Правильные игры
статья на тему

Савенко Римма Ринатовна

Разговор двух  мам: «У моего Егора  игрушек и дома, и на даче  просто горы, а он с ними не играет!» - «А я боюсь с Дашкой  в магазин заходить: у нее глаза разбегаются и все заканчивается слезами, ведь невозможно купить все, даже у меня голова кругом!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушки: повод для родительского беспокойства?

Детская психика очень уязвима, чрезмерное разнообразие действует на нее угнетающе. Даже если насытить непомерные аппетиты ребенка, это все равно ненадолго. Ну, позабавится денек с новыми игрушками, а завтра может на них даже не взглянуть. Пресыщение влечет за собой скуку, апатию. Вот почему педиатры раньше настоятельно советовали родителям давать ребенку для игры всего несколько игрушек, а остальные убирать подальше, чтобы он их подзабыл и потом, когда произойдет выдача очередной "порции", увлеченно играл ими, как абсолютно новыми.

Больше чем игрушки

Всякий, кто наблюдал, как дети играют в куклы – матерчатые, бумажные, деревянные, пластмассовые, - не мог не заметить, что это больше чем игрушки. Это друзья, товарищи по играм, которым дети доверяют свои секреты и с кем проводят свое детство. Однако современная индустрия игрушек (особенно западная) редко учитывает особенности детской психологии и не способствует развитию детской инициативы в процессе игры.   Многие современные родители и особенно бабушки и дедушки сетуют на то, что магазины завалены импортными игрушками, особенно пресловутыми китайскими «шедеврами», а вот отечественных – таких привычных, родных и безопасных- днем с огнем не сыщешь. Просвещенные в вопросах педагогики и психологии родители выходят из положения, занимаясь с детьми развивающими играми, вместе создавая игрушки своими руками из конструктора, глины, пластилина или соленого  теста, лоскутков, шишек, ракушек и прочих подручных средств. Ведь ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, учиться делать многое своими руками. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать, если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем напрягаться? Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только по собственной прихоти. Взять хотя бы нанизывание бус. Сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав такое украшение своими руками! Это вроде бы незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание, может помочь в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен. А какой простор для творческой фантазии предоставляется мальчишке, мастерящему для сестры кукольный дом, или детям, устраивающим миниатюрный дворец из кресел, покрывал и подушек! Увы, модная тенденция создавать полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей резко ограничивает полет детской фантазии, а значит и тормозит  эмоциональное развитие малыша.  Самый яркий пример -"империя Барби". Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем или яхтой.

ЗАБАВА ДЛЯ МУЖЧИН

Кстати, о Барби. Она по-прежнему в моде, но некоторые родители  уже понимают, что широко разрекламированная игрушка - вовсе не безобидное развлечение. Говорят, что первоначально кукла Барби предназначалась для ... увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была гораздо больших размеров. В середине XX в. ее пробовали было продавать в Германии в качестве "сексуальной партнерши" для моряков. Однако в обществе поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось эмигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но облик "секс-бомбы" остался, и это принципиально отличает Барби от традиционных кукол. Возьмите любую другую куклу: малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым личиком, - и вы сразу заметите, что даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не было тех форм взрослой женщины, которые есть у Барби. Вроде бы пустяк, а на самом деле… Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает "дочку", кормит, укачивает и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины - материнство. С Барби же в "дочки-матери" толком не поиграешь. Какая из нее дочка? Нет, это скорее игра во "взрослую жизнь", для которой, кстати, в "империи Барби" предусмотрена масса атрибутов: особняки и машины, кареты, бассейны с зонтиками и лежаками, мужья и любовники... Говорят, облик человека является отражением его сущности. Так и внешность Барби предполагает определенную линию поведения. Не забывайте, с какой целью была когда-то создана эта кукла!

Вот какой случай приводит из своей практики один из психологов:

«11-летнюю Алину привела ко мне  мама, обеспокоенная тем, что у дочери в дневнике сплошные двойки и к тому же еще не клеятся отношения ни с родителями, ни с младшей сестренкой, ни с одноклассниками. Алина приносила на занятия целую кучу Барби и Кенов, изображая себя оторвой с рыже-фиолетовыми волосами и старательно подражая интонациям героинь западных мультфильмов и телесериалов. Остальные персонажи были ничуть не лучше. Когда Алина показывала на ширме нашего психологического кукольного театра свои конфликты с одноклассницами или сестрой, создавалось впечатление, что ссорятся проститутки. Они делили "дружков", завидовали чужим "шмоткам". И даже вроде бы раскаявшись, не упускали случая сказать друг дружке какую-нибудь гадость. Вот, например, Алина показывает сцену примирения двух сестричек. Они ссорились из-за платьев, а Алина, по нашему заданию, должна была научить их жить дружно.

 Первая сестричка: "Ну, вообще-то, у меня платье тоже ничего, модное, в дорогом магазине куплено. Но твое мне все-таки нравится. Ты мне его дашь поносить?"

Вторая (напоминаю, что демонстрируется пример хорошего поведения! - авт.): "Дам. (Сквозь зубы) Когда похудеешь." 

Внешне же девочка была антиподом своей героини: сутулой, сверхзастенчивой, типичным гадким утенком. Только лебедь, которым утенок мечтал стать, когда вырастет, был из "Ямы" Куприна, а не из сказки Андерсена».

С темой Барби перекликается и тема игрушек для так называемого "полового воспитания", которые в последнее время появились на некоторых прилавках -  куклы с половыми органами. «Прогрессивные» журналы уверяют родителей, что это важно для осознания ребенком своей половой принадлежности, знакомит его со строением человеческого тела. На самом деле, по мнению опытных психологов, подобные игрушки - одно из начальных звеньев в цепи мероприятий, направленных на сокращение рождаемости. В разработке этой политики участвовало много западных психологов и психиатров, была поставлена не одна сотня экспериментов. "Игрушки для полового воспитания" действительно воспитывают. Только не хорошего семьянина или гармонично развитую личность, а их прямую противоположность.

МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ МОНСТР

Еще опасней для детской психики увлечение игрушечными монстрами и монстриками, киборгами, троллями и проч. Короче, всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом "чудовище". Ведь игрушка не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, от которых во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с ним играть, это неизбежно произойдет - с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит,  малыш начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием "некрасивый", добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться. Самое страшное, что у малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать. Поэтому прежде чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Хочется надеяться, что ему придется по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Самая добрая в мире кукла

Стандартная улыбка пластмассовой куклы обозначает одно конкретное настроение. К тому же эта улыбка не всегда соответствует настрою ребенка. Лучше всего подходят для детских игр тряпичные куклы. Они мягкие и простые, вместо глаз и рта у них точки или их совсем нет, что позволяет ребенку «дорисовывать» все, чего ей не хватает и создавать те эмоции, которые ему в данный момент необходимы. У такой куклы выражение лица меняется вместе с настроением малыша. По его желанию кукла может превращаться то в мальчика, то в девочку. Тряпичная кукла живет и формируется в процессе игры. Если ребенку хочется, чтобы у куклы был нос, можно наметить его лишней точкой. Если удивляется, почему у игрушки нет пальцев, можно наметить их несколькими стежками. У тряпичной куклы отсутствует и механизм, с помощью которого она говорит какую-то фразу. Неестественный голос, монотонно повторяющий ту или иную фразу, вызывает у ребенка естественное любопытство: что там у нее в животе? В конце концов, он разбирает куклу на части и изучает ее изнутри. В случае с тряпичными куклами, материал настолько прост (ткань, шерсть и вата), что не вызывает желания посмотреть, что внутри, особенно если кукла была сделана на глазах или вместе с ребенком.

Домашний кукольный театр

  Самодельные куклы позволяют родителям легко создать небольшой домашний кукольный театр, персонажи которого будут обладать доброй энергетикой. Кукольный театр – прекрасное средство образного воплощения интересных историй. Даже тех детей, которым трудно слушать, увлекает движение кукол. Совсем несложно показать ребенку сказку на маленьком столике или табуретке. Установить его нужно так, чтобы за ним мог поместиться один человек, управляющий куклами, а напротив расположились зрители. Накрываем столик тканью (белый материал для зимы, зеленый для лета и так далее). Декорации можно изготовить с большой долей условности, активно используюя природные материалы (шишки, ветки, листья, камешки), разные по цвету ткани, разнообразные кубики и коробочки. Маленькая свечка может служить и костром, и огнем в печи, и золотым блеском – это послужит дополнительным элементом выразительности. Сказку обязательно нужно  обязательно пригласить! Например, Вы зажигаете свечку и поете «Свечка, свечка гори! Сказка в гости приходи, сказка в гости приходи!» Свечка остается зажженной на протяжении всего действия. А во время прощания со сказкой ее задувают все маленькие зрители.  Самодельные тряпочные куклы хороши тем, что ими потом можно играть, с их помощью ребенок сможет в дальнейшем разыгрывать свои пьесы, играть в сюжетно-ролевые игры. Традиционные деревянные, глиняные игрушки тоже удобны в использовании.

Для изготовления несложной театральной куклы понадобится:

  • кусок телесного материала непряденая шерсть или вата
  • кусок драпа или подобной ткани
  • пряжа   для волос
  • лоскутки для одежды
  • прочные нитки

Драп скатываем в короткий рулон и сшиваем, получается основа. Эта основа должна стоять. Посредине телесного лоскута положите ватный или шерстяной шарик (можно использовать маленький клубок). Оберните его тканью и обвяжите ниткой шею. Расправьте складки, чтобы лицо было практически гладким, вышейте или нарисуйте глаза и рот, пришейте волосы. Поставьте получившуюся голову на основу и прошейте вокруг «шеи», чтобы прикрепить одно к другому. Чуть ниже шеи, в свисающую ткань вшейте еще два клочка ваты. Это будут руки. Теперь с помощью одежды Вы сможете сделать куклу толстой, набив ватой рукава.

Для того чтобы нарядить куклу, изображающую женский персонаж,можно обернуть туловище цветным ситцем, закрепить на бретельках, получится сарафан. Под сарафан одевается белая или серая рубашка. Поверх можно надеть фартук для «бабушки» или украсить тесьмой для «девушки» или «принцессы». Для мужской куклы хорошо подойдет рубаха, подвязанная тесьмой,и жилетка.

Мы воспитываем ребенка с помощью слов, эмоций, мы рассказываем о нас самих, о том, что наполняет наши души, так почему бы не сделать это с помощью рукотворных кукол, на изготовление которых мама потратила время и мысли о своем чаде. Домашний кукольный театр – это просто!

Римма Савенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича»

В консультации дана короткая анотация к некоторым из игр В.В. Воскобовича, в которой двух словах даны рекомендации о том, как играть с данными играми при первом знакомстве с ними....

статья " Играя, учим буквы правильно. игры с буквами для дошколят"

В данной статье даны рекомендации для взросллых, занимательные задания и игры для дошколят, которые помугут им изучить буквы и получить первоночальные навыки чтения...

Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича

Как правильно играть с малышом в игры ВоскобовичаЕсли вы приобрели игру Воскобовича и желаете поиграть с малышом, то следует детально ознакомиться с инструкцией и методическими рекомендациями к ней.В ...

Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»

Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»...

Консультация для родителей "КАК ПРАВИЛЬНО ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?" «Воспитание детей – это преимущественно обучение тому, в какие игры следует играть…»

Консультация для родителей "КАК ПРАИЛЬНО ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ" "Воспитание детей - это преимущественно обучение тому, в какие игры следует играть...."   Эрик Берн...

«Как правильно играть с малышом игры Воскобовича»

Памятка для родителей «Как правильно играть с малышом игры Воскобовича»...