родительское собрание "Развитие диалогической речи"
материал (старшая группа)

Ухобатова Ирина Борисовна

Родительское собрание в виде деловой игры на тему "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                    Родительское собрание в форме Деловой игры

               «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Задача:

Привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Подобрать игры и упражнения для родителей на развитие у детей диалогической речи через игровую деятельность.

Цель игры:

Педагогические цели:

  • Показать  родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии;
  • Развивать инициативу родителей в проявлении творчества;
  • Способствовать установлению сотрудничества и взаимопонимания между родителями воспитанников и воспитателями группы;
  • Совершенствовать умения убеждать, быстро реагировать на информацию, работать в коллективе.

Игровые цели:

  • Отработать умения пользоваться диалогом как формой общения.

Подготовка: родители сидят на стульях, одна команда друг против друга.

Мультимедиа, шапочки – маски, заготовки со стихами, игрушки для игры «Да – нет».

Ход собрания:

Добрый день уважаемые родители!

Наша встреча сегодня пройдет в форме деловой игры.

Тема игры «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста».

1 вопрос. Первоначальная функция речи - коммуникативная, так как речь - это прежде всего средство социального общения.

Наиболее естественной формой речевого общения является диалог.

Что такое диалог? Высказывание родителей.

ДИАЛОГ - это разговор, поддерживаемый двумя или несколькими собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Коммуникативные роли собеседников в диалоге постоянно меняются: говорящий становиться слушающим и наоборот.

Что такое диалогическая речь, как вы понимаете?

Высказывание родителей

Диалогическая речь является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличии от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.

 Пользуетесь ли вы взрослые диалогической речью? В какой ситуации? Высказывание родителей (просьба, благодарность, предложение, извинения, приглашение, совет).

Предложить разделиться поровну на две команды: 1 команда - Знатоки (эмблема синий кружочек) и 2 команда  Умники (эмблема красный – кружочек).

1 Задание «Речевой этикет»

1 команда будет исполнять  роль инициативной стороны речевого этикета

2 команда ответной стороной.

1 команда ПРОСЬБА:                      2 команда

просьба -разрешения                   пожалуйста

можно я..,                                        да, да        

разрешите,                                      ладно

разрешите пожалуйста,                 с удовольствием или нет(все отказы  

                                                         сопровождаются извинением и  

                                                         мотивировкой)

просьба- побуждение                     охотно

пожалуйста,                                      не против

если не трудно,                                 не возражаю

если можно,                                      сейчас  

очень тебя прошу,                            не могу

ты не можешь?                                 Я хотел бы, но

Вы не смогли бы?                            К сожалению

1 команда  БЛАГОДАРНОСТЬ

Спасибо,                                              пожалуйста

Большое спасибо                                не за что

Спасибо Вам (тебе)                            не стоит

Я благодарен Вам                               на здоровье

                                                                      Мне было приятно вам помочь.

       1 команда         ИЗВИНЕНИЯ

       Простите меня                                       пожалуйста

       Простите, извините пожалуйста          ладно, ничего

       Не обижайся (тесь)                                не стоит извинений

       Не сердись(тесь)                                    я не сержусь

       Я виноват(а)                                           ну что вы (ты)  да что вы (ты)

Вывод: Мы обогатили нашу лексику определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета, обслуживающих ситуации просьбы, благодарности, извинения, предложения и приглашения.

2 вопрос 

Как Вы думаете, надо ли учить детей пользоваться диалогом, как формой общения?

Высказывания родителей

А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их разнообразии, а также правилами ведения диалога – как речевыми, так и социальными.

Содержание  задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:

1 «вопрос-ответ»

2 «сообщение – реакция на сообщение»

3 «побуждение – реакция на побуждение»

Таблица. Рассмотрим два блока.

3 Вопрос

 Как будем обогащать речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик?

Ведущая деятельность в обучении дошкольников – это игра.

«Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» Эрих Фромм

Сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, действительно ли можно развить диалогическую речь через  игру.

 Заимствование готовых диалогических реплик.

Где мы можем позаимствовать готовые диалогические реплики?

Высказывания родителей. Конечно же в литературе.

Заучивая литературные диалоги и предавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

1 команда Знатоки – выбирают стишки блок «ВОПРОС – ОТВЕТ» («Кисонька мурысонька», «Кисонька», «Волк и лиса», «Хозяйка и кот», «Зачем», «Еж», Заяц», «Лягушкины покупки», «Здравствуй, киса», «Яма»).

2 команда Умники – выбирает стишки блок «СООБЩЕНИЕ – РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» («Разговор зайца и лисы», «Сорока и заяц», «Лягушонок», «Мышь и крыса», «Котенок», «Кто пасется на лугу», «Поляна», «Тетерев и лиса», «Перчатки», «Егорушка»)

Команды готовятся, затем зачитывают названия стихов. Предложить разыграть одно из стихотворений.

Вывод: Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также и в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единицы.

1 команда Знатоки вспомнит игры с детства «ВОПРОС – ОТВЕТ» те которые учат задавать вопрос и отвечать на него. («Фанты», «Почта», «Краски», «Маковое зернышко», п/и «Король» «Коршун»)

2 команда Умники вспомнит игры с детства «СООБЩЕНИЕ -  РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» Закрепляются умения внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь. («Садовник», «Будь внимательным», «Отвечай быстро», «Угадай, кто я»,  п/и «Хлебец»,  «Как у тетушки Арины»)

Словесные игры без готовых текстов. («Да-нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Ты мне я тебе»)

Предложить поиграть в игру «Да- нет» (между командами)

Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал: Семь, восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Поиграв, вы почувствовали успех речевой работы? Понравилось ли вам? Заинтересовал ли вас вопрос развитие диалогической речи через игру?

Вывод: Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Речевые умения у детей быстро формируются и быстро утрачиваются, если их не закреплять. Что это значит? Играть с детьми.

Предположительное решение родительского собрания:

  1. сделать подборку диалогических стихов «Сборник для группы»;
  2. Родителям совместно с детьми подготовить мини спектакли и диалогические стишки для разыгрывания (куклы или маски) на мероприятие которое пройдет в феврале «Семейный вечер»
  3. Педагогам провести мастер-класс по изготовлению театральных кукол.
  4. Предложения родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...