"Этот чудо ритм"
материал по теме

Абдрахманова Елена Викторовна

Познакомившись с данным материалом, родители узнают что такое ритм, как он важенн для развития ребенка, когда нужно начинать развитие чувства ритма. Есть небольшой практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx91.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Этот чудесный ритм»

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал В.А.Сухомлинский.

«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз).

 

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма неразвито, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна или слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем, слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку создаёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Рекомендации по развитию чувства ритма

Слушайте музыку

Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.

Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.

Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте  оркестр из игрушечных музыкальных инструментов. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи

Двигательное упражнение "Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)

Большие ноги шли по дороге:

топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).
Маленькие ножки бежали по дорожке:

топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

"Часы"

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)

Дождик - кап! Дождик - кап!
То сильней, то тише.
 (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше!
 (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам
 (поманить руками).
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди).

"Прогулка"

По узенькой дорожке
Шагают наши ножки
 (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги),
По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове).

Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
 (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)
Это я, я, я!

«Строим дом»

Ох, ох, что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

«Замок»

На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)
Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)
Постучали и открыли. (постучать "замком" по столу и расцепить руки)

«Самолёты»

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

«Ёлка»

Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

"Мы топаем ногами"

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).

Рисуйте узоры

Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.

Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки

Подбирайте рифмующиеся слова

Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.

Игра "Подскажи словечко" (для детей от 4 лет)

Я сегодня утром рано
Умывался из-под ... (крана)

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке ... (лапу)

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался ... (зайка)

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ... (лисица)

Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ... (зайчишку)

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему ... (штанишки)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из ... (лейки)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ... (машине)

Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на ... (стуле)

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе ... (живот)

Верещунья, белобока,
И зовут ее ... (сорока)

В реке большая драка -
Поссорились два ... (рака)

Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо ... (речка)

Между гор издалека
Течет бурная ... (река)

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)

Мы купили кошке
Новые ... (сапожки)

Исключайте лишние слова из ритмического ряда

"Какое слово лишнее?"

Мак, бак, рак, банан. Сом, ком, крокодил, дом. Лимон, вагон, кот, батон. Ветка, клетка, диван, сетка. И т.д.

Ритм в стихах

Детские стихи помогают развивать чувства ритма, память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следует подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом. На одном занятии следует исполнить 2-3 варианта одного стихотворения, не более.

«Тигренок»

«Эй, не стойте слишком близко:

Я тигренок, а не киска».

Варианты исполнения:

А. Взрослый, проговаривая стишок, ритмично хлопает в ладоши или по коленям (поочередно или крест - накрест) либо топает ногой; дети выполняют движения вместе с педагогом.

Б. Все ходят врассыпную. Плацы широко раздвинуты – «когти». В конце стихотворения сказать: «А-ам!»

В. Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети, четко маршируя, и ритмично проговаривая слова, идут к нему из противоположного угла, «пугая» когтями». Взрослый пятится.

Г. Взрослый – «тигренок». Он «сидит в клетке».(Дети встают в круг, воспитатель – в центре). «Тигренок» ходит по клетке, проговаривая стихотворение, рычит, все дети разбегаются кто куда.

«Барабан»

«Мне купили барабан – БАМ, БАМ, БАМ!

Я на нем играю сам – БАМ, БАМ, БАМ!»

А.Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладоши или по коленкам.

Б. Хлопать по полу.

В. Хлопать по коленка (барабану) одной рукой на одну фразу, другой – на другую.

 Г.Ударять пальчиком о пальчик.

Д. Ритмично маршировать по группе: на слова «бам, бам, бам» хлопают в ладоши или по коленям.

«Дождик»

- Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Топ-топ-топ.

- Я теперь усну едва ли.

Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ.

Придумать с детьми игровую ситуацию, спросить у них: «Кто топает?» Если великаны, бегемот, слон, то все топают и хлопают громко; если мышки, котенок, дождик, то все хлопают или топают тихо.

          Варианты исполнения

А. Маршировать по группе, на фразу: «Топ-топ-топ» остановиться и хлопать в ладоши.

Б. Все стоять в кругу. На первую фразу идут к центру, на слова «Топ-топ-топ» топают ногами. На вторую – расширяют круг, на слова «Топ-топ-топ» топают ногами.

В. На слова «Топ-топ-топ»  один или несколько детей играют на музыкальных инструментах.

   С помощью стихов и движений дети отмечают, запоминают и учатся отображать характерные особенности художественных образов, развивают свою память, фантазию. У них закрепляется понятие о динамике (тихо – громко), дети учатся соотносить образ с тембром музыкального инструмента.

 С помощью этих упражнений происходит активизация сенсорных каналов восприятия: слуха, кинестетики (движения), зрения – и формируются нравственные качества: внимание к действиям других детей, уважение друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот удивительный ритм

Эта презентация создана в помощь родителям дя развития музыкальных способностей ребенка....

ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ РИТМ "Паровоз"

Демонстрационный материал к пособию И.Новоскольцевой и И.Каплуновой "Этот удивительный ритм"...

ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ РИТМ "Игры с палочками"

Дидактический материал из пособия И.Новоскольцевой, И.Каплуновой "Этот удивительный ритм"...

Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа в подготовительной группе "Этот удивительный ритм"

Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа  в подготовительной группе   "Этот удивительный ритм"...

Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа в старшей группе "Этот удивительный ритм" (открытое занятие)

Цель: формировать представления о ритме в природе и в жизни посредством перевода слуховых, зрительных, тактильных ощущений в восприятие ритмической структуры звуковой среды; способствовать усвоению му...

«Этот удивительный ритм»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность«Этот удивительный ритм» (образовательные области « Познание» «Художественно-эстетическое развитие»...

Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Этот удивительный ритм»

Рабочая программа кружка общекультурной направленности«Этот удивительный ритм»...