С помощью игр  учим концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца. Для этого начинаем  с самых  простых игр, с небольшим количеством правил.

В начале игр  необходимо создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с детьми.

Искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

 А также проводятся игры  непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребёнка и т. п.

Если ребенок во время игры отвлекся –   необходимо позволить ему это, но потом обязательно вернуться к игре и закончить ее. Когда у ребенка  будет получаться самостоятельно, без напоминаний – переходим  к более сложным играм.

Игры с  гиперактивными  детьми.

К коррекционным играм и упражнениям относятся  игры и  упражнения направлены на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики,  речевого и физиологического дыхания, развитие ручной моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представления об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех выше названных факторов коррекционные упражнения способствую развитию речи, что особенно ценно для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 

  • Упражнения на развитие дыхания. Они помогают выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. В упражнения включается материал, произносимый на выдохе: например, вдохнуть и на выдохе произнести звука А-А-А-А или слоги Да-Да это способствует чёткой дикции.
  • Игры
  • «Чей пароход лучше гудит?»
  • «Чья птичка дальше улетит?
  • «Капитаны»
  • «Пузырь»
  • Упражнения на мелкую моторику, которые развивают координацию движения пальцев и согласованные движения руки и речи.
  • Например: пальчиковая гимнастика.
  • Игра «Зайцы»
  • «Этот пальчик маленький – мизинчик удаленький!»
  • «Вот мизинчик в лес пошёл!».
  • «Пруд». И др.
  • Игры и упражнения на развитие  речевого слуха:
  • «Угадай, чей голосок».
  • «Улиточка»
  • «Скок –скок»
  • «Угадай кто это»
  • Игры на развитие фонематического слуха: 
  • «Красный, белый»            
  • «Где звук?»
  • «Кто больше?»
  • «Удочка»
  • «Цепочка слов»
  • Подвижные игры с речевым сопровождением. Эти игры позволяют детям с речевыми нарушениями преодолевать трудности в координации слова и движения, развивают внимание и память. Также игры с речевым сопровождением помогают детям автоматизировать звуки в тексте.
  • «Ласковые имена»
  • «Ты катись весёлый бубен»,
  • «Карусель».
  • «Зеркало»
  • «Где мы были,  мы не скажем, а что делали,  покажем!»
  • «Пузырь»
  • «Карусели»
  • «Летает, не летает»
  • Дидактические игры:  направлены на закрепление материала об окружающем мире; развитие грамматического строя, закрепление счета (количественного, порядкового, обратного).
  • Закрепление материала об окружающем мире, развитие грамматического строя;
  • «В огород мы пойдем там мы овощи соберём»
  • «Что где растёт?»
  • «Вершки и корешки»
  • «Что за зверь»
  • «Один и много»
  • «Назови ласково».
  • Игры с мячом:
  • «Кто как голос подаёт»
  • «Скажи словечко»
  • «Разноцветные стёклышки»
  • «Продолжи ряд»,
  • «Кто как двигается?»

         Упражнения по методике «Расскажи стихи руками».

Эти упражнения способствуют развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи. У которых образование глагольных форм вызывает определённые трудности.

  • «Самолёт – самолёт»,
  • «Гусаки».
  • «Старый дедушка Евсей».
  • «Сенокос»
  • «Андрюша»
  • «Грустный зайка».
  • «Фома»
  • «Филипп».
  • «Ослик и муха» и др.          

                                             

  •  Игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.). Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения.

   

  • Игры на развитие внимания и самоконтроля:
  •  «Лабиринт»,
  •  «Что  изменилось»,
  •  «Чем похожи, чем непохожи»,
  •  «Найди лишнее»
  •  «Чего не стало?»

Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности этих детей: очень высокую активность,  дефицит внимания, импульсивность,  а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость.                                                                                                                Не жалейте времени и сил на то, чтобы сформировать у ребенка послушание, аккуратность, самоорганизацию, развить у него чувство ответственности за свои поступки, способность планировать и доводить до конца начатое.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи, подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЙ ЛЮБИМЫЙ НЕПОСЕДА

Повышенная двигательная активность часто становится проблемой не только для окружающих, но и для самого ребенка. Как же поступить в такой ситуации? Я предлагаю такой выход....

Мой любимый непоседа

В этой статье для родителей даётся краткое описание о гиперактивных детях....

Мой любимый непоседа

Статья с рекомендациями о работе с гиперактивными детьми....

мой любимый непоседа

мой любимый непоседа,...

консультация "Мой любимый непоседа"

консультация  "Мой любимый непоседа"...

Выпуск газет "Непоседы.ру", "Здоровье непосед"

Выпуск информационных газет о деятельности учреждения....

Сценарий праздника «Выпуск в школу» в подготовительной группе «Непоседы» «Прощай, любимый детский сад»

Сценарий праздника «Выпуск в школу» в подготовительной группе «Непоседы» «Прощай, любимый детский сад»27мая 2022 год...