Индивидуально-психологические особенности детей трех лет
статья (младшая группа) по теме
Психологические особенности трех лет.
Ведущая деятельность ребенка.
Речевое развитие ребенка
Негативизм
Рекомендации по воспитанию детей а период кризиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_3kh_letnego_vozrasta.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Возраст от 1 до 3 лет – особый период в жизни каждого человека. Это фундамент, основа всего последующего развития ребенка, и от того, что он приобретает до 3-х лет, во многом зависит весь его дальнейший путь развития.
Это возраст первого рождения личности в ребенке, возраст открытий, развития мышления, памяти, внимания.
Те преобразования, которые происходят в развитии ребенка в этом возрасте, столь значительны, что психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, пришли к выводу, что это возраст 3 года.
В этом возрасте происходит и становление всех функций организма. Нервная система очень ранима, недостаточна зрелость органов.
Психическое развитие очень тесно связано с физическим развитием.
Малыши в этом возрасте в большей степени, чем взрослые, подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов. Ухудшение здоровья в этом возрасте очень сильно отражается на отношении к окружающему. Кроме того, они быстро утомляются, трудно переключаются с одной деятельности на другую, отличаются повышенной возбудимостью, для них характерна недостаточная уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения, большая подвижность, дети неспособны к ожиданиям. Именно это часто становится причиной их капризов, конфликтов между детьми.
У ребенка в этом возрасте преобладают процессы возбуждения над процессами торможения, поэтому ему так трудно остановить какое – либо свое действие. Дети очень восприимчивы к впечатлениям, ребенок в этом возрасте как «открытый орган чувств». Очень важно поддерживать бодрое настроение ребенка, его положительное эмоциональное состояние интересными впечатлениями.
Особенности нервной системы сказываются на том, что дети этого возраста трудно переходят от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну. Учитывая эти физиологические особенности созревающего организма ребенка, лучше всего предварительно создать установку на ту или иную деятельность. Недопустимо резко прерывать действия детей.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, так как оно влечет за собой развитие ребенка, через нее идет основное развитие психики. «Думать для ребенка – значит действовать».
Важно, что через предметную деятельность происходит сенсорное развитие ребенка, т. е. развитие его ощущений и восприятия – формирование представлений о свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же о запахе, вкусе и т. д., поэтому в раннем возрасте недопустим «сенсорный голод». Чем больше ребенок будет узнавать различных свойств, тем интенсивнее будет иди его умственное развитие.
Кроме предметной деятельности, зарождающейся в раннем детстве овладевает
игровой деятельностью. Она тоже очень важна для развития ребенка. В 3 года это как правило многократно повторяющиеся, не связанные между собой игровые действия. Важно, чтобы к концу 3-го года жизни эти игровые действия были сформированы у ребенка.
В это время впервые зарождается еще одна очень важная для психического развития – изобразительная деятельность. При рисовании развивается мелкая моторика, фантазия, мышление.
Речевое развитие ребенка.
Речь – это основа мышления. Если к 1 году в активном словаре ребенка содержится примерно 10 – 15 слов, то к 3-м годам их уже 2-3 тысячи. Практически весь словарь нашего языка появляется в употреблении у ребенка. Ранний возраст - самый благоприятный период для речевого развития. Психологи доказали, что если ребенок имеет задержку в речевом развитии, это сказывается на его общем умственном развитии. Поэтому необходимо возможно раньше обратить внимание на недостатки речи, своевременно обратиться к специалистам.
Личностное развитие ребенка.
На первый взгляд кажется, что ребенок еще очень маленький, о каком личностном развитии можно говорить… Главное вроде бы его напоить, накормить, и спать уложить. Но психологи доказывают, а практика показывает, что если родители удовлетворяют только физиологические потребности детей, обеспечивают только уход (пусть даже самый хороший) за ребенком, дети начинают отставать в психическом развитии.
От того, как мы выстраиваем общение с ребенком, зависит очень многое: будущий характер, поведение, отношение к другим людям и к себе. Самое важное новообразование этого возраста – первое рождение личности в ребенке.
Осознание себя, своего личностного «Я» связано с большими трудностями в воспитании детей. Дети становятся упрямыми, протестуют, часто идут наперекор требованиям взрослых, они все теперь хотят делать самостоятельно и прямо заявляют об этом.
Что происходит? Ребенок начинает отделять себя и противопоставлять себе других, утверждать свое «Я».
Старые формы отношений, общения с ребенком уже не устраивают его, ребенку очень хочется показать себя, на что он способен сам, он хочет быть похожим на взрослого: в действиях, в поступках, отношениях. Он все хочет сам: сам выйти из автобуса, сам помыть тарелку, и т. д. Но… способов удовлетворения новых потребностей у него еще нет, они не сложились. И ребенок прибегает к капризам, упрямству, негативизму и т.д.
Старое не устраивает, а новому еще не научился. Возникает очень значимое явление в психике: кризис 3-х лет. Это противоречие между потребностями и возможностями ребенка.
Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо! Ведь возникающие в ходе развития противоречия дают толчок, ведут к формированию новых потребностей, новых интересов, появлению новой ведущей деятельности.
Кризисы – это движущие силы развития. Таких кризисов в развитии психики наступает несколько: более всего известны и описаны в литературе кризис
рождения, кризис одного года, кризис трех лет, кризис подросткового возраста.
Но для личностного развития более всего важен кризис 3-х лет, наступает он ориентировочно в 2,5 – 3,5 года. Основными его симптомами являются
негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, ревность.
Негативизм – главная особенность раннего возраста. Его следует отличать от непослушания. Непослушание бывает в любом возрасте, оно проявляется тогда, когда ребенок не хочет делать того, что ему не нравится, неприятно, не хочется. Но если он не хочет сделать ничего (приятное, неприятное, нейтральное) только потому, что это ему Вы предлагаете, то это проявление негативизма.
Негативизм – это первое зарождение воли, твердости характера, это акт нового отношения к своим чувствам, когда ребенок учится впервые сам освобождаться от своих желаний, чувств. Если в раннем возрасте проявлений негативизма нет, ребенок становится рабом другого человека.
В этом возрасте развивается Чувство Собственного Достоинства
Строптивость с трудом отличается от негативизма и упрямства. Она направлена на разрушение старого уклада жизни, сложившегося у ребенка до 3 лет. Например: раньше любил ласкаться, теперь ни к кому не хочет «липнуть»; раньше любил за ручку ходить, та же мама теперь берет ручку ребенка – нет, не пойду и все!
Выражается строптивость очень бурно, порывисто, эмоционально. Таким образом кризис 3-х лет – это кризис всех. Для ребенка это взросление, а для взрослых это сплошные отказы! Но это временно. Ребенок на некоторое время превращается в существо всем недовольное и все время сопротивляется тому, что раньше любил.
Симптом обесценивания очень часто в это время неправильно понимается. Все самое дорогое обругивается, обесценивается! Например, дети говорят так: «Мама дура!». Так могут говорить дети даже в очень хороших семьях в это время. В ответ на подобные реплики можно использовать юмор, иронию, можно просто не заметить – ребенок Вас просто испытывает, проверяет реакцию.
Жизнь – дело нелегкое, нельзя в ней все время идти по следам других людей. Рано или поздно ребенок встретится лицом к лицу с жизнью и должен будет самостоятельно принимать решения, а быть может и идти наперекор традициям. А если эта тяжесть ляжет внезапно на хрупкие «безвольные» плечи маленького человека?
Становление независимости – это один шаг на пути рождения личности!
Какова же цена независимости? Ребенок платит за нее тревогами, неуверенностью, раздражительностью, капризами. Приобретает несравненно больше – умение не прятаться за чужую спину, брать ответственность на себя, смело шагать в неизвестное.
Безусловно, в воспитании ребенка в это время возникают немалые трудности. Как не упустить, как использовать эти важные качества в психике ребенка?
Рекомендации по воспитанию детей в период кризиса 3х лет
1. Вовремя обнаружить стремление ребенка к новым взаимоотношениям и помочь ему
2. Учесть стремление к новому виду деятельности.
3. Предоставить в это время ребенку больше самостоятельности.
4. Набраться взрослому побольше терпения.
5. Изменить отношение к ребенку, отнестись к нему теперь нужно не как к неумеющему малышу, а как ко взрослому.
6. Признать возросшие потребности ребенка.
В этом возрасте формирующуюся, стремящуюся к самостоятельности личность ребенка нужно как можно больше хвалить, одобрять проявления ребенка. Любое, самое малое достижение, должно быть замечено. Тогда у него появится внутренняя эмоциональная защищенность, чувство эмоционального благополучия, уверенность в себе, в своих действиях. Похвала, одобрение со стороны взрослых развивают очень важное личностное качество – чувство гордости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-психологические особенности личности
Советую учитывать в рабботе педагогам и в общении с ребенком ролителям....
Индивидуально-психологические особенности детей трех лет
Психологические особенности трех лет.Ведущая деятельность ребенка.Речевое развитие ребенкаНегативизмРекомендации по воспитанию детей а период кризиса....
«Возрастные особенности детей трех лет
«Возрастные особенности детей трех летВремя летит незаметно и вот вашему крохе уже исполнилось три годика. Он заметно повзрослел и поумнел, с ним уже проще о чем-либо договориться. Сейчас для не...
Консультация для родителей на тему: «Индивидуально-психологические особенности развития дошкольников и воспитание характера.»
Появившись на свет, малыш вступает в определенные взаимоотношения с окружающей средой и людьми. В системе этих взаимоотношений и идет становление личности. Это долгий и сложный процесс, в ходе которог...
Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня (с ОВЗ) с учётом индивидуальных психологических особенностей таких детей.
Рекомендации были разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.Коррекцией, развитием речевых нарушений детей...
Возрастные особенности детей трех лет
Особенности , присущие данному возрастному периоду развития...
Консультация «Возрастные особенности детей трех лет»
Консультация «Возрастные особенности детей трех лет»...