"Осторожные сказки"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Ганган Светлана Валерьевна

Интересные, поучительные рассказы-сказки по образовательным областям:  "Социализация" , "Безопасность" ,"ЗОЖ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smelye_glaza.docx166.29 КБ

Предварительный просмотр:

СМЕЛЫЕ ГЛАЗА — МОЛОДЦУ КРАСА

Дорогие ребята! Кто из вас не мечтает стать смелым и сильным, как герои любимых сказок, фильме»», мультфильмов и книг? Тем более, что многие профессии требуют от человека храбрости, мужества и решительности. Это летчики, моряки, пожарные, спасатели, воины.

Народ с давних времен с уважением относился к богатырям и героям, наделяя их не только отвагой, но и великодушием и добротой.

О смелости сложено много пословиц и поговорок: «Смелых и смерть боится», «Смелые глаза — молодцу краса», «Смелость города берет».

 Как вы можете объяснить эти пословицы?

Смелых боятся враги и даже сама смерть, смелость украшает человека. Смелые люди преодолевают любые преграды и препятствия, а во время войны могут брать города. Напротив, боязливые, трусливые люди не вызывают уважения, их часто сравнивают с зайцами, которых считают трусливыми. «Трусливому зайке и пенек — волк» — говорится в поговорке. Очень часто трусость состоит в том, что мы боимся признаться в каком-то дурном поступке или в нечаянной шалости.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Не хочу быть трусом

Я боюсь признаться маме,

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь,

Я, наверно, просто трус!

Мама может огорчиться,

Мама может рассердиться,

Скажет: «Мы ведь говорили,

Не играй с мячом в квартире.

В догонялки, в салки, в прятки,

В мяч играют на площадке».

Кто подскажет мне, как быть,

Чтобы трусом не прослыть?

 Что вы можете посоветовать мальчику?

 Как ему поступить, чтобы не прослыть трусом?

 Бывали ли у вас подобные случаи? Как вы выходили из положения?

Однажды я наблюдала такую картинку.

Высокий, сильный на вид подросток отнял у малышей мяч, поднял его над головой и перебрасывал из руки в руку.

— Кто дотянется, тому мяч и достанется, а если не дотянетесь, то мячик — мой! Ясно, мелочь? — говорил он с насмешливой улыбкой.

Ребятишки подпрыгивали, старались достать мяч, но это им не удавалось.

В это время мимо проходили два друга — Денис и Гриша. Денис, хотя был моложе и меньше ростом, чем вредный подросток, решительно подошел к нему и твердо сказал:

— А ну, отдай мяч малышам!

— Не отдам! Ишь, чего захотел!— ответил парень. Но Денис неожиданно подскочил, быстро выхватил

мяч у парня из рук и бросил его детям.

Гриша наблюдал за действиями друга, стоя неподалеку: ему не хотелось ввязываться в ссору, но он обязательно помог бы другу, если бы в этом была необходимость. Ведь Денис и Гриша — друзья проверенные!

Они дружат в детском саду и вместе занимаются спортом.

Посрамленный подросток бросился к друзьям. Он хотел затеять драку, но тут же получил от мальчиков отпор. Такого он, конечно, не ожидал. Денис и Гриша были ни меньше его ростом и на вид слабее. Подросток предпочел уйти с детской площадки.

Денис вступился за малышей, во-первых, потому что обладал смелостью, а во-вторых, он был достаточно силен, чтобы справиться с подростком, ведь он занимался в спортивной секции, в-третьих, рядом с ним был его верный друг.

Коли бы друзья чувствовали, что с хулиганом им не справиться, я думаю, они позвали бы взрослых. И правильно бы сделали. Ведь и смелость не должна быть безрассудной, а риск — неоправданным.

• Как вы оцениваете поступок Дениса?

• Смелый ли он мальчик?

• Как бы вы поступили в такой ситуации: прошли бы мимо,

Прошли мимо, сделав вид, что ничего не заметили? Поступили бы, как Денис? Позвали на помощь кого-то из взрослых?

 

А вот другой случай.

Весенним днем, когда лед на пруду стал уже рыхлым и непрочным, трое друзей гуляли возле пруда и ли хотели перейти на другой берег по льду. Валера и Гена уже собрались переходить пруд, но Костя остановил их:

Я не пойду по льду и вам не советую. Можно провалиться под лед и утонуть!

Ты просто трус! — сказал Валера и решительно направился к пруду.

Гена остался на месте. Он тоже подумал, что лед «тал слишком слабым и может не выдержать.

Валера подошел к пруду и попробовал стать на лед одной ногой, лед под ногой тут же проломился, и выступила вода. Конечно, ребята не пошли по льду, а направились в обход. Костя оказался прав!

Теперь, я думаю, вы понимаете, что смелость тоже должна быть разумна!

 Как вы думаете, трус ли Костя?

 Проявил ли Валера смелость или его поведение — не смелость, а неоправданный риск? Почему вы так считаете?

Не стоит путать осторожность и трусость. Кстати, смелым и отважным может быть и не очень физически сильный человек.

Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов вовсе не казался богатырем. В детстве Саша Суворов был болезненным и слабым мальчиком. Но он мечтал служить в армии, потому стал закалять себя: зимой купался в проруби, ходил босиком, скакал верхом на лошади, выполнял физические упражнения. Это и помогло стать ему ловким, смелым, выносливым, храбрым. Суворов не проиграл ни одного сражения!

Не было полководца, которого бы так любили и уважали солдаты и который одержал бы столько побед! Пятьдесят лет он отдал русской армии, начав службу с низших чинов. Поэтому так хорошо знал нужды простых солдат!

Именно Суворову принадлежат знаменитые слова: «Храброго пуля боится, храброго штык не берет».

Смелый человек может и не обладать громадной физической силой, но он всегда обладает сильным духом! «Храброму счастье помогает», «Нет храбрее русского солдата» — говорится в народе.

Героизм и храбрость всегда проявляли русские солдаты, защищая Отечество.

В народной памяти сохраняются имена героев многих войн. Во время Великой Отечественной войны, длившейся долгих четыре с половиной года, было много тяжелых кровопролитных сражений. Перелом наступил после Сталинградской битвы. Один из домов в г. Сталинграде (сейчас г. Волгоград) устоял, не сдался врагам, хотя многие его защитники погибли. Это здание назвали домом Павлова — по фамилии сержанта, защищавшего его. После войны этот полусгоревший, разбитый снарядами дом не стали восстанавливать: он стоит как памятник несгибаемому духу и мужеству русских солдат.

 

Дом Павлова

Бомбы рвались и снаряды,

Земля превратилась в ад.

Слышались гул канонады,

Взрывы мин и гранат.

Многих здесь смерть скосила

Юных русских ребят,

Но с неослабною силой

В доме строчил автомат.

Падал солдат.

Поднимался

На смену ему другой.

Дом Павлова не сдавался

И выиграл трудный бой!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. На прогулке вы потеряли волан от бадминтона.

Как вы поступите?

1. Скажете маме, что потеряли волан и не смогли его найти.

2. Скажете, что отдали волан другу, потому что боитесь, что мама пошлет вас его искать, а на улице смеркнется.

3. Скажете, что потеряли волан и поищете его завтра.

II. На детской площадке мальчик отнял у малыша совочек. Малыш плачет. Как вы поступите?

1. Позовете воспитательницу.

2. Отойдете в сторонку — вас это не касается.

3. Попросите мальчика вернуть совок малышу.

Послушайте рассказ.

Волшебный фонарик

Саша — мальчик боязливый. Когда был совсем маленький, то чуть что, сразу просился к маме на руки. Увидит ли дворняжку, неторопливо трусящую по переулку, петуха, разгуливающего на зеленой лужайке перед домом, или старика с палочкой, бредущего по дороге, Саша сразу схватит маму за руку, заглянет ей в глаза и умильно попросит: «Мамочка, я устал. Возьми, пожалуйста, меня на ручки!» Ну как тут отказать! Мам пожалеет сынишку, возьмет малыша на руки.

Но сейчас Саше шесть лет, проситься к маме на руки такому большому мальчику стыдно! Стыдно-то стыдно, но Саша и сейчас многого боится. Если мама попросил мальчика вечером принести ей книгу или носовой платок из спальни, Саше идти в темную комнату совсем хочется. Он боится темноты, а до выключателя пока дотягивается и сам включить свет не может.

Днем в комнате светло, весело! Все знакомое и рты; нос: мамин пушистый халат на кресле, книги на полках, игрушки на диване. А вот вечером... Совсем другое дело: кресло превращается в великана, присевшего корточки и широко расставившего руки, словно великан хочет поймать Сашу. В складках штор прячется незнакомец, а в овальном большом зеркале мелькают тени и вспыхивают зеленые и красные огоньки.

— Сынок, ты принес мне книгу? — спрашивает мама.

— Ой, мамочка! Я ногу отсидел, встать не могу, жалобно захнычет мальчик.

Придется маме самой за книгой идти... Конечно, все домашние догадывались, что Саша  — трусишка. Но как сделать мальчика смелым?

Папа читал Саше интересные книжки о бесстрашных сильных людях — путешественниках, полярниках, космонавтах. Дедушка рассказывал о подвигах солдат на войне. И книжки, и рассказы Саше нравились, да вот беда, сам-то он смелее не становился.

Кроме темноты Саша боялся и соседского кота Федота, который любил понежиться на солнышке, забравшись на перекладину забора. Тот казался мальчугану не обыкновенным толстым и ленивым котом, любимцем бабушки Поли, а настоящим хищником — полосатым тигром.

Саша думал, что Федот смотрит на него злыми-презлыми глазами, того и гляди спрыгнет с забора и вцепится в волосы. Во всяком случае, мальчик всегда старался обойти опасного кота стороной.

Боялся он и безобидных лягушек, и земляных черникой. Да мало ли чего еще боялся Саша!

Однажды на день рождения дедушка подарил внуку электрический фонарик. Фонарик очень понравился Саше — блестящий, с двумя круглыми кнопочками. Нажмешь на одну кнопку, и вспыхивает яркий золотисто-желтый свет, нажмешь на другую — свет гаснет.

Спасибо, дедуля! Я давно о таком фонарике, поблагодарил мальчик дедушку. Дедушка загадочно улыбнулся и сказал:

Фонарик этот не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, сразу смелым станет, ничего не побоится: ни темноты, ни соседских котов, ни жуков, ни ингушек, — словом, ничего! Волшебный фонарик человеку храбрость и силу дает!

Вечером дедушка попросил Сашу пойти в сад и посмотреть, хорошо ли закрыта калитка.

Сначала мальчик хотел под каким-нибудь благовидным предлогом отказаться от этого поручения, но потом вспомнил про фонарик и подумал: «Вот сейчас и проверю, поможет ли мне волшебный фонарик».

Он взял в руки дедушкин подарок и вышел на и крыльцо. Всюду было темно, невидимка-ветер шелестел листьями и качал ветки.

Саша поежился — страшновато все-таки. До калитки идти далеко. Но тут он нажал на круглую кнопочку, вспыхнул свет, и на тропинку возле крыльца легло яркое золотое пятно.

На душе у мальчика повеселело. Кусты крыжовники и смородины больше не казались мохнатыми чудовищами, а кривой сухой сучок, валявшийся в траве, сразу стал обыкновенным сучком, а не опасной змеей.

Ничего не бойся! Я с тобой, — шепнул мальчику волшебный фонарик.

Саша расслышал в тишине его тихий, как шелест листьев, шепот и подумал: «Не обманул меня дедушка! Фонарик в самом деле волшебный!»

Сжимая в руке фонарик, мальчик смело сбежал с крыльца. Он подошел к калитке, посветил на нее фонарем и, убедившись, что щеколда плотно закрыта, не спеша пошел к дому.

«Со мной волшебный фонарик, теперь я ничего не боюсь!» — весело подумал мальчик.

В этот момент он почувствовал себя смельчаком, настоящим маленьким героем!

— Все в порядке. Калитка закрыта! — уверенно доложил Саша дедушке.

— Молодец! — похвалил тот внука.

С тех пор Саша перестал бояться темноты. Ему даже нравилось гулять с фонариком вечером в саду, качаться на качелях. Фонарик вырывал их темноты то грядку с цветами, то деревянный колодец, то тропинку к дому. Никаких страшилищ в саду не боялся!

Однажды в гости к Саше приехала двоюродная сестра Оля. Да не одна, а со своей собакой по кличке Муха. Муха — маленькая, белая собачонка с хвостиком, свернутым в колечко, и черным пятном на правом ухе.

Сначала Саша и Оля забавлялись с Мухой, учили прыгать через веревочку, угощали лакомыми кусочками. Потом убежали играть с ребятами. Муху оставили в саду. Но собачка скоро заскучала одна. Сначала она бегала вдоль забора и тихонько поскуливала, словно звала ребят, а потом вырыла под калиткой ямку, пролезла в нее и, оказавшись на улице, смело побежала обследовать незнакомую местность.

Когда Саша с Олей вернулись с прогулки, Мухи нигде не было. Напрасно они искали ее, звали: «Муха! Мушка!» — собака не отзывалась им веселым тявканьем.

Между тем стало смеркаться. Оля горько заплакала:

— Вдруг Мушка заблудилась и не может найти дорогу домой в темноте?

— Не плачь, Олечка! — успокоил сестренку Саша. — У меня есть волшебный фонарик, он нам поможет найти беглянку.

Саша нашел фонарик, смело выбежал за калитку и помчался вдоль улицы, освещая соседние заборы, заросли малины, крапивы и бузины. Время от времени он встречал собаку.

Когда мальчик, наконец, свернул в темный узкий переулок, фонарик шепнул ему поискать Муху здесь. Послышалось чье-то тихое поскуливание. Саша приподнял ветки и увидел спрятавшуюся в высокой траве Муху. Мушка! — громко воскликнул Саша. Собачка узнала его и запрыгала от радости. Ведь она и в самом деле заблудилась!

Скоро Саша с Мушкой вернулись домой. Оля очень обрадовалась и восхищенно сказала: Какой ты, Саша, смелый!

• Почему Сашу называли боязливым?

• Чего боялся Саша?

• Боитесь ли вы темноты?

• Как вы пытаетесь побороть свои страхи?

• Что подарил Саше дедушка?

• Как фонарик помог Саше стать смелее?

• Кого выручил из беды Саша?

• Как вы думаете, был ли фонарик в самом деле волшебным? Послушайте стихотворение.

Мой фонарик

Я хочу, чтобы стемнело,

Чтобы сад вздохнул листвой,

Я возьму фонарик свой —

Побегу по саду смело.

По цветам скользну лучом,

Очерчу широкий круг.

Темнота мне нипочем —

Ведь со мной фонарик-друг!..

Куст мохнатый он обшарит —

Кто там прячется живой?

И шепнет, смеясь, фонарик:

«Это старый сук кривой!»

Категория: СКАЗКИ О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ ПОВЕДЕНИИ | Добавил: admin 

Здравствуйте, дорогие ребята!

Может быть, вам приходилось мчаться на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки или озера? Если стоят сильные морозы, и лед на водоеме толстый и прочный, то ничего страшного в этом нет. А вот в начале зимы, когда лед еще не окреп, ломается под ногами со звоном и хрустом или потрескивает, выходить на него нельзя! В это время года наиболее опасна середина водоема. Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему еще льду и вдруг слышит, что лед начал трещать.

Как вы думаете, что следует делать?

Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу.

Запомните, что даже в самые трескучие морозы, находясь на льду водоема, надо соблюдать осторожность. Лед может быть непрочным около стока вод с фермы или с фабрики, около кустов и зарослей камыша и там, где болотные травы вмерзли в него. Иногда метели наносят высокие сугробы на льду. Их лучше обходить стороной, потому что под снегом лед всегда тоньше. Более тонким и непрочным он бывает и в тех местах, где в реку впадает ручей или бьют ключи.

Давайте представим, что кто-то хочет сократить путь и пройти короткой дорогой по льду пруда или озера.

Как правильно это сделать?

Прежде всего, стоя на берегу, нужно мысленно наметить верный маршрут. Лучше всего идти по свежим следам людей, прощупывая дорогу палкой. Если вы идете по льду на лыжах, то крепления нужно отстегнуть, а палки держать свободно, не накидывая петли на кисти рук. Если у вас рюкзак, его лучше повесить только на одно плечо, чтобы в случае опасности сразу сбросить.

Весной, когда начинает пригревать солнышко, лед на водоемах становится рыхлым, вода просачивается сквозь него и заполняет следы, а ломается лед без треска. В конце зимы наиболее опасными становятся места возле берега и под мостами. Запомните, что на подтаивающий весной лед выходить нельзя!

Послушайте сказку.

 

ВОЛШЕБНЫЕ ВОРОНЫ

Зимой Саша каталась на санках с крутого речного обрыва. Сани быстро мчались вниз, взметая холодные облака колючей снежной пыли, а потом, плавно скользя, еще далеко катились по льду, почти до самой середины реки.

Морозы стояли сильные, и лед на реке был прочный. Кое-где на льду сидели рыбаки, закутанные в толстые шубы и тулупы. Саша заметила, что возле одного из рыбаков постоянно крутятся две вороны.

Однажды девочка увидела такую картину: пока одна ворона скакала перед самым носом рыболова, отвлекая его внимание, другая бочком-бочком подобралась к только что пойманной мелкой рыбешке и стащила рыбку.

 

—    Ишь, какие хитрые подружки-вороны, — подумала Саша. — Одна рыболова отвлекает, а другая — рыбку таскает.

—    Дяденька, — сказала она, подходя к рыбаку, — а у вас ворона рыбку стащила.

—    Да мне не жалко, — добродушно ответил тот. — Зимой птицам корм найти трудно, вот я их и угощаю, а они добро не забывают. Придет время, и вороны меня предупредят, что на лед выходить нельзя.

—    Почему нельзя? - удивилась Саша.

—    А потому что весной лед на реке становится рыхлым, тонким, особенно у берега. Можно невзначай и в ледяной ванне искупаться!

Как же вороны вас предупредят? — продолжала допытываться Саша.

—    А очень даже просто. Подлетят ко мне поближе и скажут: «Кар-кар-кар! Василии! Завтра на рыбалку не выходи, опасно! Можно под лед провалиться». Я их послушаюсь и на рыбалку не пойду. Подожду, когда река ото льда очистится, снег кругом растает и трава зазеленеет. Вот тогда можно снова брать удочки и идти на реку.

- Разве вороны умеют говорить? — еще больше удивилась девочка. - Вы, наверное, шутите?

    Пет, не шучу,    серьезно ответил Василич. — Это ведь не простые вороны, а волшебные. Они в сказочном лесу живут, с самим старичком-лесовичком дружат, а тем, кто их подкармливает, всегда помогают.

Василич махнул рукой в сторону леса. Саша заметила, что лес и вправду сказочный — заиндевелый, похожий на снежный терем.

Василич собрал удочки и ушел, а Сашенька решила, что тоже будет угощать волшебных ворон.

На другой день девочка принесла из дома большой бутерброд. Села на санки и стала крошить хлеб, а вороны тут как тут.

Саша отошла в сторонку, чтобы не мешать воронам обедать. Перекусив, умные птицы стали важно расхаживать около девочки, и вдруг одна из них подняла голову, посмотрела на Сашу и негромко сказала: «Спасибо, Сашенька, спасибо!» Другая ворона закивала головой, соглашаясь с подругой.

Девочка просто ушам своим не поверила:

Не обманул меня рыболов Василич. Вороны-то и вправду волшебные!

С тех пор она каждый день захватывала для птиц какое-нибудь лакомство.

А между тем солнце с каждым днем поднималось все выше, пригревало сильнее, и па сугробах появилась блестящая ледяная корочка. Дни стали длиннее, а па ивовых кустах у реки весело и звонко чирикали станки задорных воробышков. Лед на реке сделался рыхлым, следы к полудню наполнялись талой водой.

Однажды Саша пришла на горку и заметила, что Василича на обычном месте нет. Только девочка хотела съехать на сапках с горы, как у нее над головой закружились встревоженные вороны.

 

Как вы думаете, почему встревожились вороны?

 

Кар! Кар! Кар! — закричали они. - Саша! Сашенька! Не катайся больше с этой горки, лед на реке слабый, рыхлый, не выдержит и может проломиться, — предупредили девочку птицы.

—    Хорошо, не буду, — ответила Саша. Тут веревка невзначай выскользнула из рук девочки, и сани съехали вниз с обрыва. Раздался треск, и они оказались в воде.

—    Эх, мои саночки! Как теперь я их достану?

—    Не волнуйся, — успокоили девочку вороны, мы тебе поможем. Ты только, смотри, на лед не выбегай, а то и сама в ледяной воде окажешься!

Вороны полетели в лес и позвали на помощь других птиц. Они дружно схватили клювами веревку и вытащили сани из воды на берег.

Саша поблагодарила птиц, посыпала им хлебных крошек и пошла домой.

— Видно, пора убирать санки до следующей зимы, — подумала девочка.

 

ВОПРОСЫ

Где Саша каталась на санках?

С кем познакомилась девочка у реки?

Что рассказал Саше рыболов Василия?

Как помогли Саше волшебные вороны?

Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы?

Где располагаются наиболее опасные участки льда весной: у берега или на середине водоема? А в начале зимы?

В каких местах лед может быть непрочным даже в сильные морозы?

 

Безопасность на льду

Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.

Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы со звонким хрустом и треском. Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.

Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь.

Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.

Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы — участки возле берега.

Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:

наметены сугробы; растут кусты; трава вмерзла в лед; бьют ключи; быстрое течение; в реку впадает ручей; в водоем попадают сливные воды с фермы или фабрики.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Согласитесь, жаркий летний день очень приятно провести у реки или озера. Поплескаться, поплавать, потом позагорать на теплом песочке.

 

А умеете ли вы плавать?

 

Немножко умеете. Что ж, это очень хорошо! Умение держаться на воде необходимо любому человеку. Недаром древние греки считали неграмотными тех людей, которые не умели читать и плавать.

Представьте, что вы приехали на дачу в гости к другу и вместе с ним пошли искупаться на озеро.

 

Как правильно вести себя, чтобы с вами не приключилась никакая беда?

 

Прежде всего, нужно идти купаться в сопровождении кого-то из взрослых, например, папы, мамы или старшего брата.

Кроме того, не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков. Ведь дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, острые жестянки, о которые можно порезать ноги, холодные ключи и глубокие ямы.

Прежде чем заходить в воду, посмотрите, как она выглядит. Если цвет или запах воды не такие, как обычно, купаться в ней нельзя!

Иногда, когда купается целая компания ребятишек, дети брызгаются, шумят, хватают друг друга за руки и за ноги, опускают головы друг друга в воду.

Это очень опасно! Ведь всего за 10 секунд легкие человека заполняются водой, и он может захлебнуться и утонуть.

Еще хочу напомнить вам о том, чтобы вы никогда не ныряли в незнакомых местах и не заплывали далеко на надувных матрасах.

Послушайте сказку о золотой рыбке, которая помогла мальчику Ване.

 

Золотая рыбка

Вечером Ваня слышал, как старший брат учил - стихотворение про рыбалку. Он много раз подряд повторял его вслух, так что Ваня быстрее брата запомнил стихотворение и напевал его себе под нос:

Солнца луч по грядкам бродит

Между стебельков.

Накопаю в огороде

Утром червяков.

Я к реке сбегу с пригорка.

Удочку заброшу.

Рыбы наловлю ведерко, Если клев хороший.

Дремлет в розовом тумане

Сонная река,

И расходится кругами

Зыбь от поплавка.

—    Как будто про нашу речку написано! А не пойти ли мне и в самом деле завтра на рыбалку? Накопаю в огороде червяков, позову Петю и Сережу, — раздумывал Ванюша.

Он сбегал к друзьям и договорился с ними встретиться завтра на деревянных мостках у реки, приготовил удочку и ведерко для рыбы.

Чуть свет мальчик вышел из дома. Утро было тихое, серенькое. Накрапывал мелкий теплый дождик. Ване казалось, будто какой-то невидимка шлепает босыми ногами по пыльным дорожкам и тихонько возится в траве под кустами.

—    Погода подходящая. Клев будет хорошим, — решил мальчик и побежал к реке.

Спустившись с крутого речного откоса, он оказался возле деревянных мостков, любимого места всех рыболовов.

Ваня уселся поудобнее, забросил удочку и стал ждать. Прошло минут пятнадцать, а рыба не клевала. Дождь между тем усилился, и крупные тяжелые капли застучали по воде, выбивая на ее поверхности круглые «блюдечки».

Ваня натянул на голову капюшон ветровки и уже хотел спрятаться под ивами, как вдруг заметил, что поплавок резко дернулся.

Мальчик схватился за удилище, и через секунду маленькая рыбка, ярко блеснув золотой чешуей, вылетела из воды и затрепыхалась у него в руках.

—    Золотая рыбка! Самая настоящая золотая рыбка! — восхищенно воскликнул Ваня, разглядывая красавицу-рыбку. — А я и не знал, что такие рыбки водятся в на-шей речушке, думал — они только в сказках бывают.

Но самое удивительное было то, что голову рыбки украшала золотая корона, усыпанная мелкими сверкающими камешками.

—    Это не просто рыбка, это настоящая речная Царевна! Отнесу-ка я ее домой, пусть живет в аквариуме, — решил мальчуган.

В это время речная Царевна раскрыла рот и сказала человеческим голосом:

—    Ванюша, отпусти меня, пожалуйста. Я с незапамятных времен живу в вашей реке и помогаю тем, кто в воде в беду попал. Никто лучше меня не знает, где омуты глубокие, где ключи холодные, где коряги затопленные. Отпусти меня на волю. Я тебе еще пригожусь!

Мальчик, как зачарованный, выслушал рыбку, а потом разжал ладони, и речная Царевна, вильнув хвостиком, вернулась в реку.

—    Спасибо тебе, Ваня! Ты хороший, добрый мальчик. В грудную минуту и я тебе помогу, — сказала на прощание рыбка и скрылась в речной глубине.

—    Кря-кря-кря! — вдруг громко закрякала серая уточка, выплывая со своим выводком из густых зарослей зеленых трав.

Она стала кивать Ване головой, будто кланялась ему. Мол, молодец, что отпустил на волю золотую рыбку.

—    Может быть, все это приснилось мне? - подумал мальчик и огляделся по сторонам. Он заметил, что дождь стих, из-за туч выглянуло солнце, капельки влаги засияли на листиках и травинках, а в небе над рекой заиграла радуга.

—    Вань, много рыбы наловил? услышал он голос Сережи.

—    А мы проспали, поэтому и опоздали, — стал оправдываться Петя.

—    Да нет, ни одной не поймал, — ответил друзьям Ваня. Рассказывать про золотую рыбку он не стал.

 

Как вы думаете, почему Ваня не рассказал друзьям о встрече с золотой рыбкой?

 

Ребята уселись на мостках, закинули удочки. Рыба стала клевать, и скоро мальчики наловили целое ведерко плотвы.

Между тем солнце поднималось выше, пригревало сильнее.

—    Ух, как жарко, - заметил Сережа, вытирая пот со лба.

—    Может, искупаемся? - спросил Петя.

—    Я согласен, — ответил Вани. Он опустил с мостка ногу и дотронулся до воды. — Теплая водичка. Давайте разденемся и поплаваем.

Ребята стали раздеваться. Но вдруг Ваня услышал нежный тихий голосок золотой рыбки:

—    Ванюша, здесь дно плохое - вязкое, илистое, а на дне осколки острые и жестянки ржавые. Иди за мной вдоль берега по тропинке, я покажу, где можно купаться.

—    Спасибо, золотая рыбка, - прошептал Ваня, обращаясь к ребятам, сказал: — Нет, ребята, здесь купаться не стоит. Пойдемте поищем хорошее место для купания.

Друзья взяли удочки и ведерки, сложили одежду и пошли за Ваней по тропинке. Рыбка плыла вдоль берега и указывала мальчику дорогу.

Скоро ребята оказались па песчаной отмели, где было много купальщиков: кое-кто загорал на теплом песочке, малыши под присмотром мам и бабушек барахтались около берега.

-    Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, - предложил Сережа.

Ваня посмотрел на золотую рыбку. И услышал ее слова:

—    Здесь безопасно. Купайтесь, ребята. Спасибо тебе, Ваня! Вспоминай обо мне, и я тебя не забуду!

-    Ваня. Ванечка! — окликнул мальчика знакомый голос.

Он обернулся и увидел бабушку.

—    А я уже тревожиться стала и пошла тебя искать, — объяснила бабушка.

—    Бабуля, мы купаться хотим, очень жарко!

—    Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами, — сказала бабушка. — Сережа, Петя, а вы плавать-то умеете? — спросила она ребят.

—    Конечно, умеем, — хором ответили мальчики.

—    Ну и хорошо! Только не заплывайте далеко и не ныряйте, да за руки, за ноги друг друга не хватайте!

—    Ладно, бабуль, не будем, — пообещал Ваня. И ребята побежали купаться.

 

ВОПРОСЫ

Куда отправился Ваня па рассвете? Кого он поймал?

Что сказала мальчику золотая рыбка? Почему она предостерегла Ваню от купания возле мостков?

Куда привела Ваню и его друзей золотая рыбка? Кто присматривал за ребятами во время купания?

Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?

Почему нельзя шалить в воде, хватать друг друга за ноги, за руки?

Почему нельзя купаться в незнакомом месте?

Как вы думаете, какие советы могла бы дать Ване золотая рыбка?

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ

 

Купайтесь только под присмотром взрослых.

Не купайтесь в незнакомых местах.

Купаться можно в специально оборудованных местах.

Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя на прогулке, если вы взяли с собой велосипед или самокат, роликовые коньки или мяч.

Представьте себе, что друг пригласил вас покататься в парке на роликовых коньках. Парк находится недалеко от вашего дома.

Как вы поступите?

Дома наденете роликовые коньки и прямо на них поедете в парк или положите коньки в спортивную сумку, а в парке, присев на скамейку, переобуетесь? Конечно, надеть роликовые коньки нужно в парке или на спортивной площадке. В них нельзя ехать по мостовой, где мчатся машины. Не следует катиться и по тротуару, расталкивая прохожих, и уж тем более — переезжать через проезжую часть дороги.

Кататься на велосипеде, на самокате, на роликовых коньках детям можно только внутри дворов, в парках и на стадионах.

Юным велосипедистам советую запомнить очень важное правило: если вам нужно пересечь дорогу, то следует сойти с велосипеда и, держа его за руль, пройти по пешеходному переходу.

Некоторые хвастливые велосипедисты любят показать друзьям свое умение кататься, не держась за руль.

 

Как вы думаете, почему этого не нужно делать?

 

Верно! Потому что в таком случае сложно остановиться или свернуть в сторону перед появившимся внезапно человеком или автомобилем.

 

А можно ли катать друзей на багажнике или раме?

 

Лучше этого не делать. Ведь перегруженным вело¬сипедом управлять труднее, можно не только самому упасть, но и уронить своего пассажира.

Думаю, вам не нужно даже и напоминать, что играть в мяч ни в коем случае нельзя ни на дороге, ни на тротуаре.

Послушайте сказку.

 

Волшебный мяч

Утром  Алеша проснулся и услышал задорную детскую песенку про футбол:

Нет игры на белом свете

Веселее, чем футбол. Любят взрослые и дети Забивать в ворота гол!

На большом спортивном поле, На лужайке, во дворе Скачет звонкий мяч футбольный. Рад азарту, рад игре.

Силу, ловкость и сноровку Щедро дарит нам игра. И в спортзал на тренировку Мы торопимся с утра.

—    Хорошая песенка, — подумал Алеша и вспомнил, что вчера вечером в гости приезжал дедушка и подарил ему настоящий футбольный мяч.

Мальчик вскочил с кровати и подбежал к креслу, на котором лежал новенький кожаный мяч.

Алеша взял его в руки и несколько раз ловко подбросил вверх. Мяч был легкий, упругий...

—    Замечательный мяч! Сейчас быстро умоюсь, позавтракаю, а потом позвоню Грише и Максиму и позову их играть в футбол, — решил мальчик.

Алеша договорился встретиться с друзьями на спортивной площадке за школой.

Подбежав к проезжей части, он огляделся по сторонам: машин видно не было. Алеша положил мяч на землю и ударил по нему ногой. Он представил, что мяч сейчас легко перелетит через улицу и покатится под горку по направлению к школе.

Но не тут-то было! Хотя удар был сильным, мяч даже с места не сдвинулся: он словно прирос к асфальту.

—    Что случилось? Почему мяч не хочет катиться по дороге? — удивился Алеша.

 

Можно ли играть в мяч на проезжей части?

Как вы думаете, что могло случиться, если бы мяч оказался на дороге?

 

Мальчик разбежался и еще раз ударил по мячу, но тот по-прежнему был неподвижен.

—    Это не мяч, а булыжник какой-то! — сердито воскликнул мальчик.

И тут он вспомнил, что дедушка сказал ему, вручая подарок:

Вот тебе, внучек, волшебный мяч.

—    Дедуля, а почему он волшебный? — спросил тогда Алеша.

—    Когда пойдешь с ним гулять, то поймешь, почему. Он знает, как надо вести себя на улице, — загадочно ответил дедушка.

Алеша наклонился и поднял мяч. С мячом в руках по пешеходному переходу он перешел через улицу.

Друзья уже ждали его возле спортивной площадки. Новенький мяч пришелся им по душе, и ребята стали весело играть в футбол.

В это время на площадку пришли подружки Оля и Наташа. Алеше очень нравилась пухленькая кудрявая Наташа. Ему хотелось поиграть с ней. А чтобы привлечь внимание девочки, он хотел бросить в нее мяч. Но волшебный мяч словно прилип к его рукам.

—    Алеша, ты чего встал? Давай продолжим игру! — крикнул другу Максим.

— Слушай, Максим! Это какой-то странный мяч! Я хотел его в Наташу запустить, а он не летит!

 

Почему волшебный мяч не полетел в девочку?

 

—    Ну и правильно, что не летит! Разве ты не знаешь, что мячом нужно играть, а не кидаться в людей. Он ведь быстро летит и может больно ударить. Не странный у тебя мяч, а умный.

—    То-то дедушка вчера сказал, что мяч этот волшебный. Он и в самом деле волшебный.

—    Ната! — позвал Алеша девочку. — Иди сюда, поболей за нас.

Наташа обернулась, засмеялась и протянула обе руки. Алеша бросил мяч, и тот послушно полетел и попал прямо ей в ладони.

Девочки подошли поближе и стали смотреть, как ребята гоняют мяч. А волшебный мяч во всем слушался юных футболистов, был быстрым и легким. Вот только скакать по мостовой, где мчались машины, он не хотел, потому что знал, что это опасно, а опасностей нужно избегать!

 

ВОПРОСЫ

Что подарил Алеше дедушка?

Почему дедушка назвал мяч волшебным?

Почему нельзя играть в мяч на дороге?

Почему нельзя бросать мячом в человека?

Где можно играть с мячом в городе?

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

Не устраивайте игры рядом с дорогой. Это опасно!

Кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках можно внутри дворов, в парках, на специально оборудованных площадках, на стадионах.

Перед переходом через проезжую часть остановитесь, сойдите с самоката или велосипеда. Пройдите пешеходный переход, держа самокат или велосипед за руль.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами продолжим разговор о том, как вести себя в городе.

Как много людей на городских улицах! Представьте, что к вам подходит незнакомый человек и очень вежливо просит объяснить, как пройти на почту или в булочную. Но наше объяснение его не удовлетворяет, и он просит проводить его.

 

Знаете ли вы, как нужно поступать в таких случаях?

Нужно вежливо, но твердо отказать и поскорее уйти, а может быть и убежать подальше от этого человека. Знайте, что незнакомые взрослые люди не должны обращаться за помощью к детям.

Незнакомый человек, который просит вас пойти с ним, проводить его куда-нибудь — очень опасен! И пусть он хорошо одет, приятно улыбается и говорит спокойным, вежливым тоном, не стоит доверять ему!

Кстати, давайте сразу разберемся, какого человека мы называем незнакомым. Запомните, это тот человек, которого лично вы не знаете. Он может назвать вас по имени, сказать, что знаком с кем-то из ваших родных, назваться сослуживцем папы или мамы, другом вашего дедушки, но все эти слона ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать на иге имя или просто услышать, как вас называют друзья.

Если незнакомец предлагает вам конфету, мороженое, игрушку или что-то другое вкусное пли интересное, отказывайтесь, не задумываясь. Не доверяйте ему и не соглашайтесь никуда с ним идти или ехать. А лучше всего, не вступайте ни в какие разговоры с незнакомыми людьми.

Послушайте сказку.

 

Марта и Чичи в парке

Когда зебра Марта и обезьянка Чичи вошли в ворота парка, па них повеяло приятной прохладой и свежестью. В парке журчали, переливаясь на солнце, струи фонтанов, шелестели зеленые листья деревьев и кустов, а аллеи украшали клумбы с яркими цветами.

—    Здесь чудесно! — воскликнула Чичи.

—    Да! - согласилась с подругой Марта. — Только очень хочется пить. Давай попьем лимонаду и съедим мороженое, а потом пойдем кататься па каруселях.

—    Давай! — радостно закивала в ответ обезьянка.

Она ловко спрыгнула со спины Марты, расправила

пышную розовую юбочку и побежала к киоскам с лимонадом и мороженым.

Скоро подружки уже сидели на лавочке под деревом и с удовольствием лакомились эскимо.

В это время на аллее появился незнакомец в темных очках и модной бейсболке.

Поравнявшись с Мартой и Чичи, он широко улыбнулся, показав острые волчьи клыки, и вежливо произнес:

—    Доброе утро, юные леди. Рад, очень рад вас видеть!

—    Доброе утро, дядюшка Волк, — робко произнесла Чичи, а Марта не поздоровалась, отвернулась и незаметно дернула обезьянку за лапку.

—    Вы меня узнали? — огорчился незнакомец.

Он пониже опустил козырек бейсболки и поправил на переносице солнцезащитные очки.

—   Вы похожи на волка. Хоть мы с вами не знакомы, но ведь и с незнакомцами надо быть вежливыми! — тараторила легкомысленная Чичи.

 

Кто из подруг поступил правильно — зебра, которая отвернулась и не стала разговаривать с незнакомцем, или обезьянка, которая вступила в разговор?

Почему вы так думаете?

 

—    Молодец! — похвалил обезьянку Волк. — Ты очень воспитанная, и мне хотелось бы познакомиться и подружиться с тобой и твоей подругой.

—    Мы с вами знакомиться не будем,— отрезала Марта. — И не хотим продолжать этот разговор. Пойдем, Чичи, — позвала она подругу.

Волк, казалось, не обратил на слова зебры никакого внимания и продолжал разговор с Чичи:

—    Нравится ли вам в этом парке?

—    Очень нравится! - весело ответила обезьянка. — Здесь совсем не жарко. Можно выпить лимонаду, съесть мороженое, покататься на каруселях.

—    Так-то оно так, — закивал головой Волк, искоса глядя на Марту, но, согласитесь, здесь нельзя пощипать свежую травку на газонах, а на деревьях в парке не растут ни бананы, ни груши, ни абрикосы. Я хочу пригласить вас к себе в гости, это совсем недалеко. Мой дом окружает чудесный сад с зелеными лужайками, с бассейном, где можно вдоволь поплескаться. А кроме того, в саду поспевают бананы и абрикосы.

—    Как заманчиво! — обрадовалась Чичи. — Пойдем, Марта!

—    Мы никуда с вами не пойдем, — громко ответила умная зебра. — Спасибо, конечно, за любезное предложение, но мы ждем нашего друга — охотничьего пса Барри. Он должен появиться с минуты на минуту, — твердо сказала Марта.

Она наклонилась к Чичи и что-то шепнула ей на ухо.

—    Да, да! Я совершенно забыла про встречу с Барри, — подтвердила Чичи.

Волк тотчас перестал улыбаться и, даже не попрощавшись с подругами, быстро направился к выходу.

—    Зачем ты придумала про Барри? — спросила Чичи.

—    Я хотела спасти тебя. Мне показалось, что ты совсем забыла, что нельзя разговаривать с незнакомцами и тем более принимать предложения куда-то пойти с ними. Еще хорошо, что все так благополучно закончилось.

—    Но ведь он приглашал нас в гости, хотел угостить меня бананами, а тебя свежей травкой, — грустно сказала обезьянка.

—    Ах, какая ты, Чичи, доверчивая. Разве молено верить словам незнакомца! Он обманывал нас. Ты заметила, как быстро он исчез, когда услышал про Барри? Видно, незнакомец замышлял что-то недоброе.

—    Да, пожалуй, ты права, — согласилась Чичи.

—    Ладно, пойдем лучше покатаемся на каруселях, — предложила Марта, и подружки побежали по аллее парка туда, где играла музыка, и весело кружились разноцветные карусели.

 

ВОПРОСЫ

Куда пришли Марта и Чичи? Кого они встретили в парке?

Правильно ли поступила обезьянка, вступив в разговор с незнакомцем?

Нужно ли воспитанным детям отвечать на вопросы незнакомцев?

Почему зебра Марта не хотела разговаривать с незнакомцем?

Куда незнакомец пригласил подружек?

Правильно ли поступила Марта, отказавшись от предложения незнакомца?

Понравился ли вам незнакомец? Почему?

Что сделаете вы, если незнакомец будет предлагать вам что-нибудь купить или пригласит в гости?

 

ВСТРЕЧА С НЕЗНАКОМЦЕМ НА УЛИЦЕ

Не вступайте в разговор с незнакомым человеком на улице.

Не соглашайтесь никуда идти с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и что бы ни предлагал.

Никогда не садитесь в машину незнакомого человека.

Не верьте незнакомцу, если он предлагает что-то подарить или купить вам.

Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я думаю, вы знаете, что городские улицы разделены между водителями машин и пешеходам и так: пешеходы идут по тротуарам, а транспорт движется по проезжей части улицы.

Хочу напомнить, что когда вы поджидаете автобус или троллейбус, то не стойте у самого края тротуара.

Представьте себе, что вы хотите перейти на другую сторону улицы.

Давайте вместе подумаем, как сделать это правильно и безопасно. Переходить через улицу можно только в специально предназначенных для этого местах — по подземным и наземным переходам. Подземный переход обозначается знаком, на котором изображены ступени лестницы и идущий по ним пешеход.

Наземный переход называется « зеброй».

Как вы думаете, почему?

Потому что наземный переход обозначается на мостовой чередующимися полосами — белой и черной, а ведь именно так окрашена зебра.

Знаете ли вы, зачем нужен светофор?

Светофор показывает пешеходам и водителям, когда можно переходить дорогу или ехать машинам, а когда нужно стоять и ждать. Если горит красный сигнал светофора — переходить через улицу нельзя! Он говорит: «Стоп! Остановитесь и ждите!» Желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы подготовились к переходу. А если загорается зеленый свет — значит, путь открыт, и вы можете идти.

Я хочу предупредить вас о том, что переходить через улицу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть, как только загорелся зеленый свет, а внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.

При переходе через улицу нужно посмотреть сначала налево, а на середине проезжей части — направо, чтобы видеть, далеко машины или близко.

 

А как обходить стоящий на обочине автобус или троллейбус, вы знаете?

 

Правильно, сзади. Потому что если обходить их спереди, то можно не увидеть едущую в этом же направлении машину. А вот трамвай следует обходить спереди, чтобы вовремя заметить встречный трамвай!

Послушайте сказку.

 

Марта и Чичи идут в парк

Однажды обезьянка Чичи позвонила своей закадычной подружке — зебре Марте.

 — Алло, Марта! Доброе утро! Я хочу пригласить тебя прогуляться в парке. Мы могли бы поесть мороженое, попить лимонад, побегать по дорожкам, покататься на каруселях.

—    С удовольствием, - согласилась Марта.

—    Тогда собирайся, встретимся возле твоего дома, — закончила разговор Чичи.

Обезьянка нарядилась в свое любимое розовое платье с оборками и бантиками, надела соломенную шляпку и повесила через плечо лакированную сумочку.

—    Чудесно! — воскликнула она, оглядев себя в зеркало, и побежала вниз по лестнице.

Марта уже поджидала подругу возле подъезда. На голове у нее красовалась ярко-красная бейсболка, а спину украшало бархатное седло с бахромой. Чичи ловко вскочила на спину зебре, поудобнее устроилась в седле, и подруги отправились в парк.

Марта неторопливо шла по тротуару, а когда поравнялась с аркой, замедлила шаги и остановилась.

—   Почему ты встала? — удивленно спросила обезьянка.

 

Как вы думаете, почему остановилась зебра Марта?

 

- А вдруг машина из-под арки выскочит! Разве ты не знаешь, что когда подходишь к углу дома, к арке и вообще к любому месту, откуда может выехать машина, надо остановиться и немного подождать. Если машин нет, то можно спокойно идти, — ответила зебра, продолжив путь.

—    Вот в чем дело, — протянула Чичи, — а я и не знала. Хорошо, что ты мне сказала. Теперь я буду осторожнее, а то всегда бегу сломя голову.

Чтобы оказаться в парке, подругам надо было перейти через улицу.

—    Перебегай скорей! Видишь, ни одной машины нет, — предложила обезьянка.

—    Нет, что ты. Здесь переходить нельзя. Надо искать «зебру».

—    Зебру? — удивилась Чичи. — А чего ее искать? Вот она, здесь! — Чичи ласково потрепала Марту за шелковистую гриву.

—    Э, нет, это совсем другая зебра. Разве ты не слышала, что так называют наземный переход через дорогу?

—    Что-то вроде слышала краем уха. Но как-то не задумывалась, — ответила легкомысленная обезьянка. — А почему переход называют «зеброй»? — спросила она у подруги.

—    Да потому, что этот переход полосатый: черная полоса, белая полоса, опять черная, потом белая. Совсем как моя окраска. Только полоски нарисованы не на спине, а прямо на асфальте, — терпеливо объяснила Марта.

О Как вы думаете, почему нельзя переходить через улицу в неположенном месте, даже если поблизости нет машин?

Марта огляделась по сторонам:

—    А вот и переход. Видишь светофор, он поможет нам перейти через улицу: скажет, можно переходить или нет.

— А разве светофоры умеют говорить? — удивилась обезьянка.

Он нам не словами скажет, а «глазами».

—    Как это глазами? — еще больше удивилась Чичи.

—    У светофора есть три сигнала: красный, желтый и зеленый. Их и называют глазами. Но они загораются не сразу, а по очереди. Если горит красный глаз, то идти нельзя!

—    Сейчас-то как раз и горит красный глаз, неожиданно в рифму сказала обезьянка. — Я вспомнила, что в детском саду мы пели песню про светофор.

—    Я тоже помню эту песенку. Давай споем ее, пока горит красный свет и переходить через улицу нельзя, — предложила зебра.

—    Давай, - согласилась обезьянка.

И они запели песенку «Наш помощник — светофор»:

Помогает с давних пор

Пешеходам светофор.

Он сигнал нам подает:

Ждать или идти вперед.

Светофор, светофор –

Наш помощник с давних пор!

Если вспыхнет красный свет,

Значит, перехода нет,

Если желтый — стой и жди,

А зеленый свет - иди!

Светофор, светофор —

Наш помощник с давних пор!

Пока подруги распевали песню, загорелся желтый глаз светофора, и машины стали тормозить. А когда вспыхнул зеленый свет, все машины остановились, зебра с обезьянкой спокойно перешли через дорогу и скоро оказались у ворот парка.

 

 

ВОПРОСЫ

Куда отправились зебра и обезьянка?

Почему зебра остановилась возле арки?

Почему пешеходный переход называется «зеброй»?

Почему опасно стоять на самом краю тротуара?

О чем «говорит» нам красный «глаз» светофора? А желтый?

Какой сигнал светофора разрешает переходить через улицу?

Почему через улицу нельзя бежать, а нужно идти спокойно?

Выучите и спойте песенку «Наш помощник — светофор».

 

В н и м а н и е!  Переходим через улицу!

Пешеходам разрешается ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а там, где их нет, по обочине.

Не выходите и не выбегайте на проезжую часть. Переходите проезжую часть только по подземным переходам и в местах, обозначенных дорожной разметкой «зебра» или знаком «пешеходный переход».

В местах, где есть светофор, переходите улицу только на зеленый сигнал светофора. Не бегите через улицу, идите спокойным шагом.

Перед переходом улицы с двухсторонним движением, посмотрите налево и, если поблизости нет машин, начинайте переход. Дойдя до середины, посмотрите направо. Если поблизости есть машины, подождите, пропустите их, а потом продолжайте путь.

Обходите трамвай спереди, а троллейбус и автобус — сзади.

Поджидая наземный транспорт, не стойте на краю тротуара.

Подойдя к углу дома, арке или другому препятствию, приостановитесь и убедитесь, что поблизости нет машин.

Resource id #4866

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности: театрализованный показ сказки "Осторожно, колобок"

Познакомить детей с содержанием сказки «Осторожно, колобок!»,  дать представление об уличном движении, познакомить со светофором....

Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки"

Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки". Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок....

Осторожные сказки

Осторожные сказки...

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки» Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников...

Осторожные сказки

Познавательно-речевая игра по ОБЖ дошкольников...