Готовим руку к письму или развитие мелкой моторики.
статья по теме

Барышникова Ольга Михайловна

Письмо – это базовый навык, на котором строится все школьное обучение. Очень важно, чтобы у ребенка 6 лет уже была достаточно развита мелкая моторика.  Зачастую родители не уделяют особого внимания тому как ребенок держит карандаш, фломастер, ручку.  А ведь именно правильный "захват" ребенком письменных принадлежностей является основополагающей частью красивого почерка. В данной статье особое внимание уделено тому, как научить ребенка правильно держать карандаш, ручку. Это обязательно должны знать родители, чтобы заметив неправильную постановку руки уже в дошкольном возрасте помочь ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как подготовить руку к письму.87.78 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим руку к письму или развитие мелкой моторики.

Письмо – это базовый навык, на котором строится все школьное обучение.

Как определить готовность ребенка к освоению графики письма? Во-первых, ребенок должен уметь складывать слоги и рисовать печатные буквы. Во-вторых, у него должна быть достаточно развита тонкая моторика рук.

 

Если к шести годам ребенок не может аккуратно заштриховать нарисованную фигуру или вырезать по контуру несложный силуэт – проблемы с письмом ему обеспечены. Хорошо подготавливает руку к дальнейшему обучению работа с листом – обводка простым карандашом или ручкой рисунков по контуру и штриховка внутри контура. Если  до  школы  осталось немного, то даже ребенку с проблемной моторикой нужно начинать осваивать пространство листа, писать палочки и крючочки в прописи и рисовать орнаменты в клетчатой тетради.

Хорошо, если до школы ребенок начнет правильно писать буквы и первые слова. Но даже освоение правильного наклона, начертания, ритма элементов и букв поможет ему уверенно чувствовать себя на уроках чистописания и заложит основы красивого почерка.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

ПОМНИТЕ: все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: когда начинать освоение процесса письма? 

Собственно, подготовка к письму начинается с того момента, как малыш впервые берет в руки карандаш. Работу же в прописи желательно начинать в пять с половиной – шесть лет, т.е. примерно за год до поступления в школу.

Более раннее обучение (даже если ребенок опережает сверстников в развитии) приносит мало успехов и много огорчений потому, что рука еще не готова к обучению письму. Дело в том, что именно в 5 - 6 лет происходит активное развитие тонкой моторики рук, появляется четкость и точность движений. Развитию мелкой моторики обычно сопутствует и умение логически рассуждать, развитие памяти и связной речи. До пяти лет можно выполнять такие упражнения, как обводка по контуру, штриховка, освоение правильной осанки и захвата ручки, письмо печатными буквами.  

УЧИМСЯ ДЕРЖАТЬ РУЧКУ

Прежде чем приступать к письму, ребенка нужно научить правильно держать ручку или карандаш.

Основные положения правильного захвата ручки и положения руки при письме следующие.

1. Ручка кладется на низ фаланги среднего пальца и фиксируется указательным и большим пальцами.

2. Ручку нужно держать без напряжения, все три пальца должны быть слегка закруглены (рис.1).  Частая ошибка  – слишком сильный, почти судорожный захват ручки и прогиб первого сустава указательного пальца (рис. 2). При таком захвате ребенок быстро устает, письмо теряет плавность, темп работы снижается.

Рис.1

Рис.2

3. Расстояние от конца стержня  до указательного пальца - примерно 2 см. Если захват ручки слишком низкий или высокий, то кисть руки будет напряжена, и почерк станет неровным (рис.3).

Рис.3

4. Рука при письме опирается на правое ребро кисти, и в меньшей степени – на  правую сторону запястья и верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Такая опора позволяет кисти быть более «маневренной», что делает почерк легким и быстрым. Распространенная ошибка – опора на тыльную сторону запястья. Это – гарантия разного наклона букв у ребенка, угловатого почерка у взрослого (рис.4), и во всех случаях – потери темпа письма.

Рис.4

5. По мере письма, мягко скользя ребром ладони по бумаге, передвигать кисть руки вправо. Распространенная ошибка – когда ребенок ленится передвигать руку, пытается «на одном дыхании» дописать длинное слово. В этом случае конец слова обычно «сваливается» с линейки (рис.5).

Рис.5

Сейчас популярны различные насадки для правильного захвата ручки. Их хорошо использовать, когда малыш только начинает рисовать. Пяти-шестилетний ребенок уже не нуждается в таком тренажере; впрочем, забавное приспособление смотрится привлекательно, ручка становится похожа на игрушку, и это можно использовать для повышения мотивации к письму.  На первых порах можно использовать ручку со специальной резиновой наладкой с отверстиями (рис.6).

Рис.6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем мелкую моторику. Готовим руку к письму.

Все значимые  для подготовки руки умения  можно сформировать, если ребенок активно будет заниматься  лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Значит,  в каждом доме долже...

Тема: «Подготовка руки детей к письму посредством развития мелкой моторики».

Мелкая моторика – основа развития психических процессов: памяти,внимания,восприятия, мышления, речи.Многие ученые считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становле...

«Наши руки – не для скуки» (развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста)

Беседа с родителями детей младшей группы по развитию мелкой моторики рук у детей....

Конспект занятия в младшей группе (дети 3-4 года) "Волшебное письмо" по развитию мелкой моторики.

В конспекте представлены игровые задания для детей 3-4 лет. Задания направлены на развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, развитие фонематического слуха, задания на развитие артикуляционно...

Педагогический проект:« Подготовка руки ребенка к письму посредством развития мелкой моторики рук»

vВоспитание интереса к освоению навыков письма.vРазвитие мелкой моторики рук путем технических навыков.vРазвитие психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слухово...


 

Комментарии

Чегодаева Елена Юрьевна

Ольга Михайловна,согласна с вами полностью! Информация заслуживает внимания родителей! Спасибо Вам!