Как и зачем делить детскую комнату на зоны?
консультация по теме

Дорошина Инесса Александровна

Уже давно педагоги и психологи советуют делить детские комнаты на различные функциональные зоны, соответствующие занятиям и потребностям ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_i_zachem_delit_detskuyu_komnatu_na_zony.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как и зачем делить детскую комнату на зоны?

Уже давно педагоги и психологи советуют делить детские комнаты на различные функциональные зоны, соответствующие занятиям и потребностям ребенка. Обычно дети проводят в своей комнате много времени: там они и играют, и спят, и занимаются учебой и физкультурой. Если комната вашего малыша слишком маленькая, пусть деление будет даже условно, ведь такой подход создает максимум удобств, как для ребенка, так и для вас самих. Деление на зоны очень важно, так как оно помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразить и упорядочить жизнедеятельность ребенка, а также максимально сгруппировать в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в одной конкретной сфере.

Поделить комнату на зоны можно следующими способами:

- Разделите зоны перегородками. В зависимости от размеров комнаты они могут быть сплошными (от пола до потолка), в половину комнаты или низкими, как барьеры. Перегородками могут служить как специально выстроенные из гипсокартона стены, так и предметы интерьера: стеллажи, ширмы, полки с крупными секциями. А для барьеров подойдет что-нибудь из мебели: комод, книжная полка, шкаф или диван.

- Повесьте между зонами шторы. Этот способ хорошо экономит пространство, кроме того, шторы можно в любой момент сдвинуть. Особенно часто завесой отгораживают спальное место.

- Сделайте разные уровни пола, потолка или специальные ниши.

- Используйте различные отделочные материалы: в каждой зоне могут быть свои напольные покрытия (паркет, ламинат или ковер), окраска стен или обои, фактура стен и потолка.

Итак, выделяем основные полезные зоны (мы опишем идеальный вариант, а каждый выберет по возможностям пространства комнаты и размеров своего кошелька):

1. Спальная зона. Здесь нужно минимум света, и он должен быть мягким и приглушенным. Можно дополнительно сделать зеленую подсветку - этот цвет расслабляет, способствует засыпанию. Для стен, мебели, постельного белья также подойдут различные оттенки зеленого, голубого - главное, чтобы цвета были спокойные, ненавязчивые. Дети боятся большого пространства над своей кроватью, они хотят спрятаться в "норку", чтобы чувствовать себя в безопасности во время сна. Поэтому кровать можно накрыть балдахином, сделать навес или закрыть вуалью. Чтобы было не страшно, а наоборот, интересно, потолок делают в виде ночного неба со звездами, месяцем, облаками.

2. Учебная зона. В учебной зоне должна быть атмосфера, одновременно дающая возможность как сосредоточиться, так и проявить необходимый интерес к занятиям. Старайтесь не делать это место слишком скучным в цветовом и предметном оформлении, иначе у ребенка абсолютно не будет желания переходить туда из игровой или спортивной зоны. Для этого хорошо подойдут следующие цвета: желтый - стимулирует умственную деятельность, красный - привлекает внимание и пробуждает интерес. В сочетании эти цвета усиливают жажду знаний и побуждают к исследованиям. Но не переусердствуйте с ними - используйте эти оттенки в качестве ярких акцентов, а то у ребенка может пропасть всякая усидчивость. Для того чтобы эта зона не выглядела как "строгая школа", сделайте ее маленьким "научным кабинетом" ребенка. Развесьте разные интересные карты, схемы, плакаты - то, что необходимо для запоминания, оформите с фантазией учебные доски, купите глобус, обычный микроскоп. В таком месте ребенок должен почувствовать себя настоящим маленьким ученым. В этой зоне обязательно должна быть хорошая подсветка, и лучше всего располагать учебное место рядом с окном, чтобы ребенок все-таки мог получать как можно больше естественного света и свежего воздуха.

3. Игровая зона. В игровом пространстве нужно задействовать всю цветовую палитру, особенно яркие и насыщенные цвета - это будет совпадать с характером деятельности маленьких детей, стимулировать активность и поднимать настроение. Игровая зона также требует обильного освещения. Для пола в этом месте подойдут ковры или ковровые покрытия, антистатичные и приятные на ощупь, так как ребенок во время игры будет ползать и много сидеть на них. Среди игрушек у детей обязательно должны быть: большие мягкие животные - они успокаивают, дарят тепло; много разных мелочей - игра с ними развивает мелкую моторику, учит аккуратности и усидчивости, активизирует систематическое мышление и комбинаторские способности; конструкторы и сборно-разборные предметы - они разовьют логику и сообразительность.

Не стоит забывать, что в игре дети осваивают огромное количество жизненных навыков и умений, поэтому постарайтесь наполнить их игровую среду различными предметами, так или иначе связанными с взрослой жизнедеятельностью. Девочкам обязательно сделайте маленькую кухню с плитой, столиком, посудой и салфетками - маленькая женщина должна учиться вести хозяйство. Дайте возможность вашей дочке заботиться о малыше - для этого нужна игрушечная кроватка, коляска, пеленки, соски и бутылочки и собственно сами куклы. Не забудьте повесить зеркало - девочка всегда будет играть в наряды и делать прически. Мальчикам поставьте разнообразные конструкторы, игрушки, связанные со строительством, купите наборы инструментов. Можно придумать мини-автопарк или гараж: для этого нужно прочное покрытие, по которому могут кататься машинки, и достаточное пространство для движения.

Сделайте в игровой зоне "живой уголок" - это поможет развивать в вашем ребенке доброту, заботу и ответственность. Туда можно поместить домашних животных: хомяка, морскую свинку, черепаху, аквариум. Хорошо будет поставить какие-нибудь растения, чтобы ребенок мог самостоятельно за ними ухаживать. Если по определенным причинам вы не можете завести живое существо дома, просто повесьте там картинки с их изображением и фотографии, найдите очень похожие на реальных зверей игрушки. Есть множество специальных наборов: "зоопарк", "земноводные", "обитатели аквариума". Дети должны знать все о мире природы, к тому же они всегда очень любят животных и тянутся к ним.

Привнесите в игровое пространство ребенка то, что связано с его любимой профессией, узнайте, кем бы он хотел стать, какая сфера или работа ему интересна. У ребенка всегда должен быть уголок, где он может проявлять свои творческие способности. Для этого нужно организовать место, где бы он рисовал, лепил, вырезал, клеил - этакая маленькая мастерская со всеми необходимыми инструментами и материалами.

4. Спортивный уголок. Для ребенка очень важно заниматься физкультурой и спортом, чтобы быть здоровым и снимать повседневную нагрузку от занятий учебой. Самый лучший вариант - это небольшой спортивный комплекс с достаточным количеством "тренажеров" для упражнений во всех сферах. Если площадь комнаты не позволяет организовать спортивный комплекс с большим разнообразием предметов, то можно ограничиться стандартным набором: шведская стенка с турником, качели, кольца и веревочная лестница. Все это вполне поместится на четырех квадратных метрах. Для оформления пола в спортзоне лучше всего подойдут покрытия, разработанные для спортивных целей, в которых специальные основа и верхний слой делают поверхность пола мягкой и абсолютно безопасной. Для этого места нужны яркие насыщенные цвета: красный, оранжевый, ярко-розовый - они стимулируют физическую активность и улучшают работу мускулатуры.

5. "Норка" или "Домик". Все маленькие дети очень любят играть в собственный домик, норку, шалаш. Попробуйте сделать в детской небольшой импровизированный домик с маленькой мебелью, различными предметами обихода и дополнительным освещением внутри. Подобные места создают у детей ощущение безопасности и дают им возможность самим придумывать нужное обустройство и устанавливать там собственные порядки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа в подготовительной группе на тему: «Зачем делают прививки».

Беседа в подготовительной группе на тему: «Зачем делают прививки». Выполнил: Родькина В.Г. воспитатель высшей квалификационной категории.МБДОУ «Атемарский детский сад №...

Статья для родителей. Зачем делать поделки для детского сада.

Зачем родителям делать поделки для детского сада....

исследовательская работа "Зачем делать зарядку?"

исследовательская работа воспитанника старшей группы...

Авторская методическая разработка «Зачем делают прививки».

Конкурс методических разработок в рамках Европейской недели иммунизации «Зачем делают прививки»....

Консультация для родителей «Как и зачем делать артикуляционную гимнастику"

Выполнение артикуляционныхупражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции....

Конкурс методических разработок в рамках Европейской недели иммунизации «Зачем делают прививки».

Конкурс методических разработок в рамках Европейской недели иммунизации «Зачем делают прививки»....

Беседа в подготовительной группе на тему: «Зачем делают прививки?»

Задачи: Расширять представление дошкольников о значении прививок. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы. Воспитывать ...