Гендерная социализация в детстве
презентация к уроку по теме

Сухарь Анна Геннадьевна

Начиная с дошкольного возраста, взаимодействие мальчиков и девочек друг с другом затруднено. Чаще всего в большинстве культур наблюдается разделение мальчиков и девочек в играх, дружеских отношениях. Существуют различные точки зрения на причины разделения мальчиков и девочек в играх. Одни исследователи объясняют причины такого разделения биологическими особенностями, например исходными различиями темпераментов детей. Другие исследователи природные склонности дополняют влиянием социальных факторов: мальчики и девочки учатся сначала выбирать разные игры и игрушки, а потом объединяются на основе этих предпочтений. Гендерные аспекты детства все более привлекают внимание психологов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx29.61 КБ
Файл gendernaya_sotsializatsiya.pptx605.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерная социализация в детстве

Начиная с дошкольного возраста, взаимодействие мальчиков и девочек друг с другом затруднено. Чаще всего в большинстве культур наблюдается разделение мальчиков и девочек в играх, дружеских отношениях. Существуют различные точки зрения на причины разделения мальчиков и девочек в играх. Одни исследователи объясняют причины такого разделения биологическими особенностями, например исходными различиями темпераментов детей. Другие исследователи природные склонности дополняют влиянием социальных факторов: мальчики и девочки учатся сначала выбирать разные игры и игрушки, а потом объединяются на основе этих предпочтений.

Предмет, задачи, проблемы гендерной психологии и педагогики

B традиционной науке до недавнего времени различали пол биологический — как совокупность гeнeтичecки oбycлoвлeнныx признаков индивидa и пол coциaльный — как комплекс coциoкyльтypныx характеристик человека в зависимости от его половой принадлежности.

По мepe развития нayчныx исследований стало ясно, что c биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем paзличий. Биологический пол не может быть объяснением paзличий их coциaльныx ролей, существующих в paзныx обществах. Таким образом, появился термин «гeндep», обозначающий в caмом общем виде совокупность coциaльныx и кyльтypныx норм, кoтopыe общество предписывает выпoлнять людям в зависимости от их биологического пола.

Гeндepный подход в пcиxoлoгo-пeдaгогичecкoм знании направлен нa изучение психологических         особенностей, oбycлoвлeнныx coциoкyльтypными требованиями к мужчине и женщине, механизмов формирования гeндepныx характеристик, влияние институтов coциaлизaции и прежде всего образования нa развитие мальчиков и девочек, создание условий для развития способностей и cклoннocтeй независимо от пола ребенка, гeндepнoe просвещение общества.

Гeндepнaя педагогика – это совокупность подходов, направленная на снижение негативного влияния гeндepнoй асимметрии и гeндepныx стереотипов нa подрастающее поколение.

Многие aвтopы склоняются к тому, что в половой coциaлизaции девочек в современном обществе, как и y мальчиков, cвoй набор трудностей. Так, для мальчиков мужская модель выcтyпaeт менее отчетливо: повсеместная феминизация воспитания в семье и при обучении в школе не представляет им нaглядныx кoнcтpyктивныx мужских моделей, но y них более сильная мотивация постигнуть эту роль (дaнный тип мотивации зapyбeжныe yчeныe оценивают более выcoкo, чем женскую). У девочек, хотя они имеют более доступную модель, не столь сильная мотивация ей подражать в силу oчeвидныx недостатков этой модели.

Гендерная социализация в детстве

Очевидно, что на протяжении всего детства важнейший вклад в развитие ребенка делает семья

Младенческий возраст и раннее детство. Первый вопрос о только что появившемся на свет ребенке относится к полу. Если прямо задать вопрос родителям, относятся ли они к сыновьям и дочерям по-разному, то большинство из них без колебаний ответят «нет». Однако то, что говорят родители, может сильно отличаться от того, что происходит на самом деле. В действительности оказывается, что гендерная социализация начинается сразу же после рождения.

Восприятие младенцев взрослыми. Хорошо известны результаты многократно проводившихся экспериментов с переодеванием младенцев. В зависимости от цвета одежды ребенка его поведение воспринималось и описывалось по-разному. Взрослые, - а эксперименты проводились и с бездетными студентами, и с родителями грудных детей, - проявляли приверженность к гендерным стереотипам. Одетый в голубое ребенок описывался как крепкий, сильный, а его поведение как активное. Тот же ребенок в розовом наделялся хрупкостью, нежностью, привлекательной внешностью. Обращает на себя внимание то, что перед экспериментами при опросе большинство людей утверждали, что они одинаково относятся к мальчикам и девочкам.

Согласно результатам исследований, отцы проявляют большую избирательность, чем матери, в отношении к дочерям и сыновьям. Были обобщены результаты исследований взаимодействия родителей с новорожденными. Из 16 исследований с матерями в семи оказалось, что они обращаются с мальчиками и девочками по-разному. В 15 исследованиях участвовали отцы. В четырнадцати случаях из 15 были выявлены различия в их обращении с детьми в зависимости от пола. Такая ситуация продолжается и в более старшем возрасте. Более 75% отцов мальчиков характеризовали своих сыновей как очень маскулинных, тогда как только 40% отцов девочек описывали их как женственных. Даже для этих малышей наиболее часто упоминаемым признаком маскулинности называется физическая активность. Феминными атрибутами девочек являются привлекательность и внешность (матери), мягкость, заботливость и участие в домашней работе (отцы). Напомним, что речь идет о двухлетних детях. Уже в этом возрасте дети получают ясную информацию о том, какое поведение от них ожидается. От мальчиков отцы ожидают более строгого следования традиционным гендерным предписаниям и особенно критичны по отношению к играм мальчиков в куклы.

Кажется, все это так незначительно и не стоит уделять внимание мелочам. Однако за различиями в описаниях детей следуют различия в родительском поведении с ними.

Поведение родителей. Уже в родильном доме очевидны невербальные различия в обращении с маленькими детьми - матери и отцы чаще прикасаются к новорожденным сыновьям, чем дочерям. На протяжении первых трех месяцев жизни матери берут на руки, качают, целуют сыновей чаще, чем дочерей. Хотя матери говорят с дочерьми больше, они проявляют большую чувствительность к настроению сыновей. Со временем такое положение вещей может вести к формированию у мальчиков ощущения большей собственной значимости и способности контролировать других.

Было замечено, что с младенчества сыновей стимулируют двигаться более активно, с ними чаще используют такие забавы как подымание и подбрасывание над головой, больше стимулируют двигательную активность.

Отличия особенно выражены при общении отцов и детей: во время игр отцы мальчиков находились от них на большем расстоянии, чем отцы девочек. Отцы также подталкивают сыновей к более активному исследовательскому поведению во всех сферах - зрительной, тактильной, двигательной, тогда как с дочерьми чаще предпочитают разговаривать. Таким образом, с раннего детства может закладываться основа для большей независимости и активности мальчиков.

Эмоциональный мир. Эмоциональные реакции еще труднее осознать и выявить, чем поведение, поэтому проследить их воздействие на гендерную социализацию гораздо сложнее. Тем не менее были выявлены интересные отличия.

Родители больше разговаривают с дочерьми о чувствах, эмоциях, используют больше эмоциональных обозначений, когда рассказывают что-то дочерям. К двум годам девочки, как правило, используют в речи больше слов для обозначения эмоций. В то же самое время в соответствии с гендерными представлениями родители более склонны принимать проявления недовольства со стороны сыновей, чем дочерей. В одном из исследований матерей просили обсудить со своими детьми 2,5-3 лет эмоциональные ситуации, которые возникали в прошлом. Выяснилось, что матери ни разу не обсуждали с дочерьми ситуации, когда те были сердиты, злились, зато это обсуждалось с сыновьями. Такое поведение несет скрытое послание, что для девочки сердиться совсем неподходящая эмоциональная реакция.

Представления о различиях в эмоциональных проявлениях девочек и мальчиков могут вести к различным реакциям взрослых на совершенно одинаковое поведение. Например, видеозапись игры в снежки двух маленьких мальчиков воспринималась взрослыми как менее агрессивная, чем эта же игра между мальчиком и девочкой или двумя девочками. Соответственно, чаще высказывалось желание прекратить игру между девочками, а мальчикам дать возможность "повозиться". В действительности же в игре участвовали одни и те же дети в зимних костюмах, но их представляли то "девочками", то "мальчиками".

Помощь девочкам. Как родители, так и другие взрослые полагают, что девочки больше нуждаются в помощи. Матери быстрее реагируют на плач девочек - быстрее подходят к ним. Им помогают быстрее и чаще, особенно отцы. Наблюдения за естественным поведением дома показали, что отцы чаще держат на руках и подают игрушки своим годовалым дочерям, но не сыновьям. При посещении зоопарка отцы сажают дочерей себе на плечи чаще, чем сыновей. Подобное поведение родителей строится на том распространенном взгляде, что девочки более хрупкие, менее приспособлены к действиям. Большая готовность взрослых к помощи девочке может усиливать возникающее у нее чувство собственной беспомощности. Как известно, в общем, женщины более склонны просить помощи, чем мужчины. Однако, просьбы о помощи могут приводить к снижению уверенности в себе.

Окружающая среда. Одежда. Одним из признаков для гендерных стереотипов становится внешность. Именно поэтому буквально с первых дней жизни родители стремятся дать ясно понять, мальчик это или девочка. Как это можно дать понять легко и точно? Лучшим признаком является одежда младенца. Розовое для девочек, голубое, синее для мальчиков - это знаки того, как с ребенком необходимо взаимодействовать, какие черты отыскивать в нем. Наблюдения показали, что 90% младенцев в общественных местах (прогулки в коляске на улице, посещение врача в детской поликлинике, магазины) одеты в одежду, соответсвующие полу по цвету, украшениям, рисункам на одежде.

Стиль одежды также полоспецифичен: оборочки, кружавчики, бантики, ткань в цветочек для девочек, мишки и машинки на одежде мальчиков. Если родители отправляются с ребенком в гости или на воскресную прогулку, то здесь девочку стараются украсить во всю - длинная юбочка с оборками и кружевами, носочки с кружавчиками, головка в пышных бантах. Цвета предпочтительно светлые, пастельные. Казалось, мелочь. Однако такой стиль ограничивает свободу девочки и, хотя она участвует в прогулке, посещает новое для нее место, она не может сбегать и посмотреть на что-то новое (потрогать, поиграть), утолить свою любознательность. Ее также наставляют быть чистенькой, не мять платьице. Девочка озабочена тем, как сохранить свой наряд в первозданном виде, ей уже не до утоления своих познавательных потребностей. Так исподволь прививается поведение, соответствующее стреотипным представлениям о женщине как более пассивной, озабоченной своей внешностью, менее склонной к исследовательскому поведению.

Мужчинам полагается быть активными, быть готовыми к борьбе. Одежда мальчиков редко является препятствием для их активности. Таким образом родители с раннего детства через одежду организуют окружение ребенка в соответствии с гендерными предписаниями.

Все эти внешние атрибуты призывают других людей общаться с ребенком соответствующим образом и результат достигается - меняется голос, предмет разговора, характер комментариев для родителей и ребенка: "Какая хорошенькая девочка", "Какой храбрый карапуз".

Игра и игрушки. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В большинстве игр используются игрушки и игрушки окружают ребенка с первых дней его/ее жизни. Очевидно, что разные игрушки предоставляют разные возможности для развития. Простые наблюдения подтверждают, что набор игрушек и игр у мальчиков и девочек различается. Следует отметить, что выбор игрушек первоначально делают родители, проявляя свои представления о том, чем заполнить жизненное пространство ребенка.

Классическое изучение детских комнат было проведено в 1975 году американскими учеными. Они не обнаружили отличий в количестве книг, музыкальных инструментов, мягких игрушек. Однако, в целом, в детской комнате девочки меньшее количество игрушек и они менее разнообразны. В некоторых категориях игрушек различия были весьма впечатляющими. Так, у девочек была масса кукол, кукольной мебели, одежды, кукольных кухонных принадлежностей. Среди игрушек мальчиков было 375 разного рода повозок, а у девочек только 17. Ни у одной девочки среди игрушек не было обнаружено игрушечного вагона, поезда, лодки или мотоцикла. Из 48 мальчиков только у восьми нашлось по одной кукле. Хотя и мальчики, и девочки становятся в будущем родителями, и им нужно уметь обращаться с крошечными детьми. Исследование, которое было повторено другими исследователями через десять лет, показало, что ситуация не изменилась.

Следует подчеркнуть, что игрушки не просто окружают и развлекают детей, а развивают определенные умения, дают возможность "примерять" взрослые роли. Если мы, взрослые, предоставляем разные игрушки девочкам и мальчикам, то мы косвенно сообщаем детям, что то, что они могут делать, зависит от их пола. "Соответствующие полу» игрушки для мальчиков стимулируют двигательную активность, исследование пространства, склонность к риску, изобретательность, для девочек - близость с другим человеком и вербальное взаимодействие. Когда же мы вырастаем, нас уверяют в том, что биологически женщины плохо ориентируются в пространственных отношениях, путают правое и левое.

В возрасте от 18-24 месяцев дети уже четко предпочитают те игрушки, которые традиционно относятся к мальчишеским или же девчоночьим. Более того, уже десятимесячные девочки выбирают кукол и чаще приносят их родителям, чем мальчики. В этом же возрасте девочки и мальчики одинаково охотно играют с грузовичками, кубиками, кухонной посудой. Но родители по-разному реагируют на эти игры, явно одобряя занятия с «подходящей» игрушкой, причем их реакции более выражены в случае мальчиков. Матери со стереотипными убеждениями относительно гендерных различий не одобряют активные игры своих дочерей.

Как результат, в три года более трех четвертей мальчиков просят гендерно специфические игрушки в подарок на Новый год. В отличие от мальчиков девочки проявляют стереотипное поведение позже. В три года 29% девочек просят гендерно специфические игрушки, в пять лет эта цифра равняется 73%. К шести годам 75% детей отказываются менять стереотипные игрушки на такие, которые одинаково подходят обоим полам.

Сверстники. Социализация не является однонаправленным процессом, то есть не идет только от взрослых к ребенку. Родители не единственные действующие лица этого процесса, последние исследования выявили важную роль сверстников уже на стадии раннего детства. Так, в три года 41% контактов мальчиков приходятся на сверстников в сравнении с 29% у девочек. Дети активно влияют друг на друга в повседневном общении дома, в играх во дворе и детском саду. Наблюдения показывают, что дети самостоятельно разделяются на группы по признаку пола, причем группы мальчиков больше по численности, вовлечены в более активные действия, часто соревновательного характера. Их игры проходят в большем удалении от дома.

У девочек предпочтение своего пола в играх проявляется в возрасте примерно 27 месяцев, у мальчиков - годом позже. Сначала больше выбор игрушки определяет пол партнера по игре. Наблюдения показывают, что обычно дети выбирают игрушки, которые не заняты другими детьми. Если они выбирают игрушки, соответствующие их полу, то они чаще находят других детей, которые хотят с ними играть. Не соответствующие полу игры заканчиваются скорее, чем те, что подходят по полу. Дети, которые играют в игрушки другого пола, чаще всего остаются одни, никто к ним не присоединяется. Их могут дразнить. Таким образом, сами дети активно участвуют в процессе гендерной социализации.

Примерно с трех лет было выявлено, что девочки в два раза чаще реагируют положительно на других девочек, чем на мальчиков, вне зависимости от вида занятий. Мальчики в два раза чаще положительно реагируют на других мальчиков, но только если они не вовлечены в "девчачьи" игры. Оказалось, что на девочек могут влиять другие девочки и воспитательницы и гораздо реже мальчики. На мальчиков влияние могут оказывать другие мальчики и гораздо реже девочки и воспитательницы. Если же мальчики играют в мальчишеские игры, то на них не влияют ни девочки, ни воспитательницы. Иными словами, мальчики формируют свою собственную структуру взаимодействия, которая отвечает только на требования других мальчиков.

Заключение

Конструирование гендерных компонентов личности идет на протяжении всего дошкольного детства. Мужской пол является предпочтительным в большинстве современных сообществ. Особое давление оказывается на мальчиков, побуждая их более строго следовать гендерным ролям. Различия в обращении с детьми направлены на формирование независимости, активности у мальчиков, эмоциональной отзывчивости, заботливости у девочек. Родители не осознают различий в своем обращении с дочерьми и сыновьями. Окружающие ребенка люди также не замечают, как они поддерживают и конструируют гендерные различия.

В раннем и дошкольном детстве источниками гендерной типизации являются одежда, игрушки, игры. К трем-четырем годам дети приобретают выраженную склонность к игрушкам своего пола, играют в гендерно специфические игры, избегают занятий и игрушек, которые типичны для другого пола. Они уже сами высказывают некоторые гендерные стереотипы, такие как: "Мальчики не играют в куклы" или "Девочки не должны играть в паровозики". К пяти годам формируются устойчивые предпочтения однополых групп, взаимодействие в которых отличается по стилю.

Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Поэтому с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гендерная социализация в детстве Педагог – психолог Сухарь Анна Геннадьевна

Слайд 2

Предмет, задачи, проблемы гендерной психологии и педагогики Пол Биологический Социальный совокупность генетически обусловленных признаков индивида комплекс социокультурных характеристик человека в зависимости от его половой принадлежности.

Слайд 3

Предмет, задачи, проблемы гендерной психологии и педагогики « Гендер », (от англ. « gender » - род, пол) совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает вып о лнять людям в зависимости от их биологического пола.

Слайд 4

Предмет, задачи, проблемы гендерной психологии и педагогики Гендерная педагогика – это совокупность подходов, направленная на снижение негативного влияния гендерной асимметрии и гендерных стереотипов на подрастающее поколение.

Слайд 5

Младенческий возраст и раннее детство Факторы, влияющие на гендерную социализацию : Восприятие младенцев взрослыми

Слайд 6

Младенческий возраст и раннее детство Факторы, влияющие на гендерную социализацию : Поведение родителей Эмоциональный мир Помощь девочкам

Слайд 7

Младенческий возраст и раннее детство Факторы, влияющие на гендерную социализацию : Окружающая среда, одежда

Слайд 8

Младенческий возраст и раннее детство Факторы, влияющие на гендерную социализацию : Игра и игрушки

Слайд 9

Младенческий возраст и раннее детство Факторы, влияющие на гендерную социализацию : Сверстники

Слайд 10

Игры, направленные на развитие гендерных представлений у детей: «Девочки и мальчики умеют» «Я люблю» «Я – мама» «Какие девочки – какие мальчики» «Что любят мальчики, что любят девочки» «Кто кого обидел» «Мама делает, папа делает»

Слайд 11

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерная социализация личности дошкольника посредствам игры в условиях ДОУ

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, ч...

Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников

В статье рассматривается понятие гендерного воспитания, его особенности в дошкольном возрасте....

Особенности гендерного социализации в игровой деятельности

Особенности гендерной социализациив игровой деятельности дошкольников  Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен ...

«Особенности гендерной социализации дошкольников»

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Презентация "Гендерная социализация дошкольника"

Понятие "гендерная социализация", психологические различия девочек и мальчиков, диагностика детей и опрос родителей....

Влияние мультфильмов иностранного производства на формирование гендерной социализации детей

Влияние мультфильмов иностранного производства на формирование гендерной социализации детей....