Актовая лекция участника профессионального конкурса педагогического мастерства «Сердце, отданное детям» Тема: «Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».
статья по логопедии по теме

Попова Анна Семеновна

 

Гарантии права детей с ОВЗ на получение образования уже были закреплены в Конституции РФ, Законе «Об образовании», Конвенции о правах инвалидов и ряде других законов РФ.

        28 апреля 2010 года был принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г.Москве». В Москве насчитывается более 50 тысяч детей с ОВЗ, в том числе 19 тысяч – дети-инвалиды. Получение образования детьми с ОВЗ – это необходимое условие для их успешной социализации и самореализации в профессии.

        Перед Московским образованием поставлены следующие задачи:

        Создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей; создание системы мониторинга и учета численности детей с ОВЗ.

        15 лет назад в Москве были созданы инновационные Психолого-педагогические центры. Они помогают 2 тысячам детей с ОВЗ в год и 1 тысяче взрослых (от 0 до 18). 800 высококвалифицированных специалистов работают в этих центрах. До 2017 года планируется увеличение количества таких центров, особенно для детей с СДВГ, аутизмом;

        Обеспечение доступности качественного образования для детей с ОВЗ; условий для получения образования; получения образования по месту жительства ребенка.

        В будущем необходимо продолжать предоставлять вариативные условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ, используя различные существующие модели интеграции (инклюзии).

 

        Дети с ОВЗ обучаются в обычных образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных) в обычном классе (группе); в коррекционном классе (группе);

        В специализированных образовательных учреждениях (дошкольных компенсирующего вида, специальных (коррекционных);

        На дому.

        Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка, позволит в будущем избежать помещение детей на длительный срок в интернаты. Постоянное общение с нормально развивающимися детьми будет способствовать более эффективному решению проблемы адаптации в обществе.

        Среди детей с ОВЗ, есть те, кто нимеет возможности по состоянию здоровья посещать образовательные учреждения, они нуждаются в обучении на дому. В 2009 году запущен проект «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов». В 2012 году на этот проект выделяется 2,5 млрд.руб. для создания центров дистанционного образования детей – инвалидов, оснащения рабочих мест этих детей по месту их проживания специальным компьютером, телекоммуникационным учебным оборудованием и программным обеспечением; предоставления доступа в Интернет.

        К концу 2012 года возможность обучения на дому в дистанционной среде будут иметь практически все дети – инвалиды (не имеющие противопоказаний для работы с компьютером).

        В образовательном учреждении должны быть созданы необходимые материально – технические условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в здания (пандусы, спецлифты, специально оборудованные места, реабилитационное медицинское оборудование и т.д.). Сейчас ребенок – инвалид может въехать только на первый этаж. На сегодняшний день в Москве 4,5 тысячи зданий, где обучаются дети с ОВЗ и только 1210 учреждений приспособлены для маломобильных детей. К 2016 году количество приспособленных зданий для обучения детей с ОВЗ должно быть 100%.

        Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников,занимающихся воспитанием и образованием детей с ОВЗ.

        В Европе все учителя и воспитатели слушают лекции о работе с детьми ОВЗ. Каждый педагог (например, в Дании) знает систему Брайля. И при этом в учреждении, где внедрена инклюзия, работают и специалисты: тифло- и сурдопедагоги, психиатры и т.д. Наполняемость таких классов снижена. Российская реальность далека от этой картины. «Поэтому не должно быть огульного и поспешного введения интегрированного образования», - сказал директор Института Коррекционной Педагогики профессор Николай Малофеев. Специалистами Московского института открытого образования и «Центра информационных технологий и учебного оборудования» проводят курсы повышения квалификации по организации дистанционного обучения детей – инвалидов для более, чем 1500 слушателей в год.

        Формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции. Толерантность должна быть активной, то есть речь идет об умении активно сотрудничать с «другим» человеком, а не просто о способности «терпеть рядом «другого».

        С этой целью будут устраиваться выставки, фестивали, конкурсы разных уровней, туристические лагеря, совместные клубные досуги. Необходимо сотрудничество со СМИ.

        Закончился год равных возможностей, но не заканчивается плодотворная работа людей, посвятивших себя делу воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx162 байта

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»

Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Со...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

«Интегрированное и инклюзивное образование для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании це...

Буклет участника Всероссийского конкурса педагогического мастерства педагогов "Мой лучший урок"

Буклет участника Всероссийского конкурса педагогического мастерства педагогов "Мой лучший урок" ...