Возрастные кризисы у дошкольников
консультация по теме

Чистякова Ольга Николаевна

Возрастные кризисы у дошкольников

От рождения до  3 лет ребенок воспринимает себя и маму как единое целое: видит глазами мамы, чувствует то, что мама,  эмоционально реагирует на окружающий мир как мама.

   К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно,  изменяется его поведение.

Этот  период – один из наиболее трудных в жизни ребенка – называется кризисом трех лет.

Основные проявления кризиса:

Ø Негативизм. Ребенок  категорически отказывается  делать то,  о чем его просят, или делает все наоборот.

Ø Упрямство и строптивость.  Ребенок категорично настаивает на чем – либо. Он недоволен всем, что ему предлагают или  что делают  другие.

Ø Своеволие. Ребенок хочет  делать все сам, стремится к самостоятельности, к которой часто еще не готов.

Ø Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно,  интересно,   дорого раньше.

Ø Протест – бунт и деспотизм.  Проявляются в частых  ссорах с родителями: ребенок стремится диктовать всем свою волю.

Советы родителям:

Ø Прежде всего,  не считайте ребенка «избалованным»,  «испорченным»  («Кто же из него вырастет,  если он уже сейчас такой?»), помните о  том, что это естественный этап его развития.

Ø Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот  период.

До 6 – 7 лет дошкольное детство проходит относительно спокойно и предсказуемо.

Если Вашему ребенку вдруг  надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия,  если он стал  непослушным,  у него возникает  отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает,  что  наступил очередной кризис.

Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка – младший школьный возраст.

По  сравнению с кризисом трехлеток, этот кризис проходит мягче, однако  важно вовремя заметить его  и правильно  среагировать.

 

Симптомы кризиса:

 

Ø Ребенок утрачивает детскую непосредственность и импульсивность. Между переживанием и поступком вклинивается осмысление происходящего. Если раньше малыш кидался в свои дела,  не задумываясь, то теперь он начинает задумываться о том, «что будет,  если…»,  и заранее оценивать  последствия  своих  поступков.

Ø Возникает произвольность деятельности и поведения. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок  уже способен сознательно управлять своим поведением.

Ø Наблюдается рост  познавательной активности, переход от  игровой деятельности к учебной,  формирование «внутренней позиции школьника».

Ø Ребенок начинает обобщать свои переживания. Раньше отдельные удачи или промахи не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь же любые переживания обобщаются, и в результате делаются выводы том, «какой Я?», «как ко мне относятся?», а это влияет на отношение ребенка к самому себе и к делу,  которым он занимается, заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что – то новое.

Кризис семи лет называют периодом  рождения социального Я ребенка.  Он начинает осознавать свое  место в системе человеческих отношений,  стремится занять новое,  более взрослое положение в жизни.

   Дети уже пробовали «повзрослеть»:  подражая нашему поведению во время игр. Но они поняли, что для того, чтобы быть «взрослым» им чего – то не хватает.

Хотя чего именно, они  пока не знают…

По – старому дети уже не хотят жить; что было привычно, их теперь не устраивает, а как жить по -  новому они не знают.

Возникает  кризисная ситуация «хочу, но не могу». А значит, начинается ломка старых стереотипов.

Как только на смену игровой ситуации приходит  познавательная, начинается перестройка отношений с окружающими людьми.  Теперь детям нужны не опекающие защитники, а помощники, способные дать  то, чего им не хватает: новые знания. Поэтому очень важно, чтобы близкие взрослые заметили  происходящие перемены, и смогли вовремя  перестроить свои отношения с ребенком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy_u_detey._konsultatsii.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные кризисы у дошкольников

От рождения до  3 лет ребенок воспринимает себя и маму как единое целое: видит глазами мамы, чувствует то, что мама,  эмоционально реагирует на окружающий мир как мама.

   К трем годам заканчивается этап «слияния» ребенка с матерью, у малыша возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно,  изменяется его поведение.

Этот  период – один из наиболее трудных в жизни ребенка – называется кризисом трех лет.

Основные проявления кризиса:

  • Негативизм. Ребенок  категорически отказывается  делать то,  о чем его просят, или делает все наоборот.
  • Упрямство и строптивость.  Ребенок категорично настаивает на чем – либо. Он недоволен всем, что ему предлагают или  что делают  другие.
  • Своеволие. Ребенок хочет  делать все сам, стремится к самостоятельности, к которой часто еще не готов.
  • Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно,  интересно,   дорого раньше.
  • Протест – бунт и деспотизм.  Проявляются в частых  ссорах с родителями: ребенок стремится диктовать всем свою волю.

Советы родителям:

  • Прежде всего,  не считайте ребенка «избалованным»,  «испорченным»  («Кто же из него вырастет,  если он уже сейчас такой?»), помните о  том, что это естественный этап его развития.
  • Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот  период.

До 6 – 7 лет дошкольное детство проходит относительно спокойно и предсказуемо.

Если Вашему ребенку вдруг  надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия,  если он стал  непослушным,  у него возникает  отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает,  что  наступил очередной кризис.

Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка – младший школьный возраст.

По  сравнению с кризисом трехлеток, этот кризис проходит мягче, однако  важно вовремя заметить его  и правильно  среагировать.

Симптомы кризиса:

  • Ребенок утрачивает детскую непосредственность и импульсивность. Между переживанием и поступком вклинивается осмысление происходящего. Если раньше малыш кидался в свои дела,  не задумываясь, то теперь он начинает задумываться о том, «что будет,  если…»,  и заранее оценивать  последствия  своих  поступков.
  • Возникает произвольность деятельности и поведения. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок  уже способен сознательно управлять своим поведением.
  • Наблюдается рост  познавательной активности, переход от  игровой деятельности к учебной,  формирование «внутренней позиции школьника».
  • Ребенок начинает обобщать свои переживания. Раньше отдельные удачи или промахи не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь же любые переживания обобщаются, и в результате делаются выводы том, «какой Я?», «как ко мне относятся?», а это влияет на отношение ребенка к самому себе и к делу,  которым он занимается, заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что – то новое.

Кризис семи лет называют периодом  рождения социального Я ребенка.  Он начинает осознавать свое  место в системе человеческих отношений,  стремится занять новое,  более взрослое положение в жизни.

   Дети уже пробовали «повзрослеть»:  подражая нашему поведению во время игр. Но они поняли, что для того, чтобы быть «взрослым» им чего – то не хватает.

Хотя чего именно, они  пока не знают…

По – старому дети уже не хотят жить; что было привычно, их теперь не устраивает, а как жить по -  новому они не знают.

Возникает  кризисная ситуация «хочу, но не могу». А значит, начинается ломка старых стереотипов.

Как только на смену игровой ситуации приходит  познавательная, начинается перестройка отношений с окружающими людьми.  Теперь детям нужны не опекающие защитники, а помощники, способные дать  то, чего им не хватает: новые знания. Поэтому очень важно, чтобы близкие взрослые заметили  происходящие перемены, и смогли вовремя  перестроить свои отношения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные кризисы раннего и дошкольного детства"

Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понима...

Возрастные кризисы детей

Известный психолог Выготский придавал кризисам большое значение....

Возрастной кризис:тактика поведения родителей

Кризис 3 лет и 7 лет-это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку  детства. Поэтому, если вы увидели, что ребенок очень резко изменился и не в  лучш...

О кризисе 3-х лет и возрастных особенностях младшего дошкольника

В данной статье я постаралась  собрать не только информацию о проявлениях кризиса 3-х лет, но и причинах этих проявлений, а также о том, как реагировать родителям на эти проявления. Особенное вни...

Консультация "Возрастные кризисы(3-х лет, 7-ми лет):особенности их протекания и условия воспитания, ориентированные на успешное преодоление кризисов" для родителей детей не посещающих детский сад

Возрастные кризисы у детей являются неотъемлемым составляющим успешного развития ребенка. Это и вспышки гнева и капризы, ссоры с родителями и близкими. Психологи считают что не пережив ...

Возрастные кризисы дошкольников

Это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполн...

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ. ПОДХОД К ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.

(гр. Krisis-решение, поворотныйпункт, исход )-резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние.Кризис (от греч. krineo - «разделение дорог») означает острую ситуацию для принятия каког...