Лекция для родителей "Наказывать или не наказывать?"
консультация по теме

Рослякова Елена Викторовна

В данной статье приведены методы наказания и поощрения, советы психологов из практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_dlya_roditeley.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей « Наказывать или не наказывать?»

В роддоме маме на кормление приносят малыша, и тут же слышится: «Ах, ты, мое сокровище!» И хотя весь медперсонал родильного отделения предупреждает ее, что в этом возрасте (1-2 недели) младенец еще ничего не понимает, она все равно продолжает уверять всех окружающих, и его в том числе, что он - самый лучший... Проходит четыре года. Встречаешь на улице ту же самую мамочку и слышишь: «Вот недотепа. И в кого ты такой уродился?» Приходится только удивляться: «Куда все подевалось? И кисонька, и солнышко мое ...»

И вот, что странно, чем старше становится ребенок, тем больше он нуждается в поощрении. Хорошее поведение воспринимается как норма и никак не отмечается, плохое - влечет за собой наказание сразу, и притом сполна... Часто ребенок вообще выступает для нас в роли «громоотвода», т.е. мы на него выплескиваем эмоции, ранее НЕ ВЫРАЖЕННЫЕ нами в чей-то адрес. А потом удивляемся: «И почему наши дети такие агрессивные? Мы такими не были...» Да, мы такими не были, - мы такие ес

По мнению многих психологов, любое наказание ребенка - есть признание родителя в собственной беспомощности. (Значит, не смог объяснить когда надо, что надо...) Хотя, конечно, в нашей реальной жизни без наказания вообще обойтись чрезвычайно трудно (даже профессионалу-психологу). Итак, что же мы имеем на сегодняшний день в родительском «арсенале»?

Шлепок, подзатыльник, ремень и т.д. Все-таки физические методы наказания стоит применять лишь в экстремальных ситуациях, когда реакция ребенка на поступок должна быть МГНОВЕННОЙ и запоминающейся ' на уровне инстинкта (например, за выбегание на проезжую часть дороги). В остальных случаях это просто нецелесообразно, и вот почему... Дело в том, что физическая боль имеет свойство со временем забываться, в отличие, кстати, от эмоциональной боли (стоит только вспомнить, и все начинается снова). Именно поэтому, по прошествии определенного срока ощущение от физического наказания стирается из памяти ребенка, - он его просто не помнит, - и нежелательный для нас проступок повторяется, по типу: «пережил, переживу еше...» (как роды: физиологическая «забывчивость» женского организма не ' препятствует их повторению вновь).

«Отказ в удовольствии». Известно, что дети воспринимают мир в большинстве случаев по принципу «здесь и теперь», т.е. живут настоящим моментом. Поэтому, их детское оперативное мышление не всегда может понять и принять причинно-следственную связь между поступком «тогда» и наказанием «сейчас». Эта взрослая «нелогичность» вызывает в них злость на другого (соседку-ябеду, зануду-воспитателя и т.д.), но никак не на себя источник своих собственных неприятностей. В таких случаях все-таки больше помогает не наказание за проступок, а наоборот, стимулирование, ПООЩРЕНИЕ ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ.        

Положите перед ребенком желаемую «морковку» - и он «пойдет безропотно туда, куда вам нужно...

«Китайская пытка». Во истину китайская... Это когда делают больно не самому виновнику неблаговидного поступка, а любимом) им существу. Например, многие дети «органически» не могут переносить слезы своей матери. Конечно, не в одном ряду, а просто по совпадению - сюда же отнесем и наказание любимой собаки, поломка любимой игрушки,  и т.д. Конечно, все это звучит кощунственно... Поэтому такой метод воздействия на психику ребенка должен применяться ТОЛЬКО В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ, когда уже все средства испробованы, а улучшений в повелении нет. В противном случае, это может привести к «холодной бесчувственности» вашего ребенка: он будет всю свою последующую жизнь бояться любых эмоциональных привязанностей, своей зависимости от них, в том числе и от своих близких.

Недаром говорят, что ваш ребенок бумеранг , который всё равно к вам вернётся, только вот с чем?

По мнению большинства психологов, лучшим способом воздействия на поведение ребенка остается ролевая игра «Веду себя, как ты». Отражение в вашем поведении его нежелательных черт характера, поверьте, имеет достаточно сильный психологический эффект. Во-первых, из-за того, что все мы очень любим (и наш ребенок не исключение) быть НИ НА КОГО не похожими. А, во-вторых, нет лучшего средства дать почувствовать другому, что переживаешь ты в какой-то конкретной ситуации, как поставить его самого в точно такое же положение. Как говорят англичане: «Никто не может вкусить ваше яблоко за вас».

Чем сто раз объяснять ребенку «почему так нельзя делать», лучше один раз сделать подобное по отношению к нему, и он все поймет сразу же: ведь он «это» испытал сам. Сын не звонит и не предупреждает о своей задержке. Вы так же, не придите один раз ночевать, притом без всякого предупреждения... Берет без спроса ваши вещи? Возьмите что-то у него и забудьте об этом... Покажите ему какова будет ваша жизнь, если вы, как и он, будете делать только то, что хотите - читать книгу, вместо того, чтобы идти на концерт с его участием и т.д. ...Конечно, без терпения здесь не обойтись, но, «потратившись» один раз по-крупному, вы потом много времени и сил сэкономите в малом ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.

Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства...

Лекция - беседа " Знаете ли своего ребёнка?"

Она поможет подготовиться и  провести  беседу с родителями....

Лекция о формах музыкального воспитания

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Лекция для конференции "Православие в моей жизни"

"…Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным ...

Актовая лекция участника профессионального конкурса педагогического мастерства «Сердце, отданное детям» Тема: «Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Гарантии права детей с ОВЗ на получение образования уже были закреплены в Конституции РФ, Законе «Об образовании», Конвенции о правах инвалидов и ряде других законов РФ....

Лекция для родителей «Конфликты в семье. Избегать или разрешать?»

ссориться надо грамотно, вот несколько советов как это дела...

Лекция для родителей «Приучаем к горшку»

Ни один ребенок не станет пользоваться самостоятельно горшком, пока соответствующие нервные окончания не достигнут достаточного развития — процесс, который абсолютно не подвластен влиянию ...