Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки"
    методическая разработка на тему

    Терентьева Лилия Геннадьевна

    Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки". Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx27.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

     Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников мастер-класса.

     Задачи:

     1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.

     2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

     Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии.

     Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с помощью сказок, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.

             План проведения мастер класса.

     I. Обоснование темы.

     II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

     III. Совместное моделирование.

     IV. Рефлексия.

     Организация мастер-класса

     Первый этап. Обоснование темы.

     Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги.

     Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.

     Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

     Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

     Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.

             Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.

             Второй этап. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

             Мастер: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.

             Упражнение «Мозговой штурм».

     У каждого из вас есть картинки. Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы по одинаковым картинкам (Пера-Богатырь, Зарни-Ань)

     Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам угадать название  сказки. (Участники мастер-класса, по словам называют сказку.)

     Слова 1 подгруппе.

    1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);

    Три брата, сестра, Экса. («Три брата и сестра»);

    1. Заяц, лиса, мука. («Колобок»);

    Мышь, сорока, лодка. («Мышь и сорока»);

    1. Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);

    Лиса, заяц, плот. («Лиса и заяц»);

             Слова 2 подгруппе.

    1. Маша, короб, пирожки. («Маша и медведь»);

    Три сестры, чучело, сундук. («Медвежьи няньки»);

    1. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);

    Фома, Ёма, лиса. («Фома»);

    1. Мачеха, ведро, колодец. («Мороз Иванович»);

    Клубок, Ёма, две сестры. («Ёма и две сестры»);

             Мастер: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.

             Мастер: Перед вами, уважаемые коллеги, названия сказок.

     - Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?

             Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.

    1. Опасные контакты с незнакомцами.

    («Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка»)

    1. Один дома.

    («Кот, петух и лиса»)

    1. Пожарная безопасность.

    («Кошкин дом», «Фома»)

    1. Безопасность на воде.

    («Пузырь соломинка и лапоть», «Мышь и сорока», «Мышь, лапоть и пузырь», «Лиса и заяц», «Ема и две сестры», «Мороз Иванович» )

    1. Безопасность в лесу.

    («Три брата и сестра», «Маша и медведь», «Медвежьи няньки»)

             Мастер: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.

     Вопросы к участникам.

     Мастер: Скажите:

    1.команда - Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?

     Емеля. Буратино. Пьеро.

    2.команда- Какой сказочный персонаж поджег соломенный сноп и ведьма сгорела?

    Лиса, Марпида-царевна, Гундыр.

    1. - От чего подешевела лисья шкура?

    От линьки, от голода, от березовых прутьев.

    2.  - Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?

     Гвоздем. Шилом. Веретеном.

     1. - По какой причине произошел пожар в доме кошки?

     Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.

     2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершили три брата?

    Напились из лужицы, залезли на березы, прыгали через костер.

     1.  - Какие сказочные герои пытались помочь сестрам убежать от медведей?

    Баран, лошадь, кот, бычок.

    2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?

     Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.

     1.  - Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?

     Сообщила, что с козленочком что-то случилось.

     Позвала ее ласковым голосом.

     Предложила угощение.

    2. - Какая птица перенесла Марпиду через море?

    Голубь, орел, ворон.

    Мастер: Из предложенных найдите те  приметы, по которым в коми  сказке «Медвежьи няньки»  старшая сестра предчувствовала беду и просила сестер не ходить в лес?  (совы радовались, кричали, волки выли,  медведи ревели, т.к. Ема-баба беду людям готовит).

    Из предложенных примет, найдите те, по которым в сказке «Царевна-лягушка» Иван-Царевич должен был догадаться, что это едет его жена? (ветер завыл, великий стук и гром, забушевало море)

     Мастер: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).

     Мастер: Молодцы.

             Каждой подгруппе даются названия сказок и их текст. («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

    Мышь и сорока

    Коми народная сказка

    Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке:
    - Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп.
    Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой.
    Пришла мышь домой, стучится:
    - Сестрица-сорока, открой!
    Долго стучалась, но никто не откликнулся. Юркнула она в норку, зашла в сарай, сметала сено и опять побежала в избу. Только нет как нет там сестрицы-сороки.
    Достала тогда мышка суп из печки, чтобы поесть, тут и увидела в горшке сестрицу-сороку. Что поделаешь, съела она сорочье мясо, а грудную кость-лодочку утащила на речку, села в нее и запела:
    Мышь плывёт-качается:
    Лодка у неё - сорочья грудина,
    Весло - бобровый хвост,
    Шест - выдрин хвост,
    Парус-соболий хвост.
    Под крутым бережком подгребёт,
    Под песчаным бережком - подтолкнёт.
    Идёт навстречу заяц, говорит:
    - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
    - Не возьму, лодка у меня маленькая.
    - Ну хоть одну лапку поставлю, на одной постою...
    - Ну что с тобой делать, садись. Поплыли они дальше вдвоём, мышка опять запела:
    Мышь плывет-качается:
    Лодка у нее - сорочья грудина,
    Весло - бобровый хвост,
    Шест - выдрин хвост,
    Парус - соболий хвост.
    Под крутым бережком подгребет,
    Под песчаным бережком - подтолкнет.
    Повстречалась им лиса, говорит:
    - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
    - Не возьму, лодка у меня маленькая.
    - Ну хоть одну лапу поставлю, на одной постою...
    - Ну что с тобой делать, садись. Плывут они втроём, мышка опять поёт свою песенку:
    Мышь плывет-качается:
    Лодка у нее - сорочья грудина,
    Весло-бобровый хвост,
    Шест - выдрин хвост,
    Парус - соболий хвост.
    Под крутым бережком подгребет,
    Под песчаным бережком - подтолкнет.
    Повстречался им медведь, говорит:
    - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
    - Не возьму, лодка у меня маленькая.
    - Ну хоть одну ногу поставлю, на одной постою.
    - Нет, ты много места займешь, лодку опрокинешь.
    - Тогда я сяду, чтоб она не перевернулась. Сел медведь в лодку-то и утопил всех!

    «Мышь, лапоть и пузырь»

    (коми народная сказка)

    Жили-поживали, горя не знали три приятеля – мышь, лапоть и пузырь. Мышь зернышки промышляла, день и ночь хлопотала, все хозяйство на ней держалось. Лапоть лежебока был – все спит да спит и отдохнуть-то ему некогда. А пузырь вовсе пустопорожний – он бы только хохотал да пересмешничал.

    Покуда хозяйство ладилось, потуда и лад был меж тремя приятелями..

    Но вот голодное время настало, да еще избенка вовсе обветшала, того и гляди обвалится, всех придавит.

    - Пойдемте-ка в лес, - говорит мышь. – Парма-матушка и приютит нас и прокормит.

    Лапоть только вздыхает – лень ему. А пузырю все одно, лишь бы смешно было.

    Но делать нечего, все же отправились приятели в лес. А до него добраться – надо ручей перейти. Он хоть и не широк, да быстротечен, утонуть можно.

    - Надо мосток мостить, - говорит мышь.

    - Мне лень, - зевает лапоть.

    А пузырь все хи-хи и ха-ха.

    Что тут скажешь? Побегала мышь, поискала, ничего, кроме ржаной соломины, не нашла. Перекинула ее с берега на берег – готова переправа.

    - Давай, пузырь, ступай первым.

    Тот посмеивается: - Ступай сама, я не спешу.

    - А мне бы вздремнуть да всхрапнуть, - вздыхает лапоть.

    Куда деваться? Пошла мышь по соломинке. На середке она прогнулась, мышка – бултых в воду, еле успела на другой берег выскочить. Пузырю чудно все это видеть. Он до того хохотал, что лопнул. И не стало его, пустосмеха. А лапоть на берегу пластом лежит.

    _ - Давай сюда! – зовет его мышь. – Тут жить можно, всего полно.

    - Ну тебя, - бормочет лапоть спросонку. – Никуда я не хочу, мне и тут хорошо спать.

    - Ах ты, лодырь этакий, - разозлилась мышь. – Никуда ты не годишься, разве что шалаш из тебя выйдет.

    Сказала да подумала. Подумала да сделала. Хороший домик из лаптя получился. Мышка потом семьей обзавелась, детишки у нее пошли. В ленивом лапте всем места хватило.

    Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

             Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас. А сейчас предлагаю вам сказки, которые получились, рассказать с помощью бросового материала.

    Четвертый этап. Рефлексия.

     Мастер: Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.

             Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

    Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

    Мастер - класс для воспитателей «Математическая сказка»

    Конспект обучающего занятия для воспитателей по обучению работы на интерактивной доске....

    Мастер - класс. Развивающее панно: "Зимняя сказка"

    Мастер - класс "Зимняя сказка" -  для развития у детей фантазии, речи и  мелкой моторики....

    Мастер-класс для родителей «Создадим сказку» (тестопластика)

    Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материа...

    МАСТЕР-КЛАСС «По следам любимой сказки»

    МАСТЕР-КЛАСС«По следам любимой сказки» О.В. Павлова,воспитатель 1 квалификационной категориизаместитель по методической работе Аскарова А.Ю.слайд№2  слова президента «Язык, история, культура...

    Мастер-класс "Книжка-самоделка по сказке "Заюшкина избушка""

    Книжка- самоделка, сделанная своими руками интересна. Такую книжку можно использовать в разных действиях. Можно рассказать сказку, перессказать по картинкам и еще показать настольный театр. ...