Игры и упражнения с пальцами рук – веселое, увлекательное и полезное занятие
консультация (младшая группа) на тему

Руденко Ирина Николаевна

Большое значение в развитии моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для рук – пальчиковая гимнастика.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Большое значение в развитии моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для рук – пальчиковая гимнастика.  

Раньше существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождавших детство наших прабабушек и прадедушек, игр, теперь уже забытых или полузабытых.

Польза развития моторики у детей в настоящее время общеизвестна. Тренировка тонкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие психических процессов, развитие произвольного внимания, развитие речи.

Уровень развития мелкой моторики – показатель готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое произвольное внимание, хорошая память и связная речь. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Пальчиковые игры – комплекс упражнений, направленных на развитие и формирование высших психических и познавательных процессов (произвольное внимание, мышление, воображение и др.)

         Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. В этих играх ребенку интересен именно процесс, наполненный речевым и двигательным содержанием. За их простотой скрывается огромная педагогическая и воспитательная ценность.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

 Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, они непродолжительны по времени.

Пальчиковые игры относятся к играм с правилами, где определены содержание, игровые правила, предполагаемый результат.

        Условно выделяют следующие виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры, сопровождающие проговариванием;
  • Пальчиковые игры с предметами и игрушками;
  • Теневой театр, простой пальчиковый театр.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнения дети разогревают ладони легкими поглаживающими до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.
  10.  При повторных провидениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текс). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа.

Методика руководства этими играми имеет некоторые общие особенности.

Выделяют три этапа в руководстве игрой.

  • Этап удивления. Важно заинтересовать детей игрой, вызвать желание играть.  Можно использовать игровые ситуации, сюрпризные моменты. Неповторимый колорит играм придают считалки, потешки.
  • Этап изучения. Игра должна стать для ребенка формой воспитания. Поэтому на втором этапе руководства игрой важно научить детей правилам и содержанию игры. Правила игры педагог сообщает перед самой игрой. Если игра знакомая, то необходимо вспомнить правила и содержание. При педагогическом руководстве игрой недопустима жесткая регламентация, лишающая детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность.
  • Самостоятельная творческая игра. Очень важно обеспечить активное участие каждого ребенка в игре, дать возможность учиться играть самостоятельно. Эффективным методическим приемом является поощрение.

Педагог может взять на себя роль наблюдателя, тем самым оберегает детскую самостоятельность. Но в случае необходимости обращается к детям, направляя их на поиск новых вариантов игры. Основная цель подведения итога игры: научить ребенка оценивать себя в игре, вызвать желание еще поиграть в эту игру.

      Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участи обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.

Таким образом: пальчиковая гимнастика  являются прекрасной формой организации детей в любой момент педагогического процесса.

       Регулярное использование обеспечивает хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму,  оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга, развитие речи, произвольного внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бисероплетение- очень увлекательное и полезное занятие для дошкольника.

Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка....

Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»

Цель мастер-класса: знакомство с пластилинографией, получение новых знаний воспитателями  и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение воспитателями  нетрад...

Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»

«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепно...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей и родителей»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей и родителей»...

Игры и упражнения с использованием пособия "Веселый парашют"

Игры и упражнения для развития познавательных процессов и эмоционально - личностной сферы....