Формирование готовности руки детей старшего дошкольного возраста к письму посредством развития мелкой моторики
учебно-методический материал (подготовительная группа)

План по самообразованию  воспитателя на 2021-2022 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Приказ от                 2021г. №

Заведующий               Е.В. Лыгина

План по самообразованию  

воспитателя Баженовой О.В.

на 2021-2022 уч.год

«Формирование готовности руки детей старшего дошкольного возраста к письму посредством развития мелкой моторики»

Цель: Определить для себя эффективные способы для достижения положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми.
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
  4. Совершенствовать развитие предметно-пространственной среды в группе.
  5. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

План работы над темой по самообразованию

Этапы

Содержание работы

I. Диагностический

Выбор и определение темы самообразования. Выявление уровня подготовленности руки дошкольников к письму на начало учебного года. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. Изучение родительского спроса на необходимые для семьи виды помощи по подготовке руки дошкольника к письму.

II. Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. прогнозирование результатов.

III. Практический

Внедрение в работу с детьми разнообразные формы, методы, приемы по развитию мелкой моторики. Введение инновационных технологий по тематике в образовательную деятельность.

Совершенствование предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики (в течении всего года). Формирование картотеки дидактических, развивающих игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков детей, изготовление материала, нетрадиционных атрибут для игр. Включение упражнений и игр на формирование графомоторных навыков у детей в режимные моменты. Подготовка методических рекомендаций, советов, памяток для родителей по подготовке руки дошкольника к письму. Изготовление папки-передвижки: «Подготовка руки ребенка к письму в школе».

IV. Обобщающий

Выявление уровня готовности руки к письму у детей группы к концу учебного года.

Оформление результатов работы по теме самообразования;

V. Внедренческий

Разработка и представление материала по формированию готовности руки детей к письму посредством развития мелкой моторики.

Формы работы

Месяц

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь-октябрь

Диагностика ЗУН           детей на начало учебного года

Консультация с методистами по теме самообразования

Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме. Поиск эффективных технологий. Планирование работы по теме самообразования.

Консультация для родителей по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?»

Ноябрь-

март

Работа над развитием мелкой моторики пальцев руки у детей дошкольного возраста (в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к письму) через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Совершенствование умений детей правильно держать карандаш.

Знакомство с опытом работы других педагогов.

Консультация с логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр.

Изготовление дидактических игр и пособий по развитию моторики рук детей.

Включать пальчиковые игры в конспекты разных видов занятий, в физминутки в свободную деятельность детей.

Обогащение предметно-пространственной среды по подготовке руки к письму

для использования материала детьми во время всех режимных моментах.

Разработка ООД по теме самообразования

Проведение анкетирова-

ния.

Подготовка консультаций рекомендаций памяток.

Совместное изготовление атрибутов.

Индивидуаль-

ные рекомендации по воспитанию усидчивости, терпения, настойчи-вости.

Апрель

Итоговое занятие

Презентация

Анализ результатов исследования «Чему мы научились?»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Май

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Итоговое родительское собрание о проделанной работе по формирова-нию графомотор-

ных навыков в течение года.

Выход темы:

  1. Оформление папки-передвижки «Как подготовить руку ребёнка к письму».

2. Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

3.Презентация для родителей «Игры с предметами для развития мелкой моторики».

  1. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

1. Гришечкина, Н.В.; Козюлина, В.А.; Матюшкина, О.П. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений; Ярославль: Академия развития - М., 2014

2. Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков; Генезис - М., 2012

3. Илюхина В.А. Готовим руку к письму и учимся писать красиво; АСТ, Астрель - М., 2014.

4.  Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Авт.-сост. Н.Л. Стефанова. - Волгоград: Учитель, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»

Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....