Агрессивное поведение у старших дошкольников
материал по теме

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех–пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnoe_povedenie_u_starshikh_doshkolnikov.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение у старших дошкольников

  • 1. Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех–пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.

  • 2. Какого ребенка можно назвать агрессивным? 

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать:

  • на кого он нападает (на более младшего, слабого, на себя, на животных);
  • как часто он это делает;
  • нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент;
  • как развита у ребенка наблюдаемость;
  • как проявляется агрессия;
  • степень социальной опасности проявляемой агрессии.

Надо заметить, что четких критериев, какое поведение считать агрессивным, пожалуй, нет. Родители мальчиков, например, часто оправдывают такое поведение, которое для девочек считается неприемлемым. И все же практически в каждом детском коллективе выделяются постоянные агрессоры и те, у кого такие вспышки бывают гораздо реже.

  • 3. Какие черты свойственны агрессивным детям?

Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент ("он мешал мне играть", "не хотел давать мне игрушку" и т.д.).

- В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды.

- Чаще испытывают негативные эмоции.

- Они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.

   

  • 4. Агрессоры бывают разными: клоуны, деды и садисты

Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий; по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. По словам сверстников, такие дети “Всё ломают”, “Всегда мешают”, “Никого не слушают”.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли  в игре, или  выигрыша у своих партнёров..   Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение “лидеров”. Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью.  В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: “Он первый начал”, “Он сам лезет, я не виноват”. Положительная оценка взрослого несомненно важна для них.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.

Например, безо всякой видимой причины ребёнок хватает другого за волосы и бьёт головой об стену, или толкает  с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слёзы своей жертвы. Или девочка прячет ботинки своей подруги и с улыбкой наблюдает её слёзы, когда все собираются гулять. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну - две постоянных жертвы – более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. 

Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они  рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

  • 5. Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого 

  • 6. Откуда берутся маленькие агрессоры?

Когда речь идет о происхождении каких-то черт характера, высказывают обычно две точки зрения. Согласно одной, черты личности наследуются от родителей и более отдаленных предков. Согласно другой, ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Это могут быть реакции на переутомление, новую обстановку, введение ограничений, органические поражения мозга.          Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

  • 7. Главная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - неверное поведение родителей: 

- уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;• не допускают проявления детьми инициативы;

- не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка;

- не обучают ребенка неагрессивным способам поведения;

- в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;

- требуют безоговорочного выполнения правил и требований без разъяснения их детям;

- поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения.

  • 8. Что можно сделать?

1. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.

2. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

3. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.

  • 9. Коррекция агрессивности у детей. 

  • Стратегия на стимуляцию гуманных чувств;
  • Стратегия на осознание;
  • Стратегия ориентации на состояние;
  • Стратегия на отреагирование;
  • Моделирование (провокация) и преодоление;
  • Стратегия на переключение;
  • Стратегия на положительное подключение, похвалу;
  • Стратегия на игнорирование;
  • Стратегия на отрицательное подкрепление;
  • Стимуляция чувства удивления;
  • Стимуляция положительных эмоций;
  • Стимуляция чувства юмора;
  • Стимуляция телесного контакта;
  • Стимуляция соревнования, соперничества.

  • 10.  Игры на устранение агрессии     

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

         Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

«ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ»

(для детей с 4 лет)

         Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

«ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ»

(для детей с 4 лет)

         Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

         Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

 

«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО»»

(для детей с 4 лет)

         Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

         Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ»

(для детей с 5 лет)

         Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

 «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

         Примечание:

 Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

 После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

 (для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты– тыква» и т.д.

         Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Комплекс социально-педагогических методов коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников

В данном материале предлагается комплекс методов, направленный на коррекцию агрессивного поведения у старших дошкольников.  Данный комплекс условно разделён на 3 ступени: эмоции, поведение, конст...

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Сборник игр для коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников

Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период побуждения и расцветания познавательных, творческих, и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте...