Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР
консультация (старшая группа) по теме

Данный материал представляет собой консультацию для родителей детей с ОНР. Консультация посвящена работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР. Умение правильно использовать предлоги является важным показателем грамотной речи ребёнка, поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»

Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР

(консультация для родителей)

Подготовила: Кострюкова И.А.,

                          учитель-логопед


      Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

       Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).

Однако у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога («маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Необходимо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

      Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия) .

      То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.

     После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:

* Чайка летит над водой.

* Белка сидит в дупле.

* Птица сидит на ветке.

* Мяч лежит под книгой.

* Дети играют около дома.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

     В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться). Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д. »

     Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу). Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т. п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.

     Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:

* Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.

* Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.

* Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.

* Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.

В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т. д.)

     Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла? » и др. Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:

* Чай можно пить с конфетами

* С пирожными

* С сахаром

* С мёдом

* С тортом

* С лимоном

* С вафлями

* С вареньем

Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд? » (с маслом, с сыром, с колбасой и т. д.) . «Из чего делают игрушки? » (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т. д.)

     Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, вам окажут игры.

1. Игра «Что мы делали, не скажем…»

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например:

• Мама вышла за дверь.

• Папа положил газету на стол.

• Бабушка налила чай в чашку и т. д.

2. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

• Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

• Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

3. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ).

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

• Девочка налила воду в кувшин. - …

• Мама положила яблоки на стол. -.

• Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

• Машина подъехала к магазину. - …

4. Игра «Исправь ошибки Незнайки»

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ) .

Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь. Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

• Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

• Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.

• Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

• Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.

5. Игра «Расскажи, что где лежит» (составление предложений по сюжетной картинке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР»

В консультации даётся  описание смысловых обозначений предлогов, а также предлагаются игры и упражнения на закрепление правильного употребления предлогов детьми....

Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с ОНР

Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа  по изучению и закр...

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недор...

«Правильное употребление предлогов в речи у детей с ОНР»

    Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет ...

Консультация на тему: "Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей".

В консультации предложены игры, которые помогают педагогам научить правильно употреблять в речи предлоги....

Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Работа логопеда над правильным употреблением предлогов в речи....

Схемы предлогов. Обучение дошкольников правильному употреблению предлогов в речи.

Обучение старших  дошкольников правильному употреблению и различению предлогов в речи с использованием схем - интересное и увлекательное занятие....