Консультация для родителей: "Артикуляционная гимнастка, как основа правильного произношения звуков"
консультация по теме

Сорокина Валентина Игоревна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsiya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения звуков».

Мы правильно произносим звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать четкие и согласованные движения органов  артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься логопед. Многие родители думают, что повторяя многократно слова, чистоговорки, и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребенка, но это не так. Сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребенка логопед. Проверив, какие звуки не прозносит ваш ребенок, логопед подберет комплекс упражнений именно для этого нарушения

Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за 1 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений, к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение не очень хорошо, для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться  небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом: взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае  артикуляционная гимнастика  не достигает своей цели.

  Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата.

Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

  В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно,- это может привести

к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (Видишь, язык уже научился быть широким), подбодрить (ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху).

  Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около одного месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не

совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

  Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна,

мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте

большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

  Для того чтобы ваша гимнастика не была скучной, на их основе можете придумать свои сказки, а также забавные, веселые стихотворения.

  Помните, что ежедневными упражнениями  вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения.

  Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.

  Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится.

   

               Комплексы артикуляционной гимнастики:

  1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.
  2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.
  3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15с.
  4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15с.
  5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 с.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8-10 раз.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей....

Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Применение игровой терапии при выполнении  артикуляционной гимнастики с детьми....

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»...

«Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения звуков»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Консультация для родителей детей на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В консультации представлена артикуляционная гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста, ее значимость....