родительское собрание "Развитие диалогической речи"
материал (старшая группа)

Ухобатова Ирина Борисовна

Родительское собрание в виде деловой игры на тему "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                    Родительское собрание в форме Деловой игры

               «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Задача:

Привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Подобрать игры и упражнения для родителей на развитие у детей диалогической речи через игровую деятельность.

Цель игры:

Педагогические цели:

  • Показать  родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии;
  • Развивать инициативу родителей в проявлении творчества;
  • Способствовать установлению сотрудничества и взаимопонимания между родителями воспитанников и воспитателями группы;
  • Совершенствовать умения убеждать, быстро реагировать на информацию, работать в коллективе.

Игровые цели:

  • Отработать умения пользоваться диалогом как формой общения.

Подготовка: родители сидят на стульях, одна команда друг против друга.

Мультимедиа, шапочки – маски, заготовки со стихами, игрушки для игры «Да – нет».

Ход собрания:

Добрый день уважаемые родители!

Наша встреча сегодня пройдет в форме деловой игры.

Тема игры «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста».

1 вопрос. Первоначальная функция речи - коммуникативная, так как речь - это прежде всего средство социального общения.

Наиболее естественной формой речевого общения является диалог.

Что такое диалог? Высказывание родителей.

ДИАЛОГ - это разговор, поддерживаемый двумя или несколькими собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Коммуникативные роли собеседников в диалоге постоянно меняются: говорящий становиться слушающим и наоборот.

Что такое диалогическая речь, как вы понимаете?

Высказывание родителей

Диалогическая речь является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличии от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.

 Пользуетесь ли вы взрослые диалогической речью? В какой ситуации? Высказывание родителей (просьба, благодарность, предложение, извинения, приглашение, совет).

Предложить разделиться поровну на две команды: 1 команда - Знатоки (эмблема синий кружочек) и 2 команда  Умники (эмблема красный – кружочек).

1 Задание «Речевой этикет»

1 команда будет исполнять  роль инициативной стороны речевого этикета

2 команда ответной стороной.

1 команда ПРОСЬБА:                      2 команда

просьба -разрешения                   пожалуйста

можно я..,                                        да, да        

разрешите,                                      ладно

разрешите пожалуйста,                 с удовольствием или нет(все отказы  

                                                         сопровождаются извинением и  

                                                         мотивировкой)

просьба- побуждение                     охотно

пожалуйста,                                      не против

если не трудно,                                 не возражаю

если можно,                                      сейчас  

очень тебя прошу,                            не могу

ты не можешь?                                 Я хотел бы, но

Вы не смогли бы?                            К сожалению

1 команда  БЛАГОДАРНОСТЬ

Спасибо,                                              пожалуйста

Большое спасибо                                не за что

Спасибо Вам (тебе)                            не стоит

Я благодарен Вам                               на здоровье

                                                                      Мне было приятно вам помочь.

       1 команда         ИЗВИНЕНИЯ

       Простите меня                                       пожалуйста

       Простите, извините пожалуйста          ладно, ничего

       Не обижайся (тесь)                                не стоит извинений

       Не сердись(тесь)                                    я не сержусь

       Я виноват(а)                                           ну что вы (ты)  да что вы (ты)

Вывод: Мы обогатили нашу лексику определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета, обслуживающих ситуации просьбы, благодарности, извинения, предложения и приглашения.

2 вопрос 

Как Вы думаете, надо ли учить детей пользоваться диалогом, как формой общения?

Высказывания родителей

А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их разнообразии, а также правилами ведения диалога – как речевыми, так и социальными.

Содержание  задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:

1 «вопрос-ответ»

2 «сообщение – реакция на сообщение»

3 «побуждение – реакция на побуждение»

Таблица. Рассмотрим два блока.

3 Вопрос

 Как будем обогащать речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик?

Ведущая деятельность в обучении дошкольников – это игра.

«Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» Эрих Фромм

Сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, действительно ли можно развить диалогическую речь через  игру.

 Заимствование готовых диалогических реплик.

Где мы можем позаимствовать готовые диалогические реплики?

Высказывания родителей. Конечно же в литературе.

Заучивая литературные диалоги и предавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

1 команда Знатоки – выбирают стишки блок «ВОПРОС – ОТВЕТ» («Кисонька мурысонька», «Кисонька», «Волк и лиса», «Хозяйка и кот», «Зачем», «Еж», Заяц», «Лягушкины покупки», «Здравствуй, киса», «Яма»).

2 команда Умники – выбирает стишки блок «СООБЩЕНИЕ – РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» («Разговор зайца и лисы», «Сорока и заяц», «Лягушонок», «Мышь и крыса», «Котенок», «Кто пасется на лугу», «Поляна», «Тетерев и лиса», «Перчатки», «Егорушка»)

Команды готовятся, затем зачитывают названия стихов. Предложить разыграть одно из стихотворений.

Вывод: Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также и в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единицы.

1 команда Знатоки вспомнит игры с детства «ВОПРОС – ОТВЕТ» те которые учат задавать вопрос и отвечать на него. («Фанты», «Почта», «Краски», «Маковое зернышко», п/и «Король» «Коршун»)

2 команда Умники вспомнит игры с детства «СООБЩЕНИЕ -  РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» Закрепляются умения внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь. («Садовник», «Будь внимательным», «Отвечай быстро», «Угадай, кто я»,  п/и «Хлебец»,  «Как у тетушки Арины»)

Словесные игры без готовых текстов. («Да-нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Ты мне я тебе»)

Предложить поиграть в игру «Да- нет» (между командами)

Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал: Семь, восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Поиграв, вы почувствовали успех речевой работы? Понравилось ли вам? Заинтересовал ли вас вопрос развитие диалогической речи через игру?

Вывод: Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Речевые умения у детей быстро формируются и быстро утрачиваются, если их не закреплять. Что это значит? Играть с детьми.

Предположительное решение родительского собрания:

  1. сделать подборку диалогических стихов «Сборник для группы»;
  2. Родителям совместно с детьми подготовить мини спектакли и диалогические стишки для разыгрывания (куклы или маски) на мероприятие которое пройдет в феврале «Семейный вечер»
  3. Педагогам провести мастер-класс по изготовлению театральных кукол.
  4. Предложения родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи

Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...

родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....

Родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

Показать  родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии....