"Дети с нарушением поведения"
презентация к уроку по теме

Шикунова Людмила Олеговна

В обществе всегда существовали социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Нарушение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_np.pptx244.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дети с нарушением поведения». Воспитатель д / с № 798 Шикунова Людмила Олеговна Москва 2012-2013 год

Слайд 2

В обществе всегда существовали социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Нарушение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Нарушение общепринятых норм, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

Слайд 3

Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения . Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Специфическими особенностями отклоняющегося поведения личности являются следующие: Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным нормам. То есть, это действия, не соответствующие законам, правилам, традициям и социальным установкам. Следовательно, нарушение поведения можно характеризовать как нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. Нарушение поведения и личность его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей . Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности – навешивание на неё ярлыка. Хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.

Слайд 4

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям . Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение нарушение поведения зачастую является разрушительным: в зависимости от формы деструктивным или аутодеструктивным . Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократно или длительно). Данное правило имеет исключения. Например, даже одна суицидальная попытка представляет собой серьёзную опасность и может рассматриваться как нарушение поведения. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности . Поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (реакция горя) или следствием самообороны.

Слайд 5

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы . Оно не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может сочетаться с последним. Особенностью нарушения поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации . Состояние дезадаптации , в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности. В качестве последнего признака нарушения поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и его возрастно-половое своеобразие . Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.

Слайд 6

Критерии отнесения к нарушениям поведения Одним из самых распространённых и общих является статистический критерий , который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчёта частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения статистики нормально всё, что встречается часто, т.е. не реже, чем в 50% случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2-3% людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определённому качеству, а приблизительно 20% - небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей. Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например употребление алкоголя признаётся нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся – при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее собой прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.

Слайд 7

Специальные критерии оценки нормальности или аномальности поведения личности: Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье - болезнь». Социально – нормативный критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью различных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Индивидуально – психологический критерий отражает всё возрастающую ценность личности, её индивидуальности. Современные требования предполагают умение человека принимать решения, делать выбор, нести личностную ответственность за поведение.

Слайд 8

Виды нарушения поведения Существуют следующие виды нарушения поведения: - агрессивное - деликвентное - зависимое - суицидальное Агрессивное поведение. Как известно, деструктивность (разрушительность), тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Слайд 9

Деликвентное поведение. Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Под этим термином понимают противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях . Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность ( делинквент ), а сами действия — деликтами. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества. Зависимое поведение. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.

Слайд 10

Зависимое ( аддиктивное ) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции . Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности — химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения: — химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость , лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); — нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); — гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); — сексуальные аддикции ( зоофилия , фетишизм, пигмалионизм , трансвестизм , эксбиционизм , вуайеризм , некрофилия, садомазохизм); — религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Слайд 11

По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например, сегодня чрезвычайно быстро распространяется компьютерная зависимость. Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования, например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать постоянное желание есть. Человек, зависимый от героина, часто пытается поддерживать ремиссию с помощью употребления боле легких наркотиков или алкоголя. Суицидальное поведение. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400—500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток — в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств. Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Слайд 12

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид — действия, завершенные летальным исходом. Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться». Суициды делятся на три основные группы: . Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат.

Слайд 13

Формы девиантного поведения К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику. Преступность . Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета как самостоятельный фактор, деклассирование , т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой. Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, способов времяпрепровождения и решения личных проблем. Однако эта социокультурная традиция дорого обходится обществу. Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – бешенство, безумие). Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения.

Слайд 14

Профилактика нарушений в поведении 1.Развитие у ребенка толерантности (терпимости) и осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного участника взаимодействия. 2.Научить детей открытому проявлению эмоций приемлемыми способами 3.Развивать у детей умение общаться в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения. 4.Развить навыки конструктивного поведения через осмысление, переживание и моделирование проблемных ситуаций, взятых из литературных произведений (чтение литературных произведений, сказок, беседы о прочитанных литературных произведениях).

Слайд 15

Обучение детей приемлемым способам выражения гнева

Слайд 16

Покажите ребенку, как можно выплеснуть гнев в приемлемой форме, используйте для этого резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки (которую можно «побить»), рвать и комкать бумагу, мишень с дротиком, спортивный инвентарь (пинать ногами мяч или мат), бегать вокруг дома и др., все это можно использовать в моменты проявления агрессивных реакций, для того чтобы перенаправить гнев в мирное русло. Выражать свой гнев с помощью творчества. Вы можете предложить ребенку нарисовать свою злость, можно просто взять краски и замалевать лист бумаги, делать это можно столько раз, пока не почувствуете, что полегчало, вылепить из пластилина символическую фигуру обидчика или своей злости, и смять ее. Талисман. Поговорите с ребенком о том, зачем люди носят талисманы, нужен ли ему талисман и какой талисман он хотел бы иметь. Возьмите разноцветные бусинки, камушки, пуговки, перышки, кусочки кожи, кружев, все, что окажется под рукой. Сделайте вместе с ребенком талисман ему и себе.

Слайд 17

Обучение детей приемам саморегуляции , самообладания

Слайд 18

Например, можно совместно с ребенком изготовить дорожный знак «Стоп» и положить его в карман, провести с ребенком беседу и поговорить о том, что как только его начнут одолевать «незваные» мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести «Стоп». В конце дня можно обсудить с ребенком пригодился ли ему этот знак? В какой ситуации, сколько раз и помогло ли ему? Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка .

Слайд 19

Формирование позитивных качеств личности ( эмпатии , доверия к людям, доброты и т.д.)

Слайд 20

Развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Вопросы, которые могут обсуждаться: Как ты думаешь, правильно или нет (плохо или хорошо) поступил тот или иной герой…? А как нужно сделать? Добрый он или злой? Каким лучше быть? Как бы ты поступил в этой ситуации? и т.д. Развитие ребенка в этих направлениях помогает ребенку осознавать и понимать смысл таких понятий «добро и зло», «плохо и хорошо», «правильно или нет», развивает терпимость, сочувствие к сверстникам учит конструктивно решать разные жизненные ситуации, формирует навыки умения общения со сверстниками и выражать эмоции в приемлемой, нормальной для общества форме.

Слайд 21

Используемая литература 1. Чутко Л.С. Нарушения поведения и развития у детей. Книга для хороших родителей и специалистов. Спец.пед . : Каро , 2011.-176с. 2. Интернет ресурсы: Учебно образовательный портал Лекции-онлайн по Специальной педагогики. 3. А.Ф. Тумашенко Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция. :Детство -Пресс, 2011.-160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с нарушением поведения

Материал о детях  с ограниченными возможностями...

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ

Взрослым, важно помнить следующее: агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная ...

Консультация "Сказки для детей с нарушениями поведения"

О пользе использования сказок при нарушении поведения детей...

Семинар - практикум для педагогов "Дети с нарушенным поведением. Способы и формы коррекционной работы и профилактики в детском саду"

В практикуме предлагается рассмотреть понятие "агрессивность", виды агрессии, а также  рекомендации и игры  по преодолению агрессивности детей...

Игры и игровые упражнения для детей с нарушениями поведения

В данной статье описываются игры и упражнения по профилактике и коррекции нарушений поведения детей дошкольного возраста с целями и задачами: гиперактивное поведение, агрессивныи и протестное поведени...

Релаксационные дыхательные упражнения для детей с нарушением поведения

Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они обзывают и бьют детей, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей....

Практические рекомендации родителям для детей с нарушениями поведения

Многие родители сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя ...