Практикум для родителей "Как научить дошкольника говорить красноречиво, плавно и красиво?"
консультация (старшая группа) на тему

Слязина Ольга Анатольевна

Цель практикума показать родителям, как  вместе со своими детьми составлять загадки - описания по схеме, предложения по иллюстрациям из детских книг, рассказы из личного опыта. Даны рекомендации, как взрослому сделать свою разговорную речь яркой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_slyazinoy.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида

Пушкинского района СПб

Практикум

для родителей

Как научить дошкольника говорить красноречиво

плавно и красиво?

Подготовила: учитель - логопед Слязина О.А.

Санкт – Петербург

2013

Цель: обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи практикума:

- уточнить, расширить знания родителей о приемах развития связной речи у  

  дошкольников;

- реализовывать единый подход в обучении детей в семье и детском саду,  

  согласовывать действия по преодолению трудностей;

- формировать у родителей умения  сотрудничества  со  своими  детьми,    помочь родителям организовать речевые игры дома.

Участники практикума: родители детей старшего дошкольного возраста (группа «Землянички»).

Участникам практикума выдается памятка «Приемы работы по развитию связной речи у дошкольников».

Программа:

  1. Актуальность практикума, задачи.
  2. Речь взрослых - образец для ребенка.
  3. Составление загадок - описаний.
  4. Составление предложений по картинкам.
  5. Рассказ из личного опыта.
  6. Обратная связь.

Оборудование:  ноутбук, интерактивная доска Smart, презентация в PowerPoint, отрывки из произведений русских писателей, памятка для родителей.

Образовательные технологии: информационные технологии, технология диалогового обучения.

  1. Актуальность темы, задачи практикума.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых. Речевое развитие -  одно из направлений показывающее готовность ребенка к обучению в школе. От умения говорить (выражать свое мнение) зависят оценки ребенка в школе. В школе возникают ситуации, когда ученик понимает материал, помнит его, но не может успешно устно изложить.

 Как разговаривать родителям с ребенком, чтобы речь дитя стала развернутой, выразительной?  Хочу отметить, что только тесное взаимодействие детского сада и семьи  в образовательном процессе дает наилучшие результаты в развитии речи. Избегание родителями совместной с детским садом работы, приводит к нарушению целостности педагогического процесса. Это ведет к отсутствию общих требований к ребенку. В результате снижается эффективность и качество образовательного процесса. Получается картинка из басни «лебедь, рак и щука».

  1. Речь взрослых – образец для ребенка. Учимся вести беседу.

Как в быту разговаривать с ребенком, чтобы он получал не только новые знания об окружающих предметах и явлениях, но и обогащал свой словарный запас? Дети постоянно копируют нас взрослых.

Практическое задание: подобрать прилагательные к игрушкам.

Все прилагательные, сказанные участниками практикума,  записываются и анализируются.

Вопрос участникам: Как  взрослому сделать свою разговорную речь яркой?

Мы привыкли употреблять в разговорной речи определенный набор прилагательных, глаголов и ежедневно, не задумываясь, их повторяем: суп хороший, платье хорошее, на улице хорошо, рисунок хороший.  Это не значит, что у нас ограниченный словарный запас. Мы не привыкли пользоваться в быту богатством родного языка. Бытовая, разговорная речь этого не требует. Но, нам то нужно, чтоб ребенок выразительно, точно, ясно выражал свои мысли!!! Поэтому давайте в разговорной речи употреблять слова, близкие по смыслу (синонимы) и незаметно для ребенка расширять его словарный запас.

В памятке указаны синонимы популярных слов «хороший», «вкусный»,  «говори».

Таким образом, в беседах мы научим ребенка выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений в своей речи. Приучим детей вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно сочетать слова. Вопрос, помогающий нам - «А можно ли так сказать? Машина летит?», «Как сказать по-другому?».

Кроме подбора точных, ярких прилагательных рекомендуется использовать сравнения: «Лицо белое, как снег. [5, с. 82 ]»

А также пословицы.

Практическое задание: вспомнить пословицы о труде подходящие к детским фотографиям.

В беседах с ребенком одновременно с речью развивается мышление, логика. Для развития мышления и речи очень полезно задавать детям  вопрос «Почему?».

Например: «Почему люди ходят в бассейн?».

Ответ участников практикума:  «Люди ходят в бассейн, потому что заботятся о своем здоровье».

  1. Составление загадок – описаний. Речевая игра.

Умение описывать предметы пригодится детям при построении собственных рассказов о чем - либо. Дорогие родители, предлагаю вам регулярно дома с детьми составлять загадки – описания. Они побуждают  к творчеству и самостоятельности. Загадки любят и взрослые, и дети. Загадку можно загадать на прогулке, на кухне, да где угодно. И она всегда будет восприниматься положительно. А как любят дети загадывать загадки взрослым! Особенно, если взрослые «не знают» отгадки.

Ведущий предлагает посмотреть и отгадать детские видео – загадки. Далее дается план составления загадки – описания (цвет, материал, размер, для чего нужно, название частей предмета; вкус, форма, как готовить...).

Практическое задание№1: Родителям раздаются мнемотаблицы и они тренируются составлять загадки – описания друг другу по командам.  

Практическое задание №2: команде найти в представленном отрывке художественного произведения описание, составить загадку и загадать ее участникам практикума.

Цель практического задания №2 научить родителей видеть и запоминать красивые, точные прилагательные в текстах художественных произведений.

  1. Составление предложений по картинкам.

Мы научились составлять загадки – описания с использованием книг.

А теперь обратим внимание на картинки. В детских книгах всегда есть иллюстрации. И ребенок вместе с вами их рассматривает.

Посмотрите видео сюжет, как дети составляют предложения по картинкам. (Показ видеосюжета.)

Далее идет анализ увиденного и родителям объясняется методика составления предложений по картинкам.

При рассматривании пейзажей целесообразны вопросы типа: Что ребенку кажется интересным, красивым? Вопросы: «про что…», «о чём…» побуждают ребёнка истолковывать картину. Формируется  умение связно, последовательно описывать изображение.

Практическое задание: Составить предложения по иллюстрациям из детских книг.

  1. Рассказ из личного опыта.

Рассказ - самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.[2, с.4] Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ.

Рассказ из личного опыта составляется на основе прогулки, экскурсии, труда, праздника…

Дополнительно рекомендуется вести альбом, в который записываются  детские рассказы, оформленные детскими рисунками или фотографиями к этим рассказам.

Практическая работа: составить рассказ о прогулке по парку.

  1. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится уже во время прогулки.

 Задать ребенку вопросы: «Как можно сказать о нашем парке, какой он?», «Расскажи, что мы увидели в парке?».

  1.  По дороге домой, родитель, эмоционально подводит итог прогулки (дает рассказ – образец).
  2. 1 вариант: Дома предложите ребенку поделиться своими впечатлениями о прогулке с родственниками. Можно помогать наводящими вопросами. Рассказ ребенка перебивать не следует, нужно дать ему возможность завершить свою мысль. Выслушав ребенка до конца, тактично укажите на неточности в его речи, дав правильный образец.
  1. Вариант: Нарисовать рисунок и написать рассказ со слов ребенка. Кстати, прием записывания рассказа очень организует рассказчика – ребенка. Далее принести написанный рассказ в детский сад. Мы вместе порадуемся событию, о котором расскажет нам воспитанник уже во 2-й для него раз.

В группе мы начали вести книгу «Мои первые рассказы». Я хочу сделать вам подарок: первый рассказ ребенка о маме. Зачитываются рассказы, родители узнают себя в этих рассказах.

  1. Обратная связь. Подведение итогов мастер – класса.

Участники практикума передают друг другу цветок и делятся впечатлениями.

         Я узнал (а)…  Мне понравилось... Мне захотелось...  

Решение практикума:

- оформлять и приносить в детский сад рассказы из личного опыта ребенка.

- разнообразить разговорную речь родителей синонимами, пословицами, образными выражениями.

- составлять дома загадки – описания.

-  одним из основных методических приемов по развитию речи являются вопросы взрослого.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Волков С. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. - Новосибирск: Издательство СовА, 2009. – 222 с.
  2. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.- 127 с.
  3. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. - М.: Издательство Астрель, 2003. - 126 с.
  4. Новиков Л.А. Искусство слова. - М.: Издательство Педагогика, 1982. - 128 с.
  5.  Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. - Ярославль: Гринго,1995. - 240с.
  6. Розе Т. В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. -  М.: Издательство Олма Медиа Групп, 2009. -  212 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Научите мнея говорить"

В настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуальны вопросы ранней диагностики и коррекционной работы с детьми.В последние годы среди воспитанников дошкольных образовательных учрежд...

консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

Как научить ребёнка говорить?

10 советов, которые помогут Вашему ребенку быстрее начать говорить...

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

Семинар - практикум для родителей. Как научить детей говорить выразительно?

Способы обучения интонационной выразительности речи...

Консультация - практикум для родителей младшей группы: "Мама, научи меня говорить !".

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет            в условиях семьи....

Семинар-практикум для родителей «Как научить ребёнка говорить: развитие речи детей в условиях семьи». Младшая группа.

Родителям предлагается ознакомится с причинами задержки речевого развития и признаками плохой речи у детей 3-4 года жизни, с задачами развития речи в дошкольном учреждениии, в практических игровых упр...