деловая игра "Готов ли ваш ребёнок к школе?"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

деловая игра для родителей, где им приходиться решать психологические задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley_garifullina_v.n.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Цели встречи:

  • Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.
  • Обсудить точки зрения родителей, на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Оборудование:

1.Список факторов успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе на каждого родителя
2.Фигурки человечков (девочек и мальчиков)
3.Памятки для родителей
4.Рисунки детей на тему: “Как я представляю себя в школе”
5. Видеозапись с ответами детей на вопросы: “Зачем мне учиться в школе? Как родители готовят меня в школу?”
6. Список компонентов школьной готовности
7.Ручки с чёрной и красной пастой

Предварительная работа:

Анкетировние родителей.

Памятка для родителей

Ход встречи

ПСИХОЛОГ: УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Окончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней.

Первого сентября ваш ребёнок придёт к крыльцу своей первой школы, встанет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс вслед за своей первой учительницей. Его экзамен впереди. Но, а мы, свои родительские экзамены сдаём уже 7 лет его жизни. Безусловно, мы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. Вот если бы вы каждый год отправляли в школу очередного своего ребёнка, то тревожились всё меньше и меньше. Когда дело переходит в разряд обыденного, то оно становится привычным. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.

Я вам сегодня предлагаю решить несколько тестов.

ТЕСТ №!1. Пирамида»

Я вам предлагаю еще один тест, где вы определите основные показатели готовности ребенка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребенке, то что ему помогает хорошо учиться в школе.

Пред вами лежат карточки, где написаны различные показатели. На первую строчку необходимо выложить тот показатель, который вы считаете наиболее главным. На вторую выкладывайте 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью три, на четвертую два. На пятую один. И у вас должна получиться вот такая пирамида:

ТЕСТ №2 «Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учёбу в школе. Возьмите фигурку человечка) и напишите на ней синей пастой, те черты которые помогут и красной пастой те черты – которые затруднят учёбу вашего ребёнка. А после этого поставьте фигурку на одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, жёлтая - умеренное, зелёная полоска - нет особого беспокойства.

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

  • Ответственность
  • Умение считать, читать, писать
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Самостоятельность
  • Настойчивость
  • Состояние здоровья
  • Умение логически мыслить
  • Умение организовать рабочее место
  • Развитие речи и памяти

Подводиться итог теста (что родители ставят на первое место, второе т т.д.)

 Что же является важным в подготовке к школе? Подготовка к школе — процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Психологи выделяют разные виды готовности к школе

СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ: умение читать, считать, писать.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ:  состояние здоровья, физическое развитие, развитие основных движений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребенка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и пирамид. Не менее важно воспитать в ребенке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание. Из ваших анкет мы узнали что все дети участвуют в работе со взрослыми. Но это должно быть не от случая к случаю , а систематический. Ведь ребенок должен помнить о своих обязанностях и старательно доводить начатое дело до конца.

Итак подведем итог: Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить, ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: “Что больше — один или два”, не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита. Поэтому в свободное время занимайтесь со своим ребенком.

Помните –все чему вы научите ребенка, а главное, все чуму он научиться сам поможет ему быть успешным в школе.

А теперь я хочу узнать умеете ли вы слушать своего ребенка. Мы с вами будем решать педагогические ситуации.

  1. За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно рассказывает ей «Мама, мы сегодня птичку клеили!»

МАМА: Почему у тебя вся одежда мокрая?

ДИМА: Воспитательница сказала, что очень старался.

МАМА: Сколько раз тебе говорить клади варежки и штаны на батарею!

ДИМА: Я ёще дома попробую такую птичку сделать.

МАМА: Вот теперь пойдешь в мокром

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться

ВОПРОСЫ: в чем мама допускает ошибку? Что происходит с ребенком (гаснет интерес желания делиться) Как бы вы поступили на ее месте?

  1. мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний сын в слезах «Он отнял мою машинку»

Ваши действия. (поиграет отдаст, ты очень рассержен на него)

  1. сын возвращается из школы. В сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»

ваши мнения (как это не пойдешь в школу? Ты больше не хочешь ходить в школу?)

  1. дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо потеплее одеться, но дочка капризничает: она отказывается надевать эту уродскую шапку.

Ваши действия (перестань капризничать, это вполне нормальная шапка, тебе она не очень нравиться)

При решении этих ситуаций вы поняли, что надо разговаривать с детьми на равных, понять их внутренний мир.

А теперь вашему вниманию предлагается небольшой монтаж. Который приготовили дети нашей группы.

В конце нам бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшней встречи Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Арнаутова Е.П.  Педагог и семья.-М.: Изд  дом «Карапуз» 2001, стр.154.
  2. Горковенко В.   Скоро  в  школу.  Школьный психолог №6 2000. Стр. 12.
  3. Лусканова Н.  Схема  возникновения  школьной  адаптации//Школьный психолог. №12, 2000.
  4. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб.: КАРО, 2003

СП «Детский сад «УЛЫБКА»» ГБОУ СОШ с.Камышла

муниципальный район Камышлинский

Самарской области

Конспект

Семинара практикума

для родителей на тему:

«Готов ли ваш ребенок к школе»

Воспитатель:

Гарифуллина В.Н.

Камышла

Январь, 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма родительского собрания "Делова игра" на тему: "Роль семьи в социально-нравственном развитии ребёнка".

В помощь воспитателям предлагаю конспект родительского собрания в нетрадиционной форме "Деловая игра" на тему: "Роль семьи в социально-нравственном развитии ребёнка"....

Деловая игра "Ребёнок на пороге школьной жизни"

Участниками данной игры являются педагоги ДОУ, учителя начальной школы, родители детей подготовительной группы. В ходе игры её участники совместно решают какие психологические характеристики наиболее ...

Деловая игра«Ребёнок. Дорога. Безопасность».

Данный материал предназначен для работы старших воспитателей  Цель:уточнять знания педагогов по теме: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» , упражнять в умении ...

Деловая игра "Психологическая готовность ребёнка к школе".

Деловая игра с родителями будущих первоклассников с приглашением учителя начальных классов....

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....

Деловая игра: "НАПОЛНИМ ДУШУ РЕБЁНКА"

Материал для воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....