«Рекомендации родителям по развитию у дошкольников с нарушением зрения 3-4 лет ориентировки в пространстве».
консультация по теме

Никулина Галина Владимировна

В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут овладеть данным навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konsultatsii.zip27.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендации родителям по развитию у дошкольников с нарушением зрения 3-4 лет ориентировки в пространстве».

 

В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут овладеть данным навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом.

 

Взрослые должны во время одевания и раздевания ребенка, во время умывания и купания, кормления постоянно повторять пространственные обозначения частей тела. Например: «Эта рука правая (взрослый дотрагивается до руки ребенка). Возьми ложку в правую руку», «Приподними левую ногу (взрослый дотрагивается до нее рукой). Будем надевать колготки», «Надень кофту. Просунь в этот рукав правую руку» (взрослый дотрагивается до правой руки ребенка), «Застегни на кофте пуговицы. Вот они на груди — впереди» (взрослый проводит рукой малыша по пуговицам).

 

Таким же образом ребенок учится употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела: «Скажи, какая эта рука?»

Проведите такие упражнения: «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в правую (левую) руку» и т. п.

 

Обучению детей различать правую и левую стороны «на себе» и словесно обозначать их соответствующими терминами придется уделить много времени, так как ориентировка именно в этих направлениях является основой освоения детьми не только схемы своего тела, но и пространства вокруг себя. Использование в обучении реальных чувственных ощущений ребенка, вовлечение его в игровые ситуации помогает прочно усвоить необходимые знания и умения.

 

Обращаем внимание родителей на то, что в их словаре не должно быть неточных слов: «та, эта» (вместо «правая, левая»), «там, тут, туда» (вместо «справа, слева, направо») и т. д.

 

 При каждом удобном случае  употребляйте слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства. Например: «Дай мне правую руку». Если ребенок не может самостоятельно определить, какая рука правая, а какая левая, дотроньтесь до той руки, которую назвали. На прогулке проговаривайте те направления, в которых движетесь с ребенком: «Сейчас мы с тобой идем прямо, вперед. Теперь мы повернем направо». Слова сопровождайте указательными жестами в направлении движения. Если малыш незрячий или имеет низкое зрение, этот жест делается рукой ребенка.

 

Чтобы закрепить навыки ориентировки на собственном теле, постоянно предлагайте ребенку находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».

 

Начинайте учить малыша ориентироваться в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». Предложите ему такие задания: «Покажи рукой (флажком) направо от себя», «Иди вперед», «Поставь игрушку слева от себя».

 

 

Литература: Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М.: Линка-пресс, 2009, - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.

Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.

В процессе  коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...

Физическое развитие младших дошкольников с нарушением зрения

В статье предложен нетрадиционный материал о физкультурных занятиях в дошкольниками в детском саду....

Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Таким образом, слабовидящие дети нуждаются в целенаправленном формировании ма...

Консультация для воспитателей: «Развитие у дошкольников с нарушением зрения ориентировки в пространстве на полисенсорной основе»

Получить адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в нем только с помощью неполноценного зрения не представляется возможным. Поэтому необходимо задействовать всю сенсорну...