Что такое каприз
консультация (младшая группа) по теме

Жарова Гульнур Ахтямзановна

Как реагировать на капризы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_kapriz.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №340 Московского района г. Казани

Консультация

для родителей

Тема «Детские капризы»

Воспитатель

Первой категории

Жарова Г.А.

Что такое каприз?

Это поведение человека, лишенное разумного основания, это бессмысленная прихоть. Поведение человека не определяется его наследственностью. Оно формируется в процессе воспитания, в процессе жизненного опыта.

Дети не родятся капризными, а делаются ими в период своего роста и развития и делаются только вследствие неправильного воспитания. Капризы детей появляются исключительно по вине тех, кто детей воспитывает.

Капризный ребёнок – это значит

неправильно воспитанный ребёнок.

Ошибки в воспитании могут быть различные, даже противоположные друг другу, но результат получается одинаковый - каприз или упрямство ребенка.

Упрямство является не чем иным, как разновидностью каприза. Чаще всего приходится наблюдать, что капризничают дети избалованные,
изнеженные, чрезмерно заласканные, дети, которым постоянно угождают,
стараются удовлетворить каждое их желание, даже совершенно неразумное. Но также капризничают, проявляют злое упрямство и дети заброшенные, лишенные ласки, внимания, забытые в семье и потому озлобленные. Своими капризами и упрямством они как бы
 мстят за отсутствие внимания, за черствое отношение к ним. Причины совершенно  различны, а результат один.

Капризничают дети, жизнь которых слишком однообразна, сера, лишена каких-либо новых впечатлений, необходимой пищи для ума,  для нормального развития. И капризничают те, у которых слишком много впечатлений.

Капризничают дети, которым нечем себя занять, у которых нет никаких игрушек, материала для игр и занятий, и капризничают те, у которых изобилие игрушек.

Причины разные, противоположные друг другу, а результат один. Но все эти причины наглядно убеждают нас в том, что капризы детей - явление не наследственное, а приобретенное. Значит, чтобы не появлялись и не развивались капризы, надо, прежде всего, устранить причины, которые их порождают и, чтобы вести борьбу с появившимися капризами ребенка, следует прежде всего понять причину, их породившую, и только после этого решать, какие меры необходимо принять для того, чтобы уничтожить это печальное и тяжелое как для родителей, так и для самих детей явление. 

Капризы показывают, что есть какой-то дефект, есть недостаток в подходе к детям со стороны взрослых или какой-то пробел в организации семейной жизни.

Правильная организация семейной жизни означает, прежде всего, взаимное уважение и доверие членов семьи друг к другу, обязательно правильный подход всех взрослых к детям и предъявление к ним единых требований, всегда справедливое и доброжелательное отношение к ним в сочетании с твердостью требований и решительным пресечением нехороших,
недопустимых поступков с их стороны. Разумная организация семейной жизни, строгий режим, единые требования к ребенку со стороны взрослых необходимы для воспитания детей в такой же мере, как нормальное питание, свежий воздух, чистая вода и солнечные лучи для их физического развития.

Нормально развиваться дети могут только при условии ежедневного общения со своими сверстниками, среди равных им по возрасту. Это естественная среда ребенка. В этой среде он находит радость, черпает бодрость, уверенность в своих силах, постигает смысл товарищества, в совместных переживаниях обогащается его личность, расширяются умственные интересы. Никакая среда взрослых не может заменить детям общения с равными себе по возрасту. Замкнутое воспитание, каким бы идеальным оно не казалось поверхностному глазу, всегда пагубным образом отражается на развитии детей.

Капризы у детей развиваются значительно быстрее тогда, когда им потворствуют. Поэтому никогда не следует уступать капризам, потакать им. Часто бывает полезно просто не обращать на них внимания, не придавать им значения, как бы не замечать их.

Необходимо найти подход к ребенку. Иногда приходится испробовать различные способы воздействия, прежде чем удастся найти удачный. Но никогда не может оказаться эффективным, дающим положительный результат, способ, рассчитанный на постоянное угождение ребенку, на потакание его капризам.

- Ничем не угодить ребенку, уж очень капризен, - жаловалась одна мама.

В этой жалобе сразу виден ошибочный подход матери к ребенку. Мама
говорит: "Ничем не угодить". Да разве допустимо при воспитании детей
стремление угождать им? Это недопустимо ни в каком возрасте. Угождение в раннем возрасте - это вредно, потом бывает очень трудно уничтожить эту привычку. Борьба с укоренившимися вредными привычками требует от воспитателя много сил и энергии, а у самих детей вызывает повышенное напряжение нервной системы, что отрицательно отражается и на здоровье ребенка, и на его общем развитии
. Поэтому-то и не надо создавать таких привычек, которые потом придется искоренять. Не следует воспитывать детей на постоянном угождении им, не надо превращать себя в угождающую слугу, а ребенка - в господина над собой. Именно тогда, когда ребенок видит, что ему во всем стараются угодить, он начинает требовать все больших жертв и превращается в домашнего тирана.

Капризы ребенка и воздействие родителей на него нередко представляют собой своеобразный поединок воли родительской и воли детской. Кто дольше выдержит? И стоит только родителям оказаться излишне уступчивыми, как они потеряют свой авторитет, и их борьба с дальнейшим проявлением капризов будет очень затруднена. Излишняя снисходительность, мягкотелость, боязнь дать трезвую оценку поведению ребенка - все это и порождает капризы, воспитывает людей, которым потом будет очень трудно жить и работать в коллективе. Основное условие успешной борьбы с детскими капризами заключается в том, чтобы всеми своими действиями дать ребенку понять, что капризами он никогда и ничего не добьется.

Родителям необходимо помнить одно простое, но крайне важное педагогическое правило: если требование ребенка неразумно, неполезно для него, то ни в коем случае, как бы ребенок не кричал, удовлетворять его не следует. А ведь нередко бывает так. Родители скажут ребенку: "Нельзя!» - он закапризничает, и его требование, часто бессмысленное, удовлетворяется, лишь бы он не кричал. И для ребенка слово "нельзя" начинает означать обратное: надо покричать и желание будет удовлетворено. Ребенка следует приучать к тому, что если ему сказано "нельзя", то это закон, и никаким криком, никакими слезами нарушить его не удастся.

Дети часто плачут вовсе не потому, что им больно или чего-то им действительно недостает, а потому, что это верный способ воздействовать на своих малодушных родителей.

Очень хорошо сказал об этом еще в 18 веке прогрессивный для своего времени французский мыслитель Ж.Ж.Руссо: "Первые слезы детей - их просьбы; если не сберечься, они вскоре станут приказаниями; они начинают с того, что заставляют себе помогать, а кончают тем, что заставляют себе служить".

Наиболее часто капризы детей встречаются в семьях, в которых только один ребенок. Имея единственного ребенка мать вечно дрожжит над ним, и занята с ним почти все время. Двое же детей целыми часами бывают заняты совместной игрой и тем предоставляют матери больше свободного времени. Вывод из сказанного напрашивается сам собой: не ограничиваться одним ребенком, а иметь полноценную семью, то есть такую, в которой несколько детей. 

Попытаемся коротко резюмировать все вышеизложенное.

- Капризы детей, то есть поведение, лишенное разумного основания и сопровождаемое обычно плачем, а часто и бессмысленными требованиями - явление не наследственное. Капризы у детей появляются и развиваются в результате неправильного воспитания и нездоровой семейной среды, в которой протекает жизнь ребенка. При правильной организации семейной жизни, одинаковом разумном подходе всех взрослых членов семьи к детям, предъявлении к ним единых требований, при создании благоприятной среды для их нормального развития возможность появления и развития капризов   у детей устраняется.
- Без систематического общения детей с равными себе по возрасту товарищами не
 может быть правильного воспитания.

- Капризы обычно появляются у детей в раннем возрасте, когда родители часто заменяют воспитание простым уходом за детьми, превращая себя из воспитателей в обслуживающий персонал.

-  Поскольку капризы детей есть выражение их слабости, неуверенности в себе, постольку развитие уверенности в своих силах - есть важнейшее средство борьбы с капризами. Больше всего вызывает и развивает капризы у детей изнеживающее воспитание, неразумное баловство, постоянная угодливость.

- Основное условие борьбы с детскими капризами состоит в том, чтобы всем своим поведением дать ребенку понять, что капризами он никогда ничего не добьется.

Несправедливое отношение к детям, запугивание их, постоянное подчеркивание только их недостатков вызывает у детей озлобление, сопротивление, что часто и выражается в капризах и упрямстве. Болезненная нервозность, повышенная возбудимость у детей является, как правило, следствием нездоровой среды, окружающей ребенка, уродливого воспитания и лишь в редких случаях следствием болезненной наследственности.

Наибольшие трудности в воспитании бывают в семье с единственным ребёнком. Причины, порождающие детские капризы, в наибольшей степени коренятся и с наибольшей силой проявляются в семье, где у ребенка нет ни братьев, ни сестер и поэтому один он постоянно находится в центре внимания родителей и заботы о нем, любовь и нежность по отношению к нему превышают разумную норму.

Главное в воспитании детей - это разумно организованная семейная
жизнь, правильный подход к детям и единые требования к ним со стороны
взрослых, разумное использование детской энергии в семейном и общественном труде, посильное удовлетворение умственных интересов и стремлений детей, личный пример родителей.

Литература:

              «Детские капризы» Г.С.Прозоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое капризы? Почему они возникают, каковы их причины? Как с ними бороться

Что такое капризы, почему они появляются, и как с ними справиться....

«Что такое капризы?»

КАПРИЗЫ – это ярко выраженные проявления злости, гнева, агрессии во время которых ребенок может кричать, плакать, топать ногами, швырять вещи, кататься по полу, кусаться, пинаться, царапаться. П...

"Не хочу, не буду!" Что такое детские капризы и как с ними справиться

Порой, даже самые послушные дети могут капризничать. Это выражается плачем, криком, появляется любимое слово: "Не хочу". Если малышу что-то надо, то добиваться этого он будет постоянным хныканьем.Одно...

Консультация для родителей "Что такое капризы и упрямство"

Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей.На самое обычное предложение – помыть руки, готовиться ко сну, убирать игрушки – ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным...

Консультация для родителей "Что такое капризы?"

консультация для родителей "что такое капризы?"...

Консультация для родителей "Что такое каприз и как с ним справиться"

Консультация для родителей, в которой раскрываются причины возникновения и пути разрешения капризов...

Родительское собрание "Что такое детские капризы и как с ними бороться"

Выявление с родителями причин детских капризов, проговаривание способов эффективного поведения родителей в проблемной ситуации и рекомендация о детской литературе....