ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ЗАНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВОМ...
статья на тему

Лавбина Светлана Олеговна
Здесь вы узнаете, чем полезны для вашего малыша такие виды деятельности, как РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ, ЛЕПКА..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovye_kons-tsii_dlya_roditeley.doc1004 КБ

Предварительный просмотр:

  Изотерапия

Рисование для детей может оказывать не только развивающий эффект, но и благополучное психологическое воздействие. Избавиться от страхов, боязней, нервных потрясений поможет изотерапия. Упражнения очень разнообразны.  

Для занятий лучше найти специализированный детский центр, в котором есть психолог, но можно самостоятельно помочь ребенку справиться со страхами.

Предложите малышу нарисовать то, чего он боится. Ни в коем случае не обещайте ему, что после рисования его страх исчезнет. Ожидание может только усугубить ситуацию. Зачастую дети боятся ни чего-то конкретного, а совокупности явлений и факторов. Поэтому рисунок ребёнка может быть незаконченным. Страхи ребёнка могут быть совершенно обычными для взрослого человека предметами или явлениями. Часто малыш не может объяснить словами, чего он боится. Рисунок помогает ему в этом. Очень часто рисунок представляет собой разноцветные пятна, перечёркнутые линиями. Таким образом ребёнок выражает свои чувства тревоги. Каждый элементы такого рисунка, это определённые ощущения малыша в той или иной ситуации.

Психологи советуют «прятать страх». Так, страх перед большой собакой можно спрятать, посадив её в клетку или на цепь. Или просто дорисуйте собаке улыбку и бант, чтобы она казалась не злой и пугающей ребёнка, а доброй. Таким образом изотерапия для детей служит средством, помогающим малышу разобраться в себе и в своих чувствах.

После изложения ребёнком своих тревожных эмоций психологи рекомендуют сделать следующее. Сомните этот рисунок, поместите в огнеупорную форму, и подожгите на глазах у ребёнка. Когда лист бумаги сгорит дотла, возьмите чистый, накройте им пепел и хорошо потрите. Так вы получите оттиск и интересное изображение. Рассмотрите получившийся рисунок. Дорисуйте радостный образ и поместите его на видном месте. Каждый раз, сталкиваясь с изображением, ребёнок будет забывать о страхах, которые его преследовали.

Такая терапия оказывает благотворное влияние на детей, которые не хотят или не желают объяснять родителям свои страхи, а также для тех деток, которые страдают эмоциональными расстройствами. Воспользовавшись нашими советами, вы поможете малышу обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Воспитатель по ИЗОдеятельности:    Лавбина    Светлана    Олеговна.

 

Чем полезны занятия творчеством?

Раннее творческое развитие ребенка, несомненно, очень важно. Малыш на глазах взрослеет, становится менее зависимым от родителей. У ребенка появляется самоуважение, повышается его самооценка, он счастлив, что сам умеет что-то делать. Кроме того, рисование, лепка, и аппликация играют большую роль в формировании речи. Как известно, развитие мелкой моторики приводит к активизации речевой деятельности. Чем больше Вы развиваете моторные навыки ребенка, тем быстрее идет процесс становления речи малыша.

Рисование                                        

Начинать занятия творчеством рекомендуется с рисования ладошками и пальчиками. Ведь держать в маленькой ручке кисточку и карандаш еще сложно. Намазав ладошки и пальчики малыша специальными пальчиковыми красками, попробуйте изобразить кружочки, линии, кляксы - все, что захотите.

Особенное удовольствие принесет малышу и Вам процесс смешивания двух цветов для получения третьего. Это превращение для ребенка станет настоящим чудом!

У Вашего ребенка появился новый друг - кисточка? Тогда Вам нужна и новая краска - гуашь. Чем она привлекательна? Гуашь - яркая краска, легко наносится на кисточку. Кроме того, это самая безобидная и безопасная краска. Ведь первое, что сделает Ваш маленький художник при знакомстве с краской, - попробует ее на вкус. Это естественный исследовательский поступок ребенка. Малыш пробует все на язык не потому, что он маленький и (как Вам кажется) несмышленный, а потому, что он исследует окружающий мир на вкус и запах.

Сама по себе гуашь достаточно неприятна на вкус, поэтому малышу вряд ли захочется повторить опыт. Наверняка и у Вас с детства остались воспоминания о вкусе и запахе гуаши!

Какие кисточки станут лучшими друзьями Вашего ребенка?

Сначала малышу лучше давать широкую кисть из жесткой щетины толщиной в палец или даже толще.

Позднее, когда ребенок уже научился уверенно держать кисточку, дайте ему кисть потоньше.

Первая стадия творчества Вашего маленького художника - это ляпы по бумаге. Ребенок видит, что кисть оставляет след. Пусть нарисует следы, которые тянутся за мокрым котенком, или волнистую дорожку, оставленную плывущей рыбкой.

Следующая стадия - это изображение прямых горизонтальных и вертикальных линий, затем кругов и зигзагов.

Очень нравятся детям делать отпечатки на бумаге различными предметами: поролоновой губкой, кусочком бумаги, ластиком, штампиками, ватной палочкой и т.д. Сначала это просто забава. Потом малыш будет стараться попадать в нужные места. Так развивается координация рук.

В полтора - два года можно знакомить малыша с акварелью. Лучше работать с медовой акварелью, т.к. она самая безопастная.

И опять у Вашего ребенка появятся новые друзья - кисточки с мягким ворсом (белка, пони, коза). Пробуйте с этими красками и кисточками разные техники: рисуйте на мокрой бумаге, наблюдайте за смешением красок. Это очень обогатит знания ребенка об окружающем мире, о свойствах красок, о существовании множества оттенков.

Кроме красок можно давать малышу для рисования и цветные восковые мелки. Они мягкие, дают приятную широкую фактурную линию. Они хорошо ложаться на бумагу, и ребенку нравится ими рисовать. Когда Вы предлагаете малышу мелки, скажите ему, что эти цветные палочки очень хрупкие, пользоваться ими нужно аккуратно, не нажимать сильно на бумагу. Научившись рисовать восковыми мелками, ребенок легко освоит рисование фломастерами и карандашами. Для работы с карандашами лучше давать небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе.

Аппликация

Занятия аппликацией обычно очень нравятся детям. Сначала Вы будете выполнять практически все сами: вырезать детали, мазать их или весь лист клеем. А малыш будет брать фигуры или отрывать кусочки цветной бумаги и приклеивать их на клейкий лист. Обрывная аппликация доступна самым маленьким детям. С ее помощью можно передать особенности фактуры образа (пушистый цыпленок, воздушный одуванчик и т.д.)

Затем Вы научите ребенка выдавливать капельку клея и на нее приклеивать каждый кусочек бумаги. Можно делать вместе с малышом аппликации из готовых форм, то есть из фигурок, которые Вы вырезали заранее. Сделайте домик с окошками, снеговика, машину, цветочек и т.д. Ребенок охотно поможет Вам приклеить глазки, окошки, колесики, серединку цветка...

В аппликации, помимо обычной цветной бумаги, используйте необычные материалы: салфетки, гофрированную бумагу, ткань, вату, крупу, нитки, фантики и т.д. Очень важно предоставить малышу возможность эксперементировать с бумагой - пусть он складывает, мнет, разрывает разные виды бумаги, делает все возможные надрезы и срезы. Помогайте малышу увидеть в образовавшихся формах предметы реального мира - цветок, машину, дерево...

Лепка из пластилина

Пластилин - мягкий и эластичный материал, который может принимать разные формы и поддается воздействию. Работать с ним приятно, это позволяет детям и взрослым расслабиться, дает возможность получать новые тактильные ощущения.

Разминая в пальцах рук кусочки пластилина, мы снимаем напряжение, развиваеммелкую моторику, стимулируем нервные окончания пальцев и тем самым способствуем развитию мышления и речи.

Лепка не только развивает у ребенка пространственное мышление, но и дает крохе начальные понятия о геометрии окружающего мира.

На начальном этапе ребенок только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приемами лепки. Примерно с года ребенок уже может отщипывать кусочек пластилина, плющить пластилин всей ладошкой, тыкать пальцем в раскатанный пласт. Из шариков, которые Вы катаете сами, попросите малыша сделать пальцем маленькие лепешки. Покажите малышу, что пластилиновые кусочки можно размазать по листику, создавая какой-нибудь узор или рисунок.

Потом научите Вашего малыша катать из пластилина "колбаски", большие и маленькие шарики, вытягивать пластилин и делать различные фигуры, резать "колбасу" и т.д. На этих действиях и основаны занятия лепкой с малышом от года. Развивайте эти умения, расширяйте и совершенствуйте их.

Воспитатель по ИЗОдеятельности:    Лавбина    Светлана    Олеговна.

  "Как понимать и ценить детские рисунки"

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?

Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными.

Авторитетные, знающие и понимающие люди: психолог, педагог, художник, часто дают абсолютно противоречивые оценки.

-Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог.

-Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить ,-посоветует педагог.

-Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник.

Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.

У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное.  Например, синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец". Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.

 Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.

 В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.

 К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.

 И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво".

 Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других - игры, пения, танцев, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.

В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания. Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.

А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:

а) обсуждать рисунок с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.)

б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.

в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)

г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.

д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе , использование изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.

 е) Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.

ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.

 В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младшего возраста, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце своего занятия порадовался, проявил положительные эмоции.  Можно обратить внимание ребёнка на хорошо переданную форму, цвет, на появление изображений, которые ваш малыш ранее не  умел создавать.

Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".

 В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование.

 Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

 

Воспитатель по ИЗОдеятельности:    Лавбина    Светлана    Олеговна.

                                   "Мы любим рисовать"

Рисование - одно из самых любимых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по листу бумаги и появление на нём следов. Всматриваясь в свой рисунок, ребёнок находит сходство в очертании линий с окружающими предметами, у него возникают ассоциативные образы, которые "оживают" машина едет и громко гудит, собачка лает. Для ребёнка рисование - путешествие в окружающий мир.

 В начале обучения рисованию помните, что для малыша научится правильно держать карандаш - большой труд. Помогите ему, сами вложите карандаш в руку и предложите порисовать на листе бумаги.

 Рисование малыш обычно сопровождает речью. Это происходит потому, что всё изобразить на листе ребёнок ещё не может, а речь помогает ему полнее передать "содержание" рисунка. Понаблюдайте за ним во время занятий. Изобразив какой-то только ему понятный предмет или живое существо, он начинает с ним разговаривать, смеяться, улыбаться. Взрослый должен поддержать стремление ребёнка рассказать о своём рисунке, он может сам продолжить разговор, спрашивая: "Куда пошла девочка?" , "Кто живёт в домике?", "Где растут цветы?". В процессе рисования происходит общение ребёнка и взрослого, что так важно для его умственного развития.

 Проверяйте, как ребёнок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Во время рисования перед ним должна лежать открытая коробка, чтобы лучше были видны все цвета карандашей. После рисования предложите малышу убрать всё, чем он пользовался, в определённое место где хранятся материалы для изобразительной деятельности. Ему можно давать и простой графитный карандаш, а также набор цветных фломастеров (их целесообразно предлагать после того, как движения руки станут более координированными и ритмичными). Если фломастерами ребёнок начинает рисовать очень рано, он сильно нажимает на бумагу, прорывая её.

 Дети младшего дошкольного возраста рисуют не только карандашами, но и красками, что доставляет им особую радость. Лучше всего предлагать для рисования краску гуашь. Её преимущество в том, что даёт яркое сочное пятно на любом цветовом фоне, путём смешения нескольких цветов можно получить различные оттенки.

 Перед тем как предложить ребёнку порисовать краской, обратите внимание на её цвет, на гладкую поверхность бумаги, на мягкий ворс кисточки. Затем можете сами набрать на кисть краску и сделать два-три мазка на бумаге. Подражая вам, малыш начнёт повторять движения кистью: "И вот в воздухе закружились жёлтые, красные осенние листья или "Белый снежок на землю падает". Картина осеннего листопада или зимнего снегопада вызывает у ребёнка удивление: ничего не было, и вдруг полетели листья, белые снежинки. Этот процесс важен для развития эстетического восприятия. Обязательно рассмотрите с ребёнком рисунки и помогите ему найти сходство с предметами, живыми существами.

 Занятия рисованием, в которых принимает участие взрослый, необходимы в младшем дошкольном возрасте. Благодаря им дети приобретают уверенность, стремятся показать взрослым, что у них получилось. Рисование носит характер "сотворчества". Совместные занятия потребуют серьёзной подготовки, так, как надо вызвать у ребёнка желание самому нарисовать что-либо вместе с взрослыми.

 "Сотворчество" ребёнка с художником (имеется в виду рисование в раскрасках) является тоже хорошим опытом для ребёнка. На страницах раскраски изображены знакомые детям предметы, события, персонажи. Обратите внимание малышей на то, что они состоят из разных форм (круглых, овальных, квадратных, прямоугольных). Внимательно рассмотрите с ним рисунки в раскраске. На левой странице художник изобразил понятные детям картинки, на правой -ребёнок сам дорисовывает сюжет. "Сотворчество" с художником доставит большую радость: ребёнку предстоит чёрно-белый рисунок сделать ярким, красочным. Предложите ему самому выбрать материал (цветные карандаши или краску гуашь).

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному.

Воспитатель по ИЗОдеятельности:    Лавбина    Светлана    Олеговна.

   «Изобразительная деятельность в                                                        семейном воспитании»

Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретного образного мышления - это особенности психологического развития детей третьего года жизни, которые определяют характер их изобразительной деятельности. Дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко узнают в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Появляется процесс ассоциативного образа, который возникает без предварительного замысла; нарисовал, увидел образ, назвал. С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке как о зарождении художественного творчества. Однако творческие процессы в этом возрасте еще слабо развиты.

Современная отечественная психология и педагогика рассматривает раннюю ступень развития ребенка- как процесс усвоения им социокультурного опыта. Поэтому изобразительная деятельность детей третьего года жизни направлена на развитие художественного творчества, формирование способности приобретать необходимые для этого умения. У современных детей, которые быстро вступают в активное общение с окружающим миром через предметную деятельность восприятие и создание графических изображений возникает довольно рано.

С учетом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной деятельности: обучение изобразительным навыкам и умениям, развития воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» графические изображения. Следует помнить о значении изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщение их к искусству.

Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребенка на окружающий предметный мир (яркие по цвету, приятные по фактуре игрушки), вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий рисованием и лепкой. Покажите, как правильно держать карандаш и вести линию, не прерывая её, как правильно брать кисть, аккуратно набирать краску, промывать кисть, рисовать на всем пространстве листа. В работе с пластилином учите ребенка раскатывать комок пластилина ладошками, видоизменять его с помощью пальцев, соединять части, чтобы получились фигурки знакомых персонажей: колобка, матрешки, зайчика и т.д. Ваш ребенок с интересом будет экспериментировать с красками, карандашами, пластилином, создавая простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий, форм. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа.

Процесс изобразительной деятельности младшего возраста имеет свои особенности. У детей этого возраста в рисунке, лепке возникает так называемый «временной образ»: т.е. для ребенка важна динамика развития образа. Он воспринимает изображение в определенном временном соотношении, стремится к активным действиям, потому и возникают живые образы, а так же можно увидеть в его действиях объективное сходство с реальными предметами и явлениями. Узнаваемость образа помогает закрепить в содержании ребенка связь между действиями руки и получившимся изображением - связь которую он усваивает подражая взрослому.

Постепенно у ребенка младшего возраста формируется произвольность движений . Он уже способен создавать и другие образы т.е. сам устанавливает новые связи и овладевает ими. Его отображение отличается устойчивостью, понятной внешней формой. Это уже не случайно вспыхивающие ассоциации, а преднамеренные образы.

Способность передавать свои впечатления в художественно - образной форме зависит от того, насколько у ребенка развито воображение. Все, что дети воспринимают в окружающем, остается в их памяти и служат основой для последующей творческой деятельности.

Помогите своему ребенку выбрать наиболее типичные, яркие явления и события. Для этого рассмотрите вместе с ним доступные его пониманию произведения искусства: картинки с изображением явлений природы в разное время года, иллюстрации к сказкам и другими произведениями детских писателей (Васнецова, Жихарева). Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте ребенку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл происходящего на картинке. (Например, рассматривая вместе с ребенком иллюстрации к сказке «Три медведя», обратите внимание на мишутку, когда он увидел, что стульчик поломан. Пусть ребенок сделает вывод: Мишутка плачет: стульчик сломался). Знакомьте ребенка с предметами декоративного прикладного искусства: рассмотрите цветы, любуйтесь нарезным сарафаном матрешки.

Вызывайте у него радость, желание еще раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика. Для этого используйте потешки, песенки, которые помогут ребенку запомнить тот или иной персонаж, вызовут доброжелательное отношение к нему. У детей младшего возраста только формируется способность, поэтому они пользуются доступными им, пока еще простейшими средствами выразительности.

Рисуя со своим ребенком, вы формируете у него отдельные навыки и умения, воспитывайте активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как начальное отношение к изображаемому, так как процесс рисования, лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в образ. Благодаря развитию формообразующих движений в рисунке, лепке у детей младшего возраста возникает «памятное» изображение предметов. Ребенок отражает наиболее существенные, характерные черты персонажа (у мишки круглые уши, у зайца - длинные, солнце круглое и т.д.) Происходит формирование художественно-образной основы деятельности: дети линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления окружающего.

Обращайте внимание ребенка на рисование и характер цветовых пятен, которые могут быть «слоном», «медведем», «рыбками», «радугой» или узором для «платья». В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребенок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определенными образами - зимы, весны, лета, осени, дождя и т.д.

В младшем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Ассоциативные образы возникают быстрее. Однако многие из родителей, желая избежать лишних проблем с уборкой, предлагают детям для рисования карандаши и ограниченные по размерам листы бумаги. Ваш ребенок в этом случае вынужден действовать в пределах микропространства, хотя в силу своих физиологических особенностей, в том числе двигательной сферы, ему необходимо макропространство. А для освоения макропространства ребенку надо чаще рисовать красками на больших листах бумаги. Кроме того, это дает возможность создавать ритмичные композиции, заполнять весь лист очертаниями разных по размеру, цвету, форме пятен и мазков.

Еще один совет - для рисования с детьми младшего возраста надо использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ваш ребенок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем. Именно «оснащение детей качественными художественными материалами является основой для дальнейшего художественного развития.»

Воспитатель по ИЗОдеятельности:    Лавбина    Светлана    Олеговна.

Ряд эффективных методов и приемов для развития изобразительной деятельности у ребенка

1 метод «пассивных движений».

Вы берете руку ребенка в свою и начинаете рисовать круги (или проводите лини в разных направлениях - ленточки, дорожки, лучики и т.д.) Действуя вместе с ребенком, вы учите его рисовать, лепить. Подражая вам ребенок затем самостоятельно осваивает движения кистью, карандашом.

Используя игровые приемы вы можете создать эмоциональное отношение вместе ребенка к процессам рисования, лепки.

Например:

Вы рассматриваете с ребенком иллюстрации к произведению В. Сутеева «Мышонок и карандаш», читайте его. Затем возьмите коробку с карандашами, погремите ею и спросите, что в ней может быть. Покажите -там цветные карандаши. Скажите: « Вот такими карандашами можно нарисовать любопытного мышонка». Ребенок с интересом начнет рисовать. Продолжайте игру «А где же кошка, от которой убежал мышонок? Нарисуй и ее». Помогите построить композицию, передать особенности образов -кошка больше мышки, у нее пушистый хвост и т.п.

2 метод «сотрудничество взрослого с ребенком».

Например, на большом месте вы изображаете деревья, дома, дороги и т.п. (все это можно выполнить и аппликативным способом), а ребенок дополнит эти картины - рисует листья, цветы, грибы, огни.

Метод сотрудничества дает детям возможность воспринимать явление в двух вариантах - незаконченном и окончательном. Этот метод представляет особую значимость для развития эстетического восприятия, так как именно при участии ребенка, в окнах домов «зажигались» огни, на деревьях «распускались листья», на земле выросли цветы и т.д. Предоставляйте своему ребенку возможность по своему желанию использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.

Однако надо отметить, что в результате такого обучения воображение, образное восприятие линий, штрихов, форм не развиваются. Эту техническую задачу можно решить, если использовать аппликацию - это заранее вырезанные и наклеенные вами фигурки; например котят: «Котята шаловливые, веселые, любят играть клубочками». Для пушистых проказников ваш ребенок с интересом нарисует разноцветные клубочки в разных частях листа и «протянет» каждому котенку нитку от клубка. Так возникает образ, который постепенно развиваясь, приобретает игровой характер. Ваш ребенок активно действует, движения руки с карандашом , фломастером становятся увереннее: играя с котенком, он рисует для него много разноцветных клубочков. Одновременно развивается речевая активность и интерес к результату деятельности. Для детей младшего возраста так же интересен процесс создания образа в лепке, так как в результате получается объемный предмет, с которым можно действовать активно. Ребенок только начинает осваивать технические навыки в работе с пластилином, поэтому ему нужно помочь создавать образы, используя игровые приемы: н-р,предложить слепить продукты для игры в «магазин» или угощение для гостей и т.д.

Или, вы можете предложить построить избушку, в которой будут жить петушок и курочка. Чтобы лиса не унесла петушка, курочку в густой лес, надо сделать для них избушку из бревнышек. Покажите как в ладонях раскатывать пластилин. Затем ваш ребенок сам лепит «бревнышки», из которых вместе с вами будет строить избушку. Игровая ситуация вашему ребенку панятна. Он старается сделать хорошие «бревнышки», чтобы получилась «крепкая» избушка. Продолжая развивать сюжетно - игровой замысел, предложите малышу сделать больше ровных столбиков и для «заборчика». Помогите укрепить заборчик. Ваш ребенок будет доволен конечным результатом.

Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно - ролевую основу, а сам процесс направлен на развитие у вашего ребенка воображения.

Занимаясь с ребенком лепкой, главное внимание обращайте на движение пальцев рук, на то, как с их помощью можно передавать характерные признаки предметов: развивать координацию движений рук, уточнять представление о форме предметов, развивать эстетическое восприятие форм, пропорций. Рисовать и лепить с ребенком можно и во время прогулок - порисовать на снегу, а летом с помощью различных формочек создавать постройки из песка. Эта деятельность обогатит опыт ребенка новыми знаниями об окружающем.

Воспитатель по ИЗОдеятельности:    Лавбина    Светлана    Олеговна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры с песком - полезное занятие»

Как научить ребёнка исследовать песок, делать разные постройки. Познакомить с правилами поведения, исполнения которых вы будете требовать от детей во время игры с песком....

Игры с песком - полезное занятие

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки,...

Игры с песком - полезное занятие

Рекомендации родителям и педагогам....

Игры и упражнения с пальцами рук – веселое, увлекательное и полезное занятие

Большое значение в развитии моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для рук – пал...

Бисероплетение- очень увлекательное и полезное занятие для дошкольника.

Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка....

Чем полезно занятие музыкой для детей.

Чем полезны занятия музыкой для детей? Такой вопрос, казалось бы, даже не должен возникать в обществе. И все же возникает. Почему? Всегда находятся люди, которые с ужасом вспоминают годы, пр...

Чем полезно совместное творчество с детьми.

А в чем польза творчества для родителей? Да еще и для детей?Творчество обладает  огромным целительным потенциалом, помогает  родителям справиться со стрессом, депрессией, разобраться в своем...